По подсчетам аналитиков, 80 процентов терактов с участием смертников за последние 40 лет были совершены после известных событий в США 11 сентября 2001 года. Эти данные показывают, что тенденция к самоубийству ради достижения определенных целей довольно нова, и требует исследования не в рамках учения ислама, а в плане неких других законов развития радикальных средств политической и социальной борьбы.

 Эксперты считают, что глобальная основа подобных методов достижения цели была заложена японскими камикадзе, которые во время Второй мировой войны получили приказ направлять свои самолеты и подводные лодки на корабли преимущественно американцев, если гибель была неизбежна. Как уверен специалист по информации и стратегии из Франции Франсуа-Бернар Юиг, «пример японских камикадзе навел других людей на определенные мысли и был взят в качестве технического элемента другими группами. После тактики японской армии в методах ведения операций произошли существенные изменения: террористы начали использовать пистолеты и взрывчатку, чтобы подобраться как можно ближе к врагам и убить как можно больше людей».

Вскоре тактику смертников, опробованную Японией в войне с другими государствами стали опробовать и перенимать уже организации, пытавшиеся добиться политических, религиозных и социальных целей. Это были первые шаги, которые предопределили развитие террористических методов борьбы. В частности, «Хезболла» 23 октября 1983 года во время войны в Ливане инициировала два теракта с использованием автомобилей, начиненных взрывчаткой. В результате погибли 299 американских и французских солдат. Но, как уверены эксперты, тактика применения самоубийств получила столь серьезное развитие далеко не из-за большого количества жертв. Эффективность была обусловлена тем, что после терактов израильские войска и их союзники резко ускорили вывод войск из Ливана. То есть группировка нашла выход из положения. Одновременно лидеры «Хезболлы» выпустили очень опасного джинна из бутылки, продемонстрировав действенность тактики смертников.

Но не стоит думать, что смертники стали тактикой исключительно исламистов, хотя среди списка радикальных движений таковых большинство — ХАМАС, «Аль-Каида», «Талибан». Вместе с ними тактику самоубийств взяли на вооружение и другие группировки, например, марксисты из Шри-Ланки «Тигры освобождения Тамил-Илама». Все они в определенный момент осознали, что «Теракт с использованием смертников позволяет одержать тактическую победу, свергнуть власть. Такой метод ведения операций дает возможность нанести ущерб врагу без использования серьезных военных ресурсов», - объясняет специалист по исламу Матье Гидер.

До сих пор самым масштабным терактом, совершенным смертниками стало нападение на Всемирный торговый центр 11 сентября. Это, как считают эксперты, стало поворотным моментом в применении тактики террористов-смертников. Как уже отмечалось, после 11 сентября было совершено 80 процентов всех терактов, связанных с самоубийствами за новейшую историю, что свидетельствует о том, что почти все экстремистские группировки признали смертников как чуть ли не самую эффективную тактику борьбы.

Аналитики утверждают, что большинство подобных терактов совершаются в ходе ассиметричных конфликтов, как то война в Афганистане или Ираке. Однако цели террористов в каждом конфликте разная. Например, афганские талибы используют смертников как противовес мощной военной машине армии США и союзников. В Ираке или Пакистане смертники противостоят в первую очередь правоохранительным силам собственной страны. В любом случае, как отмечает психоаналитик Надер Барзен, подобное послание нацелено на «членов общества для того, чтобы те могли повлиять на решения государства».

Американские эксперты, в частности политолог Роберт Пэйп, пытается доказать, что тактика использования террористов-смертников, вопреки распространенному мнению, не обусловлена религиозным фанатизмом. Она, по мнению Пэйпа, применяется большинством групп, «чтобы заставить оккупантов уйти их страны». Политолог утверждает, что большую часть терактов за период с 1980 по 2003 год совершили вовсе не мусульмане, а в первую очередь это касается «тигров» со Шри-Ланки. Он утверждает, что «теракты смертников не связаны ни с исламским фундаментализмом, ни с религией в целом, а направлены скорее на достижение относительно реалистичной стратегической задачи, которая заключается в том, чтобы вынудить демократические режимы вывести войска с их территории».

Мнение Пэйпа поддерживают и некоторые другие эксперты, которые считают, что в Коране нет ни слова о самоубийстве и смертниках. Так, директор Высшей школы практических исследований Пьер Лори говорит, что «В основанном на словах и записях пророка Мухаммеда мусульманском законе жестко осуждаются любые виды самоубийства. В одном из хадисов говорится даже, что Мухаммед предрекал вечное проклятие в аду любому отважному мусульманскому воину, который бросится на острие своего меча, оказавшись не в силах терпеть боль от ран». Ему вторит и  Надер Барзен: «Радикальные исламисты оправдывают свои теракты рассуждениями о священной войне, но я еще не слышал, чтобы в традиционном исламе допускалось самоубийство или убийство женщин и детей».

Поэтому-то действия смертников нередко подвергаются критике со стороны исламских религиозных лидеров. В частности, шейх Фадлалла назвал их неприемлемыми, потому что ислам запрещает верующим сводить счеты с жизнью. Но радикальные исламисты в свою очередь считают самоубийства во имя высоких целей допустимым. Матье Гидер отмечает, что «исламисты оправдывают использование этой тактики в том случае, если она отвечает интересам группы. Оно считается возможным в том случае, если направлено на врагов шариата, немусульманские державы и военных». А психоаналитик Надер Барзен видит в терактах, совершенных смертниками, раскрытие глубинной  психической потребности выполнить свою нарциссическую цель: «террорист становится частью символической игры, в которой его смерть способствует сохранению идейной целостности группы людей, разделяющих те же чувства и заблуждения». Более того, психоаналитик уверен, что «психическое воздействие терактов смертников позволяет придать их действиям необходимый смысл для того, чтобы в будущем добровольцы продолжили считать, что вносят вклад в успех борьбы их сообщества».

Выходит, что западные аналитики считают, что корни терактов, совершенных смертниками, далеко вне религии. Обусловлены они в первую очередь эффектом от подобных акций и удобством их совершения. Религиозное же оправдание смертников выглядит даже смешным с учетом несогласованности идеологов ислама и датировкой основной массы терактов новейшим временем, а именно после 2001 года. Получается, что смертники — такое же оружие, как пулемет, показавший себя эффективным во время Первой мировой войны или атомная бомба, потенциал которой был раскрыт в конце Второй мировой. Как и для любого другого оружия, для смертников сегодня дорабатывается тактика и методы применения.

Похоже, в будущем эта тенденция изменится лишь в сторону увеличения количества терактов. Так, только с начала апреля по всему миру было зарегистрировано по меньшей мере пятнадцать терактов с участием смертников, в результате которых пострадали сотни человек. Остается только надеяться, что специалисты смогут как можно быстрее найти противодействие этой чуме XXI века.

12.06.13

Источник: scienceport.ru