Ислам — религия со строго определенными заповедями, нормами поведения и мировоззрения, обязательными для всех. Среди этих норм есть и предписания относительно отношений с немусульманским миром, как для отдельного мусульманина, так и для всего исламского общества в целом, и представления о задачах исламского мира в ходе исторического процесса. Все это укладывается в стройную концепцию. Следовать этой концепции и для отдельного мусульманина, и для руководителей мусульманских государств так же обязательно, как, скажем, совершать ежедневный пятикратный намаз или поститься в месяц рамадан. Всем, кто так или иначе связан с современным политическим процессом, полезно и необходимо знать, в чем ислам видит цель истории, в чем состоит, согласно исламским нормативным текстам, должный порядок вещей, идеальное политическое устройство мира.

20 апреля 2013 года диакон Андрей Кураев опубликовал в своем ЖЖ пост об Исламе, вызвавший широкую общественную дискуссию и обвинения автора в разжигании межнациональной розни. Кураев согласился дать «Полит.ру» интервью, чтобы подробно разъяснить свою позицию.

Моё знакомство с Галиной Хизриевой началось с документального фильма «Слуги смерти», посвященного опасности распространения в России и в мире такого явления, как ваххабизм. Фильм был снят Российским институтом стратегических исследований, научным сотрудником которого является Галина Амировна. Поразила смелость и красота этой женщины - человека глубокой духовной жизни, наделенного редким даром радения за судьбы своего земного Отечества. Галина Хизриева - известный в России ученый, автор многочисленных научных трудов, знаток Кавказа, специалист по радикальному исламизму. В мусульманских кругах России ее также знают как истового защитника традиционного ислама.

«До революции татарская, среднеазиатская и дагестанская школы были прославлены во всем исламском мире и даже за его пределами». Почему государство считает необходимым обучать имамов в России, а не за рубежом, и о том, как и зачем следует улучшать российское мусульманское образование, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал ректор Московского исламского университета Дамир-хазрат Хайретдинов.

Салафизм имеет выраженный политический характер, считает руководитель "Центра изучения и анализа" управления по делам религии города Алматы Бейбит Турабаев. По его мнению, часть отечественной элиты «заражены" идеями нетрадиционных религиозных течений. Однако главная опасность для страны – радикализация казахстанской молодежи.

В своём интервью, принц Карим Ага Хан IV, наследственный имам мусульман-шиитов-исмаилитов, утверждает, что сегодняшний день деятельность террористов на Ближнем Востоке обусловлена не религиозными, а политическими мотивами.

Знания имеют очень высокий приоритет в нашей религии. Они приводят верующего к страху перед Аллахом, к чему и призывают истинные учёные – наследники Пророка (мир ему и благословение). Отсутствие страха перед Всевышним – путь к беспорядку и грехам. Из истории Ислама мы знаем, как Аллах погубил многие народы из-за их ослушания. И, посмотрев на состояние нынешних мусульман, на то, в каком положении они находятся, мы понимаем, что основой всему этому являются наши собственные грехи, отсутствие ревности за религию и действий, возвеличивающих её. Предлагаем вам интервью с учёным-богословом Ахмадом Каттаном, директором благотворительной организации «Наше слово – наше дело». Он является также директором центра обучения Корана имени Умара ибн Хаттаба, имам-хатыбом мечети имени этого сподвижника Умара в городе Бейрут; входит в комиссию учёных Ливана, член Союза учёных стран Шама (Иордания, Сирия, Ливан, Палестина).

В случае исламизма целесообразнее говорить не о «конфликте цивилизаций», а о «трении цивилизаций», о конфликте идентичностей, который существовал всегда и который при определенных (в частности, нынешних) обстоятельствах может обостряться, принимая в том числе самые крайние формы.

Призыв духовных лидеров ведущего исламского университета "Аль-Азхар" (Египет) к реформированию мусульманского образования с целью предотвращения экстремистских толкований священных текстов является очень актуальным и своевременным, особенно учитывая распространение идеологии группировки "Исламское государство" (ИГ). Такое мнение высказали РИА Новости представители российской мусульманской уммы.

Употребление в информационном, публичном пространстве понятия "исламский терроризм" недопустимо, поскольку все религии призывают к миру и запрещают убивать людей, заявил 21 февраля председатель отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Скачать

О том, как традиционные религии приспосабливаются к реалиям XXI века, и почему среди россиян становится все больше "захожан", в интервью "Росбалту" рассказала доктор социологических наук, профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Елена Островская.

Мнение казахстанских экспертов.

"Исламисты", "исламские радикалы", "ваххабиты", "салафиты" – все эти термины активно используются широкими СМИ, потоком несутся с телевизионных экранов на перепуганную аудиторию. Снимаются передачи, где эксперты группами и по одиночке обсуждают межрелигиозные проблемы России, способы примирения конфессий, а некоторые чиновники предлагают сразу приступить к обсуждению бюджетной части решения данных проблем.

Сказал Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м), да смилуется над ним Аллах:

Хвала Всевышнему, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и тем, кто наставился, из тех, кто улучшил свой нрав по отношению к учёным и принял от них  и не обманулся речами глупых мечтателей, которые читают Коран, но он не доходит ниже их глоток (т.е. не доходит до сердец), как их описал Пророк (мир и благословение Аллаха).

Геополитические перемены, произошедшие в начале XXI века в странах исламского мира, внешне выглядящие как набор стихийных факторов, на самом деле есть проявление сложнейшего качественного сдвига в балансе сил на планете. Для некоторых же политологов - все это не более чем недальновидные игры политиков самой мощной державы мира, Соединенных Штатов Америки, следствие их якобы интеллектуальной немощи и стратегической близорукости.

После 11 сентября 2001 года конфликт между Исламом и Западом перешел в открытую форму. С одной стороны, США и его союзники начали широкомасштабную войну против исламского терроризма по всему миру, с другой стороны, часть западной общественной мысли активизировалась в поисках пути решения этого глобального конфликта. В процессе поиска решении этого конфликта многие представители западной общественной мысли приступили к более широкому и глубокому изучению ислама и мусульманского мира. Для многих из них стали более актуальны такие важные темы, как: «ислам и джихад», «ислам и терроризм», «Новый Халифат», «фундаментальный ислам», «салафитский ислам», «радикальные течения ислама», «модернизация ислама», «Ислам и Запад», «ислам и глобализация», «ислам и демократия», «ислам и права человека», «ислам и женщины», «ислам и рабство», «ислам и экология», «ислам и СПИД», «ислам и  СМИ», «ислам и бизнес» и т.д.

Запрет ислама в Анголе стал горячей темой в международных СМИ в минувшие выходные, новостные ленты по всему миру пестрили сообщениями о том, что в Юго-Западной африканской стране запретили ислам и начали сносить мечети.

Любые стратегические прогнозы на будущее не могут не считаться с исламским фактором. Этот фактор стал решающим как в России, так и в Западном мире. Война против терроризма в России и европейские проблемы миграционной политики - лишь примеры неудачной маскировки истинного положения дел: проблемы возрастания роли ислама в современном мире.

Современный мир стоит перед лицом глобальных вызовов. Одним и самых серьезных является опасность возникновения новых разделительных линий, теперь уже не по идеологическому, а по культурно - цивилизационному признаку. В эпоху глобализации соперничество идеологий уступило место конкуренции систем ценностей и моделей развития. И здесь уместны такие категории как существование и синтез, а не доминирование и ассимиляция. Одной из характерных особенностей современного мира является возрастание роли религиозного фактора в международной жизни. Приоритетной задачей ставится недопущение конфронтации цивилизаций через налаживание конструктивного диалога представителей различных культурных и религиозных традиций.

В конце февраля в администрации города Стерлитамака Республики Башкортостан состоялось заседание Комиссии по вопросам государственно – конфессиональных отношений. Представители религиозных организаций, действующих в городе, собрались за круглым столом, чтобы вместе с отделом по взаимодействию с общественными институтами обсудить наболевшие вопросы. После заседания имам-хатыб Стерлитамакской мечети имени Халид бин Валид Ришат-хазрат Рафиков рассказал порталу Chё о сегодняшних проблемах и опасениях мусульман насчёт общего будущего.

В наше время очень остро стоит вопрос понимания отношения Ислама к плюрализму, к другим мировоззрениям и образам жизни. В понимании данного вопроса (да и, вообще правильного толкования источников Ислама) заметны очень серьезные (методологические) ошибки, как со стороны самих мусульман, так и представителей других мировоззрений, как со стороны ученых (как правило, не имеющих надлежащего религиозного бэкграунда), так и простых граждан.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на недавнем саммите стран СНГ предложил создать форум "Ислам против терроризма". Насколько актуальна эта инициатива? И в чем российская специфика взаимоотношений государства и исламской общины? На эти и другие вопросы Pravda.Ru отвечает президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.

Несмотря на то, что очень много сказано и написано на тему "отношение Ислама к терроризму", т.е. на опровержение или наоборот доказательство существования взаимосвязи между Исламом и терроризмом, эта тема не теряет своей актуальности и требует постоянного внимания к себе в силу ряда причин. Во-первых, мусульманский мир на данный момент подвержен серьезным политическим, экономическим и социальным кризисам.Во-вторых, во многих анализах на эту тему заметны проблемы методологии, вследствие чего прийти к должному объективному результату бывает сложно.

В течение последних двух десятилетий в мире идет сложный процесс возрастания веса и роли мусульманских государств. Неоднозначность этого явления просматривается как в экономической, так и в политической сферах. Одни мусульманские государства заняли важнейшее место в мировой экономике благодаря гигантским запасам углеводородов, поставляемых в развитые страны. Для стран-экспортеров нефти характерен высокий уровень жизни населения. Напомним, что национальный доход на душу населения Катара превысил аналогичный показатель США. Другие государства, не входя в число ведущих поставщиков энергоресурсов, добились высоких показателей в экономическом развитии. Таким примером может служить Турция.

Поводом для беседы с Галымом Жусипбеком, доцентом заведующим кафедрой международных отношений факультета экономики Университета имени Сулеймана Демиреля, послужила резня, которую устроил в этом уходящем месяце мужчина в Британии в местной мечети. Почему люди отождествляют ислам с терроризмом и кому это выгодно? Допустимо ли насилие в исламе? Почему в современном мире появляется исламофобия? Кто призывает строить исламское государство? Профессор ответил на эти и другие актуальные вопросы.

Какие мотивы скрыты за взрывами на бостонском марафоне месяц назад и предотвращенными атаками на канадский поезд VIA Rail?

Скачать

В последнее время политологами и СМИ много внимания уделяется так называемому исламскому фактору, который объективно играет все большую роль в политической и общественной жизни нашей цивилизации. В обиход прочно вошли новые понятия и термины, такие как политизированный ислам, исламистские партии и группировки, исламский экстремизм, исламский радикализм, джихадизм и им подобные. Как правило, эти словосочетания озвучиваются в основном в негативном ключе, как представляющие угрозу национальной и международной безопасности.

Проблема так называемого «исламского фундаментализма» активно обсуждается в отечественной и зарубежной научной и публицистической литературе начиная с конца 1970-х гг.

Интервью Президента института Ближнего Востока Е.Сатановского В.Соловьеву на Радио "Вести FM".

В 1879 году Ницше (а он считал, что "крупные политические события скрываются за незначительными эпизодами, рядом с которыми они смотрятся жалко") заявил, что пресса на самом деле лишь постоянно бьет ложную тревогу, "которая поворачивает уши и мысли в неверном направлении".

Как ни смешно, по большей части антииммигрантский дискурс используют националистические группы, аппелирущие к суверенитету нации-государства как необходимому средству контроля над иммиграцией, тогда как регулируют миграционные потоки все чаще наднациональные институты (такие как Европейский союз). Некоторые из них довольно близки ко второму ориентиру националистических групп, названному нами национальной «цивилизацией».

Скачать

Религиозные воззрение народа играют весьма существенную роль, как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. В современном мире имеют место усиление религиозности населения и активизация религиозных движений, некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят религиозную окраску. Все это дает повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной международной составляющей.

В Индии на прошедшей неделе прошла представительная конференция мусульманских ученых «За мир во всем мире». Конференция была организована благотворительным и образовательным фондом «Шейх уль-Хинд». В ходе конференции, в которой участвовали, как индийские, так и зарубежные исламские ученые, богословским языком были подтверждены приверженность мусульман миру и неприемлемость терроризма, как явления абсолютно неисламского.

Сложность и неоднозначность феномена исламского радикализма в мире, в том числе и в России, в настоящее время привели к тому, что на официальном уровне, на языке деятелей науки, средств массовой информации, специалистов, духовенства тех или иных конфессий для его описания стали широко использоваться такие определения, как "исламский фундаментализм", "исламский экстремизм", "салафизм", "ваххабизм", "джамаатизм", "исламизм" и другие.

У окна коврик для намаза, на полке Коран, на столе мигающий компьютер и много книг. За столом хрупкая женщина в хиджабе — автор ряда экспертиз о создании в России «ваххабитского интернационала». Женщину зовут Галина Хизриева, она научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Галина рассказала корреспонденту «РР», кто объявил джихад исламу.

В период 23-24 ноября в Бишкеке проходила международная конференция.  По итогам ее работы принята итоговая декларация, текст которой приводится ниже.

Религиозный экстремизм на постсоветском пространстве по-прежнему сохраняет свою актуальность. Наиболее выражен он своими деструктивными последствиями со стороны представителей, позиционирующих себя с Исламом. Это явление достаточно распространено как в России (и не только в регионах со значительной долей мусульманских этносов), так и в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. В связи с последними событиями на Украине, еще одной горячей точкой на карте России в этом отношении стал присоединенный Крым с его политически активным крымско-татарским меньшинством. В перспективе в связи с предстоящим выводом американских военных из Афганистана прогнозируется рост этого явления в Центрально-Азиатском регионе и на всем постсоветском пространстве в целом.

Сегодня в мусульманском мире разразилось большое количество войн, во многих из которых, помимо иностранных вооруженных сил, участвуют сами мусульмане.

Крах советского тоталитарного режима привел не только к окончанию холодной войны. Он породил надежды на то, что мировое противостояние, время от времени угрожавшее самому существованию человечества, никогда больше не повторится.

Ислам представляет собой духовную реальность всемирного масштаба, которая коренным образом видоизменила образ мыслей и поведение людей, принявших его. И сегодня исламская цивилизация существует и проявляет себя всюду, где живут мусульмане.

Скачать

В свои неполные сорок лет муфтий Красноярского края Гаяз-хазрат Фаткуллин получил четыре высших образования. Два из них религиозные и два - светские. Все они так или иначе связаны с историей и культурой нашей страны и региона. Поэтому вести с ним разговор на темы межкультурного и межэтнического взаимодействия очень интересно - он смотрит на проблемы и как историк, и как духовный лидер красноярских мусульман.

Современная Европа переживает особенный период. Наряду с трансформацией в социально-политической и экономической сферах общественной жизни, серьёзные изменения наметились и в сфере межконфессиональных отношений. Избрание на пост папы Римского 76-летнего аргентинского кардинала итальянского происхождения Хорхе Марио Бергольо, который имеет в религиозном мире репутацию консерватора, вселяет надежду на то, что новый понтифик настроен на межконфессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание. Он был избран на конклаве, проходившем в Ватикане 12–13 марта 2013 года, принял имя Франциск I, стал 266-ым по счёту. В общей сложности для избрания понтифика пришлось провести 5 голосований.

В последние годы число христиан на Ближнем Востоке – колыбели христианства –катастрофически уменьшается. Еще сто лет назад каждый четвертый житель Ближнего Востока был христианином, сегодня эта цифра составляет не более пяти процентов.

Сегодня на просторной территории от Кении до Пакистана, от Сирии до Нигерии некто во имя ислама рисует самые жестокие в мире сцены. С уверением, что это «предписание Корана»,  обезглавливаются человеческие тела, взрываются мечети и церкви. У всех людей, в том числе у самих мусульман, все это вызывает вопросы: источник этого насилия – ислам? Неужели насилие – в природе ислама? Возможно, в этом состоит скрытая и конечная цель этих акций: дать невежественным и слабым слоям населения, которые присутствуют в любом обществе, установку на жестокость и представить ислам «религией насилия».

Сегодня во всем исламском мире и в России в частности сложилась очень сложная внутриконфессиональная обстановка. Противоречия внутри одной конфессии достигли уровня вооруженного противостояния, в котором государственный аппарат страны, особенно его силовая составляющая, становится на сторону одной из противоборствующих группировок. В чем же причина этого противостояния и подобного поведения государства?

Во второй половине ноября в Эр-Рияде прошла 21-ая по счету конференция Совета Международной академии исламского фикха (IIFA), которая завершилась 22 ноября единогласным призывом исламских ученых к прекращению кровопролития в мусульманских странах. Одной из задач конференции было коллективное осуждение экстремизма и распространение идей умеренного ислама. Мероприятие продлилось 5 дней, в нем приняли участие известные исламские ученые со всего мира.

В духовном джихаде никто не знает об усилиях, которые ты прилагаешь, чтобы сразить очередную преграду к Всевышнему, никто не видит твоих добрых дел и искренних намерений.

"Растворился страх в воздухе, искупав адреналин в крови, и погибельно сладкая жизнь опьянила нас вкусом своим, сделав близкого чужим, каждый спросил себя о завтрашнем дне, но пустые догадки-домыслы привели в никуда, заставив задуматься каждый о себе..."

В конце ХХ столетия на авансцену глобальной политики ворвалась новая, пассионарная сила мирового масштаба - исламизм, или политический ислам. Истоки подъема исламистов, их идейный фундамент, течения и основные организации рассматривает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов

Изучение шиитского учения об Имамате невозможно без понимания религиозной концепции Пакта, заключенного, согласно Корану, между душами верующих и Богом до начала времен, и являющейся центральной для религиозного сознания каждого мусульманина. В соответствии с кораническим учением, человеческим душам, предсуществовавшим материальному миру, был задан вопрос: «Разве не Господь Ваш Я?» (Коран, 7.171).

На сложнейший вопрос, почему арабо-исламский мир разрознен и что мешает мусульманам объединиться, в специальном интервью порталу Islam.ru ответил президент «Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами» Матузов Вячеслав Николаевич.

29 июня исламисты ИГИЛ объявили о формировании исламского халифата, который включает в себя некоторые регионы Сирии и Ирака. Там они установили режим, который представляет собой смешение светской власти и исчезнувшего более века тому назад фундаментализма. Такой поступок отражает серьезно отличающееся от нашего отношение к теологии и традиции.

Кажется, что исламский мир и Запад оказались в фазе активизации политического и культурного конфликтов. Каждая сторона относится к другой с недоверием и подозрением и имеет взаимный список претензий. Жаркие дебаты на телевидении, на страницах газет, в университетских городках и в стратегические исследования укрепили страх, что ислам и Запад находятся на встречных курсах. Большое внимание уделяется политической и культурной пропасти, бесполезности взаимодействия и контакта, крикам о гегемонии и империализме. В этой какофонии, слышатся голоса тех, кто стремиться к диалогу и примирению между конфессиями.

Скачать

Проблема конфессиональной составляющей общественного развития актуальна в связи с религиозной обусловленностью современного понимания мировоззренческих ориентиров, их этических и нравственных критериев. Следует уточнить, что вычленение конфессиональной природы религиозного опыта обусловлено также и прямой взаимосвязью практики культовой системы с реализацией предельных ценностных установок личности в социокультурной сфере. Конфессиональные отношения являются частью общественной жизни, от которой они не могут быть изолированы, так как прочно вплетены в ткань социальных отношений.

Наблюдая за политическими событиями в Западной и Северной Африке, а также на Ближнем Востоке, важно в полной мере учитывать «саляфитскую составляющую», которая в ближайшие годы вполне может оказаться одной из наиболее значительных религиозных и политических сил.

Гонения на христиан и христианство во всем мире приобретают катастрофические масштабы. По данным различных международных организаций, сейчас притеснениям подвергаются более 100 миллионов последователей учения Иисуса Христа. Каждый год погибает около 100 тысяч христиан. Они сегодня — самая многочисленная группа жертв по религиозным убеждениям.

Хотя согласно Корану и сунне понятие джихада является многозначным, в европейском общественном сознании за ним закрепилось представление как о «джихаде меча» - и не без оснований.

В реалиях современного мира, после того, как группа экстремистов, поддерживаемых западными спецслужбами, объявила о создании в Сирии т.н. «Исламского государства», то есть халифата, само слово «халифат» стало синонимом некоего негатива, того, чего ни в коем случае нельзя допустить. Произносить это слово стало сродни призыву к вооруженной борьбе против «неверных» или свержению конституционной власти в стране. Однако на самом деле все это - итог антиисламской пропаганды и последствия той фитны (смуты), которая происходит сегодня в Ираке, Сирии и на всем Ближнем Востоке.

Скачать

Вопрос исламизации продолжает оставаться одним из самых актуальных в международной политике. В чем причина роста экстремистских исламских организаций? И как развязать цивилизационные узлы в условиях современного мира? Об этих проблемах Pravda.Ru поговорила с известным арабистом, директором Института востоковедения РАН Виталием Наумкиным.

Аспирант Ставропольского государственного университета Арман Григорян проанализировал базовые постулаты основных течений ислама и выделил восемь основных характерных особенностей, которые формируют его радикальную составляющую.

Ваххабизм (от араб. الوهابية‎‎) — течение в Исламе, которое появилось в 18 веке. Суннитские ученые сразу же признали её как заблудшую секту, раскалывающую и разрушающую Ислам изнутри. Ваххабизм назван от имени основателя самой секты Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ат-Тамими (1115-1207 х/1703-1792 г).

Поскольку с мая 2013 г. стало ясно, что Хизбалла борется на стороне Башара аль-Асада в сирийской гражданской войне, все больше стали говорить об эскалации религиозной войны между шиитами и суннитами. Соответственно, с одной стороны стоит шиитский Иран, Хизбалла, алавиты в Дамаске и шииты, доминирующие в правительстве Багдада, а с другой стороны, ведущая суннитская сила - Саудовская Аравия, Турция, Катар и суннитские повстанцы в Сирии.

"Сегодня одной из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма является такфиризм. Для того, чтобы ясно представлять суть и тенденции деятельности такфиритов в Казахстане, необходимо обратить внимание на предысторию и основные характеристики такфиризма…"

Война - это не конфликт классов, война - это конфликт мировоззрений. Ниже приведены две цитаты: одна из Ветхого завета, другая из Корана.

Кровавые акты некоторых нелюдей, выдающих себя за мусульман, где они обвязываются взрывчаткой, или на начиненном взрывчаткой автомобиле убивают самих себя, да еще и многих, ни в чем не повинных людей, и тем более, их нападения на храмы, к какой бы конфессии они не принадлежали – все это не имеет оправдания ни с точки зрения Корана, ни с точки зрения Сунны, ни с точки зрения исламского права, ни с точки зрения человечности вообще.

Накануне нового тысячелетия мусульмане всего мира столкнулись с новыми вызовами современности: в мусульманских странах был запущен вирус религиозного экстремизма и радикализма, создавший новые формы вероисповедальной практики. Сегодня приверженцами различного рода течений оккупируются мечети, устанавливаются в них новые порядки и правила, порой противоречащие даже обычной логики, не говоря о вековых традициях.

Скачать

Впервые термин «фундаментализм» в религиозном контексте был использован протестантскими священниками США (в начале 20 в.), когда в Бостоне были опубликованы статьи, призывавшие вернуться к религиозным основам (fundamentations) и возродить религиозные принципы в их первозданной чистоте. Это означало также отказ от модернистских идей, которые, по мнению анонимных авторов статей, искажали сущность религии, подрывали ее основы.

Скачать

Американская социологическая служба Pew Research Center Religion & Public Life обнародовала свой прогноз численности последователей различных религий в мире вплоть до конца XXI века. Первым пунктом в презентации прогноза указано то, что в 2050 году впервые в истории «число мусульман практически сравняется с количеством христиан в мире».

О том, почему исламистские террористические группировки разрушают памятники культуры, как христианская цивилизация может этому противостоять и к чему способен привести конфликт идеологий между Западом и Востоком, в интервью "Росбалту" рассказал историк-востоковед и арабист, исламовед, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Что-то непонятное, более того ужасающее происходит с представителями Ислама в последнее время. Сводки новостей полны негативной информации о мусульманских странах, обществах и просто отдельных личностях, причисляемых к мусульманам: терроризм, осуществляемый якобы во имя Ислама; нетерпимость к "другим"; братоубийственная война в Афганистане; кровопролитие на Ближнем Востоке и в Африке (будь-то Ирак, Сирия или Нигерия); проблемы в нашем Центрально-Азиатском регионе и на Кавказе; с другой стороны, растущая исламофобия и явный ориентализм в отношении мусульман.

Распространенная неопределенность  в понимании исламизма, который  в свете последних событий еще долго будет оставаться на региональной и мировой повестке дня, исходит из сложности в определении термина «исламизм».

Сегодня уже забылось и мало кто об этом вспоминает – как и когда началась та весна, которую назвали «арабской». Она распустилась кровавым цветом сотен погибших, растоптанных на площадях, растерзанных судьбами. Та весна началась 17 декабря 2010 г., когда от отчаяния и нестерпимого унижения поджег себя Мухаммед Буазизи, продававший на тележке овощи в затерянном в глубине Туниса местечке Сиди Бузид. Весна прорвалась в январе-феврале 2011 г., когда бурные волнами одно за другими проходили выступления на площади Тахрир, в Иордании – «день гнева», в Сирии, следом в Ираке, на Бахрейне на Жемчужной площади, в Ливии, в Йемене. Что это была за весна?

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»). Однако в настоящее время слово «салаф» приобрело уже значение особого термина и в исходном значении применяется редко. Данное слово используют для обозначения первых веков истории Ислама, которые заслуживают право быть примером для подражания и решающим аргументом в жизни верующих.