Накануне нового тысячелетия мусульмане всего мира столкнулись с новыми вызовами современности: в мусульманских странах был запущен вирус религиозного экстремизма и радикализма, создавший новые формы вероисповедальной практики. Сегодня приверженцами различного рода течений оккупируются мечети, устанавливаются в них новые порядки и правила, порой противоречащие даже обычной логики, не говоря о вековых традициях.

Вероятно, все это плод намеренной пропаганды, которая создана для дестабилизации духовной жизни мусульман, для их разобщения. И, к сожалению, сегодня дело доходит до того, что мусульмане не в состоянии даже согласовать дни празднования крупных религиозных праздников. Такое положение действительно разобщает мусульман России. Поэтому на историческом форуме татарских религиозных деятелей с участием национальной интеллигенции, представителей органов государственной власти татары-мусульмане выразили беспокойство в связи со сложившейся религиозной ситуацией в мусульманской среде. И как один из выходов из сложившейся ситуации там же была обозначена духовная доктрина уммы согласно богословско-правовому направлению имама Абу Ханифы. Она взята за основу религиозной жизни большинства мусульман России. Давайте зададимся вопросом почему? Что же представляет из себя ханафитский мазхаб? Каково его место в Исламе?

Экскурс в историю показывает, что Нугман ибн Сабит, больше известный как Абу-Ханифа (699 –767 гг.), является самым известным и влиятельным факихом в истории Ислама. Его имя часто сопровождается почетным титулом «аль-Имам аль-Азам» (Величайший предстоятель). Абу-Ханифа был самым старшим среди всех имамов – основателей суннитских мазхабов. Из всех этих имамов только Абу-Ханифа мог встречаться со сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Вопросу о «преемничестве» Абу-Ханифы уделялось особое внимание еще и потому, что никто из виднейших факихов того времени (аль-Аузаи, Суфьян ас-Саури, Ляйс ибн Сад, Малик ибн Анас и др.) не мог претендовать на подобный ранг.

Кроме того, Абу-Ханифа является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права, которое, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечало бы требованиям повседневной жизни. Собственно, именно по этой причине имам аш-Шафии сказал, что «мусульмане обязаны Абу-Ханифе достижениями в разработке фикха». Ведь до Абу-Ханифы такой науки, как фикх, не было вовсе. Он сделал невозможное: разработал методику истихсана и кыяса. Имам призывал юристов исходить из общих принципов благоразумия и справедливости – «предпочитать лучшее» (истихсан), хотя это не всегда было просто.

Трудно переоценить масштабность фигуры имама, его выдающуюся неординарность и величайшие интеллектуальные способности.

В целом методы Абу-Ханифы делали его мазхаб максимально приближенным к реалиям жизни. Также причиной того, почему именно Абу-Ханифа и лишь он один достоин титула «аль-Имам аль-Азам», можно считать наличие у него учеников, достигших степени муджтахид-мутлак (они имели право самостоятельно выносить фетвы по любым вопросам шариата и шли по своему уровню вровень с имамами-основателями мазхабов). Абу-Ханифе, в отличие от других имамов – основателей мазхабов, довелось выносить свои правовые решения в «эпоху перемен». Все это повлияло и на идеологию, и на методы правовых решений Абу-Ханифы, превратив в итоге его мазхаб в самый толерантный среди всех правовых школ в Исламе. Помимо общей рациональности, на толерантность ханафитского мазхаба повлиял еще и тот факт, что Абу-Ханифа и его ученики рассматривают словесное признание и подтверждение сердцем веры в Аллаха и в остальные столпы веры достаточными основаниями для того, чтобы считать человека верующим мусульманином. Надо отметить, что именно наличие многочисленных враждебных псевдоисламских группировок, использовавших сектантские воззрения для обоснования своей богоизбранности, которые способствовали расколам в мусульманской умме, стали предпосылкой появления этих воззрений Абу Ханифы. В наши дни эти главные принципы ханафитской школы позволяют рассматривать миллионы людей, которые лишены знаний об Исламе и далеко не всегда соблюдают все положенные религиозно-обрядовые предписания, в качестве именно верующих мусульман. Более того, данный принцип позволял местным жителям сохранять свои старые, доисламские традиции, которые признаются в ханафитском мазхабе одним из вспомогательных источников права. Недаром его последователи считают эту школу максимально понятной для рядовых верующих. Здесь же заложена и причина того, почему многочисленные общества, племена и нации в многонациональных и поликонфессиональных регионах, таких как Средняя Азия, Золотая Орда, Османское государство и империя Великих Моголов, принимали Ислам именно в ханафитском прочтении и почему их потомки продолжают придерживаться постулатов этой школы по сей день.

Свободомыслие, культивируемое ханафизмом, привело к тому, что именно на его почве появились гиганты мировой мысли, как например Фараби и Авиценна. Причем их вклад в мировую цивилизацию неоценим. Нельзя оспаривать то, что миру нужны в первую очередь гуманитарно и культурно образованные люди. А все это аккумулировано в мазхабах. В том числе и в ханафитской интеллектуальной традиции.

К сожалению, на сегодняшний день книжные рынки переполнены литературой, пропагандирующей другие направления, которые призывают к агрессии и насильственным действиям против немусульман. Поэтому Ислам ассоциируется с экстремистским агрессивным настроем, в то время как при грамотном богословском подходе все становится на свои места. К сожалению, методика и взгляды Абу Ханифы практически неизвестны, хотя в истории мусульман России наибольшее распространение получил именно ханафитский мазхаб. Поэтому сегодня как никогда актуально изучение ханафитского наследия.

На сегодняшний день Запад, который никак нельзя назвать обителью Ислама, не чурается изучать Шариат. Почему же мы, мусульманское сообщество, должны уступать ему в этом? Нам необходимо осознавать, что любую радикальную идеологию невозможно уничтожить физически, как это пытаются осуществить в некоторых странах и регионах. Надо создать такие условия жизни, при которых радикальная идеология изжила бы сама себя, не будучи востребованной людьми. Именно этому и способствует видение Ислама традиционными юридическими школами, в частности ханафитским мазхабом. Не безосновательны слова некоторых экспертов, что «ханафитский мазхаб является фактором сдерживания радикализма». Неспроста эта школа является и признается в кругах специалистов самой толерантной и умеренной в Исламе. Именно поэтому важно создавать особую атмосферу неприятия не только методов радикалов, но и их религиозных воззрений. Следует помнить, что в истории Ислама радикализм обрекал сам себя на гибель тогда, когда общественное мнение разочаровывалось в нем и оборачивалось против него.

Отсюда и необходимость религиозного обоснования его ошибочности, преступности. Ведь экскурс в историю показывает, что только тогда, когда Абу Ханифа обосновал богословско-правовые нормы, приравнивающие хариджитов к гибельной перед Богом ереси, это движение трансформировалось в умеренное, навсегда сняв радикальную риторику с повестки дня.

Не стоит забывать, в компоновке с разумным восприятием веры, с рациональным подходом, вера становится осмысленнее и лишь гармония веры и разума позволит реализовать предписания Всевышнего и явится гарантом «золотой середины», к которой призывает Всевышний!

Тимур Шарифиев

Источник: сайт info-islam.ru