Многочисленные несостоявшиеся «концы света», последний из которых должен был произойти в декабре 2012-го в соответствии с завершением календарного цикла индейцев майя, подорвали в человечестве веру в нумерологию. Однако то, что история развивается по определенным закономерностям, есть более или менее признанный факт. Можно подгонять его под тот или иной календарь, пытаясь выстроить какую-то теорию. Можно не подгонять, а попросту оценить, что происходило в тот или иной год сто, двести и более лет назад. И в случае года текущего, 14-го, получить соответствующие результаты, по крайней мере, для Европы.

1914-й – начало Первой мировой войны, по завершении которой на карте не осталось ни одной империи из тех, что ее начинали, кроме Британской. 1814-й – начало конца Наполеона Бонапарта (хотя битва при Ватерлоо – уже 1815 год). И кстати, именно в этом году английский десант взял штурмом Вашингтон, спалив Белый дом и Капитолий. 1714-й – конец Войны за испанское наследство, а также битва при Гангуте – первая в истории морская победа русских над шведами, в память о которой отмечается день воинской славы России. 1614-й – первый год после Смутного времени, начало эпохи Романовых. И так далее, и тому подобное.

«Пора перемен» бывает раз в столетие

Имеет ли все вышеперечисленное прямое или косвенное отношение к началу текущей российско-украинской «замятни», в рамках которой Крым в очередной раз «ушел под Москву»? Да, в общем, нет. Однако читатель может отметить, что каждые сто лет примерно в одно и то же время наша страна и ее соседи – ближние и дальние попадают в очередную «пору перемен». Ту самую, которой китайцы с древности рекомендовали опасаться. Что-то кончается, что-то начинается. Но в результате этих изменений мир меняется – до очередного кризиса.

Пытаться остановить или замедлить ход истории примерно так же целесообразно, как тормозить курьерский поезд, встав перед ним на рельсы. Хотя высказывать неодобрение, возмущение и решительное осуждение происходящего – в данном случае возвращение Крыма в состав России – никому не заказано. Равно как и применять какие угодно санкции – хоть к стране в целом, хоть к отдельно взятым чиновникам, политикам и бизнесменам в частности. Вольному воля, спасенному рай.

Проблема в том, что развернуть процесс деградации и распада сегодняшней Украины – экономического, политического и какого угодно другого – присутствие в ее составе Крыма никак не может. Она на глазах превращается в несостоявшееся государство, охваченное внутренней смутой, которая в кратчайшие сроки может перерасти в гражданскую войну. А что такое гражданская война на Украине, известно хорошо, по крайней мере тем, кто не забыл уроков новейшей истории. В конце концов и ста лет не прошло.

Как Украина превратилась в территорию войны всех против всех в начале ХХ века, так может произойти и сегодня. Югославский сценарий на ее территории, к сожалению, не исключен. После исчезновения Российской империи власть на Украине была у кого угодно, кроме гетмана Скоропадского. От бесчисленных банд и повстанческих армий, наиболее организованной из которых были силы Нестора Махно, до немцев и Антанты. От петлюровцев, хотя только ничтожное число их подчинялось именно Петлюре, до сил местной самообороны. От белых до красных. Жертвами в итоге стали миллионы.

Появление в ходе Великой Отечественной войны на Украине Бандеры, Шухевича и возглавляемых ими местных подручных Третьего рейха, десятками и сотнями тысяч влившихся в состав СС, вермахта, полиции, расстрельных команд и охраны концлагерей и гетто, не слишком настраивает на оптимистический лад в свете сегодняшних событий. Из Москвы видно, что на Украине набирают силу и рвутся к власти прямые наследники тех, с кем СССР воевал в 1941–1945 годах. Хотя в европейских столицах и Вашингтоне обращать на это внимание явно не намерены. Легко понять почему.

Оставим за рамками настоящей статьи вопрос о причинах и планах противостояния России по всем возможным направлениям – от Ближнего Востока до Центральной Азии, а также обо всем, что делается действующей американской администрацией ради внутреннего ослабления нашей страны. Обратим внимание на наличие в Канаде, США, Аргентине, Уругвае и других странах многомиллионной украинской диаспоры. И вспомним, что терроризм в Северной Ирландии, направленный против Великобритании – ближайшего союзника США, на протяжении десятков лет финансировался ирландцами из Бостона. Что не мешало представителям клана Кеннеди становиться сенаторами или министрами. А также занять пост президента.

Миллионы украинцев, в настоящее время живущих за пределами родины, сочувствуют и будут помогать «Правому сектору», «Свободе», «УДАРу» и любым другим политическим партиям или экстремистским группировкам в их противостоянии с Россией. Как помогали в этой борьбе кому угодно вне зависимости от того, велась ли она с Российской империей, СССР или нынешней Российской Федерацией. Они имеют внушительное лобби, к которому прислушиваются в западных столицах, хотя бы исходя из их электорального потенциала. Или, говоря попросту, из числа голосов.

Точно так же они, безусловно, симпатизируют и будут помогать продвигать в жизнь идею подавления националистами неукраинского населения и украинцев, готовых мирно сосуществовать с Россией в качестве соседа. Что в начальную эпоху практической реализации украинского национализма было реализовано путем успешного вытеснения и поголовного вырезания евреев и поляков в рамках местной традиции, закрепленной со времен Хмельницкого.

Не случайно, если говорить о странах ЕС, с недавних пор к Венгрии и Румынии, давно раздающим свои паспорта живущим на Украине соотечественникам, прибавилась не склонная к излишним эмоциям в политике Чехия. По мере сил в Польшу перебираются остатки местных поляков. А в Израиле без особой шумихи готовятся к массовому исходу еврейского населения Украины, неизбежному в случае обострения там ситуации. Благо, соответствующий опыт, полученный в ходе гражданских войн и беспорядков в Грузии, Таджикистане и Киргизии, у Еврейского агентства есть.

Отметим это, поскольку курс Брюсселя в отношении действующей киевской власти соответствует стратегии Вашингтона, но прямо противоположен негласным действиям руководства европейских государств, являющихся соседями Украины. И это оправдывает любые действия, которые сочтет необходимым предпринять Россия в отношении соседней страны с учетом складывающейся там ситуации. Поскольку российской власти придется защищать не теоретическое международное право в интерпретации уже бывших партнеров по G8, а собственные жизненно важные для ее дальнейшего существования интересы.

Впрочем, предложение Арсения Яценюка заменить Российскую Федерацию в составе «Восьмерки» на Украину, высказанное в ходе его переговоров с премьер-министром Канады, значительно облегчает Москве будущее расставание с этой структурой, еще недавно претендовавшей на роль «мирового правительства». Решить без России какие-либо мировые проблемы «западный клуб» в реальной жизни не может вне зависимости от того, на что он претендует или готов претендовать. Но решать их, имея в своем составе разоренную, коррумпированную, рассыпающуюся на части Украину, – это даже не смешно.

Оптимисты, полагающие, что несчастная Украина только благодаря целительной силе демократии внезапно превратится из того, чем она в настоящее время является, если не в процветающее, то хотя бы не с такой скоростью, как сегодня, разваливающееся государство, переоценивают достоинства этого воспетого политиками и политологами строя. Как известно, Польшу, в которую входила огромная часть современной Украины, именно ее уникальная на общеевропейском фоне демократия и доконала. Причем не так давно.

Бесконечные польские сеймы, долго и трудно согласуемые решения которых напрочь убивали личные амбиции, реализуемые в виде шляхетского «не позволям», ни к чему, кроме ее раздела, точнее, трех разделов, по результатам которых государственность Польши исчезла более чем на столетие, привести не могли. И не привели, поскольку центральная власть в этой стране была слаба, враждующие между собой магнаты сильны, а мелкопоместные горлопаны-популисты многочисленны и корыстолюбивы. Это сильно напоминает все, что мы имеем сегодня на Украине, с поправками на политтехнологии, газовую трубу и современное внешнее окружение.

В советский период тема участия в войне на стороне фашистской Германии украинцев и других представителей «братских советских народов», а также стран оккупированной Европы была практически табуирована, поскольку очень мешала развитию в СССР пролетарского интернационализма. До недавнего времени подобное отношение было и к участию добровольцев с Украины в террористической войне на российском Северном Кавказе и «августовской войне», развязанной Саакашвили в Южной Осетии. Притом что участие это шло при прямой поддержке (либо с демонстративным игнорированием) сменявших друг друга украинских правительств.

То же самое касается роли властей Украины (и связанных с ними силовых группировок, возглавляемых руководителями соответствующих ведомств) в организации поставок украинского вооружения на международный черный рынок вооружений и военной техники (ВВТ), а также превращения ряда регионов, в том числе Крыма, в зону постоянного присутствия боевиков, участвующих в исламистском джихаде на территории республик бывшего СССР и за его пределами. В среде крымских татар, среди молодого поколения которых сильны позиции украинской «Хизб ут-Тахрир» (сайты которой, в том числе русскоязычный, есть в Интернете), это в значительной мере контролировалось турецкой MIT (Milli Istihbarat Teskilati – Национальная разведывательная организация, турецкая спецслужба).

Как следствие в ходе развития текущего кризиса Россия может столкнуться с несколькими сценариями развития событий. Наиболее маловероятный: на Украине создается дееспособное правительство из людей некоррумпированных и профессиональных, которое подавляет экстремистов, налаживает отношения с РФ и выстраивает их с Европой не за счет Москвы. После чего отстраивает Украину как страну, укрепляя государственные институты и экономику, а не занимается переделом собственности и повальным воровством, как все украинские правительства до того.

Сценарий этот имеет шансы на реализацию только при совместной скоординированной работе Запада, России и украинских властей на основе предложений российского МИДа, включая превращение Украины в федерацию с высокой степенью свободы территорий наподобие Германии или США. Есть ли на такой вариант хоть один шанс? Нет. Поскольку понятно, что впереди новая холодная война, а также, как утверждают ряд компетентных экспертов, первая мировая экономическая война, к началу которой американское и европейское руководство явно стремится, наивно полагая, что урон она нанесет одной лишь России. Ну так и Первой мировой в свое время никто не хотел. Знали бы, чем она кончится…

Куда более вероятно, что на Украине возникнет описанный выше хаос. Следствием его неизбежно станут режим повышенной опасности на украинских АЭС, появление большого количества современных систем ВВТ на «свободном рынке» и приток значительного числа беженцев с Украины в Россию. Это поставит вопрос о российском контроле над ситуацией как минимум на юго-востоке Украины вплоть до Приднестровья. Реакция западного сообщества, ООН и прочих сторонних игроков на такое развитие событий будет показательной и демонстративной, но военный конфликт с НАТО не просматривается ни в каком варианте.

Еще более вероятно, что к власти в Киеве придут те или другие радикалы. Будет ли во главе их стоять Тягнибок, Ярош либо кто-то сегодня неизвестный, уже неважно. Но отсутствие адекватного ответа на их действия, результатом которого может быть повторение неонацистами судьбы Бандеры и его сторонников, означает превращение Украины в четвертый рейх с каким-то местным фюрером во главе. В таком случае трансформация бывшей братской республики в смертельного врага России, граничащего с ней и имеющего при этом достаточный экономический потенциал в части тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса, – дело техники.

Судя по результатам пропагандистской антироссийской истерии украинских СМИ, зомбирование украинского населения займет не больше времени, чем немцев в Третьем рейхе. С учетом телевидения и Интернета – скорее меньше. И тогда уже маячит неизбежная война через какое-то время, но безо всякой альтернативы, поскольку люди, рвущиеся к власти на Украине, просто обязаны будут реализовывать свои предвыборные обещания – и в отношении возвращения Крыма, и в отношении России. Надеяться, что встав во главе страны, они внезапно превратятся в умеренных реалистов, так же умно, как полагаться на соглашения с Гитлером. Впрочем, Франция и Великобритания в свое время именно это в Мюнхене и сделали.

По-настоящему критический сценарий – вхождение Украины и не исключено Грузии, которой это обещано достаточно давно, в НАТО с размещением на их территории всей той военной инфраструктуры Североатлантического альянса, которая при таком развитии событий может быть там создана. Подобный вариант для Москвы является угрозой такого же порядка, какой было для США появление советских ракет на Кубе во времена Карибского кризиса. Никаких реальных причин, помимо желания «поставить Россию на место», для этого не существует. Однако в зависимости от того, как будет складываться внутриполитическая обстановка в странах НАТО, в первую очередь в США, реализация кризисного сценария такого рода возможна, поскольку внешняя политика в современном мире в огромной мере является отражением внутренней.

Проблема в том, что в отношении России на Западе существует столько фобий, причем с очень давних времен, что никакие аргументы отечественных дипломатов, разумные и не осложняющие положение Украины компромиссы, проекты урегулирования ситуации и прочие шаги навстречу «мировому сообществу» восприниматься в западных столицах и контролируемых ими международных организациях не будут. Это совершенно не означает, что работа ведется напрасно. В конце концов у дипломатов своя работа, у политиков своя, а у военных и разведки своя. Но наблюдать за тем, во что превращается Украина, понимая, что следующим кандидатом на организацию майдана является Москва, без соответствующей реакции было бы для России странным.

Идеологическую войну никто не отменял

Дискутировать о правомочности или неправомочности действий России в отношении Украины бессмысленно. По сравнению с операциями НАТО и западных коалиций в Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке все, чего можно ожидать от отечественного руководства, – это поведение старательного ученика, берущего пример с группы гопников, что в частных беседах многие высокопоставленные военные западного блока признают. Хотя в мировых СМИ именно Россия – агрессор и агрессором она останется вне зависимости от реального положения на Украине.

Обращать на зарубежную прессу внимание не стоит: идеологическую и информационную войну никто не отменял. Противостоять враждебной пропаганде необходимо, хотя способность делать это на том уровне, которого ситуация требует, у современной отечественной системы иновещания вопреки уверениям его руководства отсутствует. Но необходимо понять, что стоит за истерикой западного политического истеблишмента в отношении России, проявляющейся в первую очередь в заявлениях британского и американского политического руководства. К самой Украине она имеет весьма отдаленное отношение.

Проблемы, которые вызвали столь неадекватную реакцию западного сообщества в отношении российско-украинского кризиса, который сами же США и ЕС спровоцировали, лежат в постепенном ослаблении западного мира. В том числе и Соединенных Штатов, которые более не являются непререкаемым мировым арбитром. Сепаратизм в самой Европе может привести к переформатированию ЕС. Пример крымского референдума вдохновляет сторонников независимости Венето, Шотландии, Каталонии, Страны Басков и Фландрии.

Кроме того, политические и военные провалы НАТО в Ираке, Афганистане, Ливии, Египте, Сирии и прочих странах «арабской весны» налицо. Ни ближневосточные лидеры, ни террористические группировки, ни племенные объединения Африки и Ближнего и Среднего Востока более не являются предметом успешного манипулирования. Россия тут в отличие от СССР играет важную, но исключительно политическую роль, действуя в Совете Безопасности ООН в альянсе с Китаем. Однако сложившийся после 1991 года однополярный мир явно терпит крах, что, в частности, демонстрирует ход гражданской войны в Сирии.

Кроме того, Запад не может решить проблему нелегальной эмиграции в ЕС и США. Растет сопротивление Израиля попыткам навязать ему опасные для его существования волюнтаристские решения, лоббируемые монархиями Залива. Провалилась политика санкций в отношении Ирана. Осознание того, что Саудовская Аравия, Турция и Катар скорее противники Запада, чем союзники, не укрепляет положения Вашингтона и Брюсселя. Да и то, что отношения между «заливниками» зависят более не от позиции США, а исключительно от их внутренних конфликтов, как показал отзыв послов Королевства Саудовская Аравия, Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов из Катара, подрывает веру в способность Госдепартамента и офиса еврокомиссара по международным делам и безопасности контролировать ситуацию в мире.

Уникальной особенностью современной России, унаследовавшей ядерные и космические технологии от СССР, является невозможность уничтожить ее в рамках военного противостояния без соответствующих последствий. Наша страна пока может уничтожить любого противника, в том числе США. Именно страх перед ее военной мощью лежал в основе холодной войны и, похоже, вновь становится актуальным. Сам факт, что РФ заняла в условиях украинского кризиса позицию, противоположную западной, не так опасен для позиционирования США и ЕС как лидеров современного мира. Традиционно в предшествующие два десятилетия особая позиция России в ООН просто игнорировалась. Опасен пример.

То, что РФ смогла провести действия, направленные на защиту национальных интересов, а в ответ не удалось и, не исключено, не удастся противопоставить ничего, кроме информационного шума и странно выглядящих санкций против отдельно взятых людей, шокировало западных партнеров России. Очевидно, логика их действий на Украине опиралась не на продуманную стратегию, а на эмоции. А это куда опаснее и требует повышенного внимания к сложившейся ситуации.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Опубликовано в выпуске ВПК № 12 (530) за 2 апреля 2014 года
Подробнее:
http://vpk-news.ru/articles/19720