Вооруженный мятеж в Таджикистане называют следствием политики Эмомали Рахмона по централизации власти. И опасаются, что за этим восстанием последуют новые. Нынешнее восстание должно стать для Москвы тревожным звоночком. Ситуация в Таджикистане ухудшается с каждым месяцем, а силовые действия властей не являются решением проблемы, скорее ее усугубляют.

Таджикский президент давно взял курс на пересмотр так  называемого Московского соглашения (завершившего гражданскую войну в Афганистане национальным примирением, легализацией Объединенной таджикской оппозиции и предоставлением ее лидерам 30-процентной квоты во власти).  Под прицел попала самая известная и популярная оппозиционная сила - Партия исламского возрождения. «Наша партия уже рассматривалась не как партнер по мирным договоренностям, построению стабильного Таджикистана, а как конкурент или даже потенциальный враг таджикского народа. Появилось множество материалов в СМИ, в которых говорилось, что наша партия стояла у истоков гражданской войны в Таджикистане. В сознание масс начала насаждаться идея, что партия несет в себе угрозу национальному единству и будущему Таджикистана», - поясняет лидер партии Мухиддин Кабири, вынужденный покинуть страну.

Однако если раньше речь шла о давлении, то сейчас власти взяли курс фактически на ликвидацию оппозиции. Причин для такого решения было как минимум две. Во-первых, в стране растет социальное напряжение. Резкое падение курса рубля и экономический кризис сокращает доходы и делает пребывание в России таджикских гастарбайтеров экономически нецелесообразным. Они едут домой, к семьям - а работы там нет. Соответственно, к власти появляются серьезные претензии, и  - это во-вторых - волну недовольства могут возглавить представители оппозиции. Ряд ее членов уже проходят стажировку в ИГ  в Афганистане. К ним присоединяются даже представители власти (достаточно вспомнить отъезд в ряды ИГ одного из командиров таджикского ОМОН), которые обещают вернуться с накопленным опытом и полученными друзьями в Таджикистан для восстановления там справедливости.

Возможно, поэтому президент Рахмон и решил нанести превентивный удар по силам, которые могут возглавить народный протест. Власть потребовала  роспуска Партии Исламского Возрождения. Предлогом фактически стало слово «исламское» в ее названии. Согласно заявлениям представителей МВД, члены партии вовлечены в пропаганду экстремистских идей террористической группировки «Исламское государство» (запрещенной в России). Рахмон рассчитывал, что этот предлог позволит ему получить поддержку от Москвы и соседей. «Нетрудно предположить, что антиоппозиционная карательная практика будет трактоваться в русле модных сегодня идеологем, согласно которым весь неофициальный ислам относится к проявлениям экстремизма и терроризма. Это найдет понимание как в Москве, Пекине, Вашингтоне, где не преминут подыграть Рахмону, так и в соседних республиках, поскольку те же инструменты используются и там, и антиисламская практика официального Душанбе вполне вписывается в общемировой тренд», - говорит политолог Александр Князев. В результате власть поставила партии ультиматум, и 7 сентября - последний срок когда Партия исламского возрождения может добровольно самоликвидироваться.

И вот за несколько дней до роспуска - 4 сентября - в стране организован вооруженный мятеж полутора сотен профессиональных военных, который возглавил замминистра обороны Абдулхалим Назарзода. Во время гражданской войны он был полевым командиром, и воевал на стороне Объединенной таджикской оппозиции. После окончания войны он среди прочих представителей оппозиции вошел  во власть и занял ответственный пост в военных структурах. О конкретных причинах его выступлений ходят разные слухи, но, безусловно, одним из основных стимулов стал пересмотр Рахмоном условий Московского соглашения.

Вооруженная группа Назарзоды провела ряд нападений на правительственные объекты, захватила огромное количество оружия и, потеряв сравнительно небольшое число бойцов (около 10), отступило в Ромитское ущелье. Общее число погибших со стороны правительственных сил пока неизвестно - власти говорят о 8 погибших силовиках, альтернативные источники - о десятках погибших военнослужащих.  Сейчас верные правительству войска окружили Ромитское ущелье и требуют от восставших сдать оружие.

С одной стороны, поддерживать Рахмона в этой ситуации Москве не стоит. Таджикский президент уже зарекомендовал себя как крайне конфликтный руководитель, постоянно нарушающий свои обязательства и притесняющий российский бизнес. Однако с другой стороны Россия не может допустить государственный переворот в Таджикистане, осуществленный исламистами. Что бы не говорили об умеренности Партии Исламского Возрождения, их приход к власти в Таджикистане может вызвать «принцип домино» во всем регионе. Ни для кого не секрет, что в соседних Узбекистане и Киргизии тоже крайне сложная социально-политическая обстановка. Власти неспособны удовлетворить нужды населения, часть которого (ассоциируя неэффективных правителей со светской формой правления в целом) ищет альтернативные методы государственного устройства, которые были бы более справедливыми к ним. В результате регион представляет из себя идеальное пространство для исламских проповедников, в том числе и радикальных. А учитывая общий тренд в политическом исламе, приход исламистов к власти может резко радикализировать республики Средней Азии и привести к серьезным проблемам для Москвы. Проблемам, на решение которых у занятой Украиной России может попросту не хватить ресурсов.

Поэтому у российских властей в общем-то не осталось выбора - они вынуждены были поддержать Эмомали Рахмона. «Владимир Путин расценил события в Таджикистане – нападения на сотрудников правоохранительных органов – как попытку дестабилизации ситуации в республике и заверил руководство страны в поддержке со стороны России», - говорится на сайте российского президента. Однако нынешнее восстание должно стать для Кремля тревожным звоночком. Ситуация в Таджикистане ухудшается с каждым месяцем, а силовые действия властей не являются решением проблемы, скорее ее усугубляют. «От того, что нас закроют, таджикский народ жить лучше не станет», - отметил лидер Партии Исламского Возрождения Мухиддин Кабири. В этой ситуации новые мятежи практически неизбежны - если только России не удастся убедить или заставить Эмомали Рахмона3 соблюдать Московское соглашение и не стремиться к установлению тотальной диктатуры в стране. 

Геворг Мирзаян , «Expert Online»

06.09.2015

Источник: expert.ru

Таджикистан. Неудачный мятеж

Произошедшие на днях серьезные события, которые можно истолковать как мятеж, в Таджикистане, выглядят сугубо местными "разборками" и в значительной мере ими и являются. Однако назвать их тривиальными после знакового звонка Путина президенту Таджикистана Рахмону, в котором Путин поддержал и выразил, уже нельзя - событие явно вышло за пределы сугубо местного уровня.
Я собираю достаточно большое и объемное досье по региону Средней Азии, так как полагаю этот регион в числе возможных целей для будущей атаки на Россию. Столь любопытный персонаж, как мятежный генера Халим Назаров, в этом массиве информации тоже присутствует. Однако без предварительной информации о происходящем оценить его роль и место в современном Таджикистане нельзя.

Гражданская война в Таджикистане была связана с серьезными нарушениями межкланового баланса в этой стране, которые создавались еще в советское время, однако до поры до времени довольно успешно гасились существующей тогда партийной системой надзора над национальными республиками.

Таджикистан в силу своей специфической географии является республикой с ярко выраженным клановым и территориальным делением. Каждый клан (точнее, группа кланов) в таджикском "разделении труда" занимает свое специфическое место. Есть таджикская пословица: "Ходжент торгует и правит, Душанбе производит, Памир охраняет, Куляб – танцует, Курган-Тюбе – пашет". До поры до времени она отражала приближенную реальность, однако в ходе гражданской войны ходжентский клан был не просто отодвинут от власти, его лидеры были поросту уничтожены. В ходе войны на первые роли выдвинулся кулябский клан, сумевший заключить относительно устойчивые тактические союзы, он же и получил власть, которой, естественно, воспользовался в свою пользу, перераспределяя ее в пользу своих представителей.

Гражданская война даже после своего прекращения, безусловно, оставила много разногласий, проблем и вражды, и кулябцы весьма умело пользовались ее последствиями, стравливая своих противников между собой, не давая им сколь-либо усилиться. Однако, как это всегда бывает, и внутри правящего клана возникли серьезные разногласия и противоречия. Люди, неплохо разбирающиеся в тонкостях внутренних таджикских нюансов, называют противоречия между дангаринцами, к которым принадлежит президент Рахмон, и пархарцами, которых возглавляет мэр Душанбе Убайдуллоев, весьма тревожными для устойчивости всего кулябского клана.

Причина противоречий - в слабости таджикской экономики, "пирога" не хватает даже для правящей группировки, приходится воевать уже внутри себя.

В таких условиях Рахмон после выборов 13 года сумел утвердить свое положение, однако логика борьбы вынудила его начать зачистки, освобождаясь от пархарцев - пока, безусловно, не трогая лидера, но постепенно "поджимая" его позиции.

Собственно, в этом ключе и стали рассматривать назначение одного из лидеров объединенной таджикской оппозиции Ходжи Халима на пост заместителя министра обороны. Логика назначения проясняется, если уточнить, что в годы гражданской войны Ходжи Халим из Афганистана руководил подконтрольными ему отрядами ОТО в Душанбе и ряде других регионов страны, включая Вахдатский район, где и произошли первые события нынешнего мятежа. Именно Ходжи Халим отдавал приказы на ликвидацию видных представителей разных кланов и групп в Душанбе, включая политиков, бизнесменов и других авторитетных и влиятельных лиц. Очень быстро появились сообщения, что Ходжи Халим, который теперь стал Халимом Назаровым, подтянул других коллег по террористической деятельности.

Собственно, если вкратце, то общая картина, предшествующая нынешнему мятежу против Рахмона (далеко не первому) выгладит приблизительно следующим образом: позиции президента Рахмона являются устойчивыми не столько потому, что они сильны, сколько потому, что слабы позиции его конкурентов и противников - как из других кланов, так и внутри своего. Внутриклановая борьба, вне всякого сомнения, ослабила возможности самого Рахмона. Поэтому приглашение бывшего боевика решить проблемы Рахмона выглядело обоюдоострым - проблемы-то он, возможно, и решит, но тогда нужно искать управу уже на него самого. Видимо, для того, чтобы сбалансировать ситуацию, в конце августа Министерство юстиции запретило ключевую оппозиционную партию исламского возрождения Таджикистана ПИВТ. Это и сорвало обстановку.

Пока трудно сказать, был ди спровоцирован Назаров на выступление локальными событиями возле райотдела милиции в Вахдате или наоборот - они стали следствием ведущейся подготовки к мятежу, но то, что Рахмон не сумел удержать бывшего боевика под контролем, видимо, можно принять за вполне весомую причину мятежа: Ходжи Халим решил, что другого времени у него уже не будет, и попытался организовать мятеж теми силами, которые он сумел собрать, находясь на официальной должности.

Видимо, спонтанность и неподготовленность мятежа стали причиной его провала: скорее всего, Назарова именно вынудили начать выступление, а скорость, с которой власти отреагировали, говорит о том, что как минимум, они были готовы к такому развитию событий.

Если это так, то мы, скорее всего, имеем дело с теми силами, против которых Рахмон и попытался использовать бывшего боевика. Попытка мятежа однозначно будет подавлена, а Рахмону придется искать новый инструмент для поправки своего положения. Причем возникает классический парадокс - неудачный мятеж против Рахмона становится в таком случае причиной ослабления его позиций.

Хочу сразу уточнить - пока многое из сказанного выше не является достоверным и истинным. Возможно, есть и другие факторы, которые могут существенно изменить картину произошедшего, а значит - и выводы. Тем не менее, ситуация в республиках Средней Азии выглядит и без того тревожной (хотя пока и не слишком критической), поэтому в случае, если станут известны какие-то дополнительные подробности, дополняющие картину, я буду их по мере поступления публиковать.

Эль-Мюрид

Источник: http://el-murid.livejournal.com/2503176.html