Центральное командование США проведёт совместные антитеррористические учения с таджикистанскими военными. Надо отметить, что учения не будут представлять собой особо масштабные войсковые маневры просто в силу количества участников: 150 с американской и 100 с таджикистанской сторон.

Скорее всего, это будет имитация неких кризисных сценариев и тренинг на координацию действий офицерского состава для борьбы с террористами. "Я предполагаю, что учения будут проводиться в рамках обмена опытом со странами антитеррористической коалиции. Похожие маневры регулярно происходят при участии военных из России, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Это не означает, что США проводит какую-то обособленную деятельность в РТ", — считает замдиректора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров.

Он полагает, что данный тренинг — не более чем помощь силовикам республики на ниве борьбы с радикалами, которые могут атаковать, в том числе с территории Афганистана, где до сих пор располагается ограниченный контингент сил США, и чьи инструкторы теперь готовят антитеррористические "кадры" не только внутри страны, но и в сопредельных республиках, которые могут подвергнуться нападению вооружённых отрядов боевиков.

"Последние мероприятия были связаны с тренингами по ликвидации последствий стихийных бедствий, были разовые акции — выделялась техника для пограничников и других структур. Но я не помню, чтобы Таджикистан хоть раз принимал американских военнослужащих в таком количестве для участия в совместных мероприятиях", — прокомментировал Sputnik Таджикистан журналист, эксперт по Афганистану Ильхом Нарзиев.

Надо отметить, что совместный тренинг военных из Штатов и Таджикистана — событие действительно не частое. Как правило, взаимодействие американских и таджикистанских силовиков проходило в рамках крупных совместных учений, где принимали участие специалисты из других стран Центральной Азии. К примеру, начиная с 2013 года, Таджикистан регулярно участвует в проводящихся на территории Казахстана тактико-специальных миротворческих учений "Степной орёл".

Надо отметить, что организаторы ничего не говорят об их террористической направленности. Собственно, цель учений — не противодействие терроризму, а проверка способности подразделений участников выполнять задачи в "составе многонациональных сил с объединенным командованием". Впрочем, по мнению Нарзиева, любые совместные действия, направленные на борьбу с терроризмом на границе с Афганистаном, следует поощрять, вне зависимости от того, кто является их организатором — Штаты или ещё какое-то государство.

Однако действительно ли будет толк от учений РТ и США — вопрос открытый. "После прихода международных коалиционных сил в Афганистан, мы не наблюдали улучшения положения в этой стране, ситуация ухудшалась. Даже бывший президент Афганистана в недавнем интервью также этот вопрос поднимал. Он заявил, что США должны чётко обозначить свою позицию по афганскому вопросу", — отмечает Нарзиев.

Российские специалисты также подвергают сомнению реальную эффективность ожидаемых таджикско-американских военных тренировок. "Такие мероприятия по всему миру все время проходят. Эффективными учения на 250 человек никак быть не могут. Это чистая политика, имитация бурной деятельности. Борьба с терроризмом — такая новая религия, вещь, на которую все сейчас молятся. Никто точно не может сказать, что за этими словами скрывается, но все ее ведут", — заявляет военный эксперт Александр Храмчихин.

Согласно мнению эксперта, во время президентства Барака Обамы Вашингтон в Центрально-Азиатском регионе не мог всерьез соперничать ни с Россией, ни с Китаем. И при Дональде Трампе вряд ли эта ситуация изменится, особенно учитывая его намерение сокращать глобальное военное присутствие США по всему миру. Надо сказать, что и НАТО — организация, в которой Соединённые Штаты являются негласным лидером, — не только не спешит оказывать поддержку государствам региона в борьбе с терроризмом, но напротив — сворачивают своё присутствие в Центральной Азии.

Так, в конце марта Североатлантический альянс должен закрыть свой офис связи в Ташкенте. Офис выполнял функции диппредставителя НАТО на местах для практического взаимодействия альянса с партнерами в ЦА по различным направлениям, оказанию поддержки операциям, военному образованию и подготовке кадров. По словам главы офиса Розарии Пульизи, данное решение не несёт никакой политической подоплеки и принято вследствие внутреннего рассмотрения бюджета. И на сегодняшний день главным гарантом безопасности на таджикско-афганской границе остаётся Организация Договора коллективной безопасности, членом которой и является Таджикистан.

22.03.2017

Источник: ru.sputniknews-uz.com