Эксперты, аналитики, наблюдатели, рядовые читатели и просто потребители и обыватели заметили, что если раньше украинская повестка занимала первые полосы газет и прайм-тайм ведущих мировых и региональных СМИ, то сейчас неуклонно движется в сторону «подвала». Почему украинская пропаганда дает сбой – попытаемся разобраться.

Истероидные истоки украинских нарративов

Первый этап информационной войны, которую Украина и западные медиатехнологи развязали против России и ее союзников, окончился полной и сокрушительной победой Украины. Поясним, что под первым этапом мы разумеем информационную кампанию, продолжавшуюся примерно год с начала СВО. Украинским медийщикам удалось загнать в депрессию половину России и значительную часть населения постсоветского пространства, заставив их думать украинскими нарративами. В чем секрет?

Все просто – штурм, натиск, блокирование критического мышления и здравого смысла. Украинцы быстро и верно поняли, что наиболее сокрушительное информационно-психологическое воздействие происходит тогда, когда информация апеллирует к лимбической системе, минуя неокортекс. Говоря проще, все сводится к эмоциям, страхам или же просто фобиям. Такой подход дает отличный, хоть и кратковременный, результат. Что дальше?

Дальше, понимая, что выбранная стратегия, основывающаяся на шоу-эффекте, требует постоянного поднятия ставок, они эти ставки, конечно, поднимают. Буча, изнасилованные велосипеды, «сожранные младенцы» – все эти кейсы, раскрученные по всем законам шоу-релиза, падают на хорошо подготовленную и унавоженную не менее классической русофобией почву, и происходит идеальный информационный шторм, казавшийся полной и тотальной победой украинского информационного оружия. Что же русские?

Русские отвечают

Русские, памятуя о своих лаврах некогда самой читающей страны мира, пытались противостоять украинской информационной волне (скорее, цунами) интеллектуально: через посредство аналитики, здравого смысла и какой-никакой правды (правда и война – вещи слабо совместимые). Получалось плохо. По крайней мере, на коротком этапе. Потребители информации во всем мире давно разучились подвергать подаваемые им сюжеты какому-либо критическому осмыслению. Потребители медиаконтента «жрали с лопаты» истории о гордом украинском народе и злобных русских вурдалаках, и все было хорошо. Но что-то пошло не так. Что именно?

Звоночки начались к концу первого этапа, то есть первого года СВО. Несмотря на то, что информационное поле осталось за Украиной, в воздухе запахло надломом.

Во-первых, даже почти наркотически зависимый от медиаконтента потребитель не может долгое время находиться в стадии предельной невротизации, в которой его держали украинские архитекторы информационной матрицы. Тут вопрос не желания, а физических и психологических возможностей. Мозг просто начинает не пропускать информацию, которая продолжает поддерживать невротический режим и, как следствие, негативно воздействует на весь организм. Это называется инстинкт самосохранения. Во-вторых, начинает играть роль пресловутая рутинизация, то есть привыкание даже к самому отбитому контенту, генерируемому с украинской стороны. В-третьих, и германские бюргеры, и французские буржуа, и американские реднеки просто не выдерживают такого информационного марафона. Да, приятно по привычке ругнуть Путина и восхититься героизмом Зеленского, но есть и свои, сугубо немецкие, французские и американские проблемы. Именно они и возвращаются на первые полосы газет.

Не будем забывать и чрезмерно распиаренный и провалившийся контрнаступ. Слишком много трейлеров, релизов, анонсов. Контрнаступ раскручивали, как настоящий голливудский блокбастер. Но результат оказался настолько скромным, что даже тупая западная обывательская аудитория почувствовала себя обманутой.

Федор Кирсанов

Источник: