Офис движения «Талибан» в Катаре продолжает свою работу, несмотря на сообщения о его возможном закрытии. Об этом «Афганистан.Ру» на условиях анонимности сообщил дипломатический собеседник в Дохе.

Впрочем, политическому представительству талибов, которое было основано в Катаре по инициативе США, действительно грозит опасность. Власти Афганистана ведут активные переговоры с руководством эмирата по поводу закрытия переговорной площадки. Масла в огонь добавляет продолжающееся похолодание в отношениях Катара с соседями по Персидскому заливу.

«Офис продолжает свою работу. Раз в год представители «Талибана» и официального Кабула приезжают, встречаются, говорят о чем-то», – заявил «Афганистан.Ру» источник в Дохе, комментируя статус катарского офиса группировки. Сообщения о закрытии политического представительства получили распространение после того, как государства Персидского залива во главе с Саудовской Аравией объявили бойкот Катару из-за претензий к его внешней политике. Одним из главных узлов противоречий стал самостоятельный внешнеполитический курс эмирата, который наиболее ярко проявился в его отказе от конфронтационной линии в отношениях с Ираном. Закрытие офиса талибов, могло бы, очевидно, подорвать имидж Катара как одного из главных миротворцев региона и сыграть тем самым на руку Эр-Рияду.

Стартовавший на уходящей неделе визит наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Сальмана в США может только ухудшить ситуацию с представительством «Талибана». Известно, что вопрос о ситуации в Афганистане поднимался во время переговоров между принцем Мухаммедом и главой Пентагона Джеймсом Мэттисом. Как известно, ранее Эр-Рияду удалось заполучить полное расположение Вашингтона в вопросах, касающихся катарского кризиса. И, учитывая то, что Соединенные Штаты теряют интерес к офису, вполне логично предположить, что судьба этой переговорной площадки предрешена. «Единственный способ положить конец конфликту – это политический процесс, – заявил в разговоре с «Афганистан.Ру» бывший заместитель госсекретаря США в 2009–2011 годах Филипп Кроули. – Офис «Талибана» в Дохе представляет собой площадку для переговоров, но неизвестно, заинтересована ли какая-либо сторона в этом вопросе».

Советник Афганистана по вопросам национальной безопасности Мохаммад Ханиф Атмар в конце февраля сообщил, что его правительство начало прорабатывать с властями Катара вопрос о закрытии талибского представительства, потому что оно, по словам Атмара, «не способствует мирным переговорам». «Катарский офис не принес нам никакой пользы даже после семи лет. Мы ведем переговоры с правительством Катара по поводу того, что этот офис не имеет положительного эффекта в мирном процессе, и его лучше закрыть», – заявил Атмар в интервью изданию Ashraq Al-Awsat. Несмотря на такие оценки, представители движения продолжают вести работу в Дохе. В феврале они опубликовали заявление, в котором выразили заинтересованность в мирных переговорах с США, которых они считают основным участником конфликта в Афганистане. Ставленники повстанческого движения в Дохе согласились с тем, что вооруженный конфликт не может быть разрешен силовыми мерами, и призвали американскую сторону к диалогу.

«Талибское присутствие в Дохе, как заявляли публично официальные лица ЦРУ в одном из интервью пару месяцев назад, было санкционировано Соединенными Штатами, – напомнил в разговоре с «Афганистан.Ру» профессор политической социологии Университета Катара Маджид аль-Ансари. – Катар согласился разместить этот офис у себя, потому что это была часть проекта по диалогу США с «Талибаном». Очевидно, что сейчас перспектив у этого диалога нет, и американскому руководству придется принять решение совместно с катарским правительством. Но я не думаю, что оно (имеется в виду американское руководство) готово. Оно непоследовательно и нелогично в том, чего оно хочет. Я верю в то, что сейчас администрация США пребывает в растерянности, что делать с этой площадкой». Катар в любом случае будет стараться оставаться посредником в мирном процессе, отмечает аналитик.

Влиятельная британская газета Financial Times отмечала, что решение покончить с катарским представительством «Талибана» повлечет за собой ряд сложностей, которые могут отразиться на урегулировании афганского кризиса. «Любой шаг со стороны США по закрытию офиса все равно создаст проблемы, – писала газета. – Что делать с официальными представителями талибов, их женами и детьми? Их отправка в Пакистан, где проживает большая часть руководства движения «Талибан», только усилила бы критику Запада, направленную на помощь, которую, как предполагается, Пакистан оказывает группировке. И вообще, Исламабад, скорее всего, откажется принять их. В настоящее время ООН, а также страны, в числе которых Китай, Россия и Иран, регулярно встречаются с талибами в Катаре и в других местах. Где будут проводиться такие встречи в будущем?» После сообщений о закрытии офиса талибов в Катаре инициативу на себя попробовала взять Индонезия, предложив разместить у себя переговорную площадку. Однако идею приняли без энтузиазма.

Региональная изоляция Катара вкупе с тем неодобрением, которое демонстрируют ему США, толкают его навстречу другим блокам и альянсам, пускай даже ситуативным. Вполне вероятно, что при хорошем уровне диалога Россия может рассчитывать на более интенсивную поддержку Катара своих афганских инициатив. О хорошо налаженных рабочих контактах двух стран свидетельствует и запланированный на 26 марта визит эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани в Москву. Обе страны рационально смотрят на необходимость разговора с талибами, в то время как США делают непоследовательные заявления, которые путают союзников и наносят урон их имиджу. Отказ Вашингтона от переговорной площадки в Дохе, которая в свое время позволила вызволить из талибского плена американского военнослужащего Боуи Бергдала, нанесет его репутации еще один удар.

Игорь Субботин

24.03.2018

Источник: afghanistan.ru