Восстание талибов в Афганистане идет уже 16-й год, но их перспективы установить контроль над страной не менее призрачны, чем были, когда их власть была свергнута в 2001 году силами международной коалиции под руководством США после их отказа выдать организатора терактов 11 сентября Усаму бен Ладена.

Несмотря на значительную пакистанскую поддержку, вывод большей части иностранных войск из Афганистана и коррупцию, парализующую большую часть афганских правительственных учреждений, талибы не в состоянии свергнуть демократический режим в Кабуле. Отчасти это объясняется международной помощью афганскому правительству. Но самая главная причина, которую часто недооценивают – это отсутствие у талибов широкой народной поддержки.

История движений сопротивления в Афганистане четко показывает, что борьба против бывших империй и завоевателей была обязана своим успехом своей популярности среди людей, широкой народной поддержкой восстаний против завоевателей. Хотя иногда международная поддержка и признание – как во времена советского вторжения – и играли важную роль, но они были вторичными на фоне широкого народного сопротивления, которое и делало невозможной для захватчиков победу.

В отличие от своих предшественников, которые вершили историю и благодаря которым Афганистан заработал репутацию «кладбища империй», талибы обречены проиграть свою войну из-за непопулярности среди афганцев, из-за отсутствия национальной солидарности и поддержки их дела.

Серия исследований и опросов общественного мнения (http://asiafoundation.org/publication/afghanistan-2016-survey-afghan-people), проведенных в последние годы с целью изучения общественного мнения афганцев по поводу происходящего в стране показывают очень низкую общественную поддержку талибов. Их верные сторонники составляют менее 10 процентов (http://asiafoundation.org/publication/afghanistan-2016-survey-afghan-people) населения Афганистана, тогда как встреча с талибами представляется ночным кошмаром для 93 процентов (http://asiafoundation.org/publication/afghanistan-2016-survey-afghan-people) афганцев, которые видят в них главную угрозу их жизни и безопасности. Более того, в последние годы обычные афганцы, уставшие от тирании талибов, стали брать в руки оружие (http://www.tolonews.com/afghanistan/nds-%E2%80%98monitor-local-uprisings-denies-hezb-i-isalmi-involvement) и изгонять их из своих родных мест в разных частях страны.

Тем временем другие мнения (https://www.wsj.com/articles/pakistan-ex-ruler-pervez-musharraf-sees-role-for-taliban-in-afghanistan-1424818065), выдвигаемые главным образом пакистанским истеблишментом, о том, что талибы являются «законным голосом», представляющим пуштунов – крупнейший по численности народ Афганистана, и который является результатом их отчуждения от нынешних структур власти, весьма далеки от истины.

Во-первых, от действий талибов больше всех остальных народов Афганистана пострадали именно пуштуны. Их деревни уничтожаются. Талибы сжигают их школы, лишают их детей возможности учиться, и убивают тех, кто осмеливается сказать что-то против.

Во-вторых, многие влиятельные в пуштунской среде люди (http://www.smh.com.au/articles/2002/07/12/1026185107406.html) воевали против талибов задолго до терактов 11 сентября и выступали против их власти, когда они контролировали почти 90 процентов территории Афганистана. Другие, как бывший президент Афганистана Хамид Карзай, оборвали с ними связи (http://www.newyorker.com/magazine/2005/06/06/the-man-in-the-palace) и присоединились к антиталибскому сопротивлению после того, как стали очевидны их неблаговидные намерения и более чем спорные отношения с Пакистаном. 3начительное число политиков и интеллектуалов – пуштунов предпочитают дистанцироваться от талибов и предпочитают жить за границей.

В-третьих, талибы никогда не говорили, что воюют за возвращение пуштунов к власти. Национальные границы тоже никогда не служили для них критерием, кто «свой», а кто «чужой». Напротив, их главной целью было, и до сих пор является, установление «Исламского эмирата» и установление своей версии законов шариата, и их идеология является краеугольным камнем для любых заключаемых ими союзов. Любой, кто противостоит их идеологии, является для талибов законной мишенью вне зависимости от его или ее национальности.

И наконец, разговоры об отчуждении пуштунов от Кабула – это, мягко говоря, преувеличение. И бывший, и нынешний демократически избранный президент Афганистана – пуштуны. Важные посты в правительстве, в силовых структурах, в финансовой сфере, по большей части тоже занимаются пуштунами.

Единственная причина, по которой талибам удалось продолжить войну, состояла в том, что пакистанская поддержка и «тихие гавани» защитили их от уничтожения афганскими и международными силами (http://www.outlookindia.com/newsscroll/safe-havens-in-pakistan-pose-greatest-threats-to-afghanistan/985263) Когда их выгнали афганские силы безопасности и коалиционные войска под руководством США, талибы просто ушли в Пакистан и избежали наказания. В то же время медресе в Пакистане сейчас функционируют как главные центры радикализации для террористических групп. Они служат надежными поставщиками боевиков и центрами вербовки для талибов, обеспечивая их бессчетным количеством бойцов (http://digitalcommons.salve.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1044&context=pell_theses)

Однако Пакистан не может продолжать эту политику до бесконечности, особенно после того, как смерть основателя движения и его бесспорного лидера муллы Омара повлекла за собой вакуум в руководстве и фрагментацию движения (http://www.firstpost.com/world/new-taliban-splinter-group-emerges-in-afghanistan-2961248.html), преодолеть которую очень трудно, если вообще возможно. Более того, продолжать эту политику дальше будет стоить Пакистану очень дорого, особенно в то время, как все больше видных фигур, в том числе конгрессменов и военных руководителей в США, призывают новую американскую администрацию оказать большее давление на Пакистан и даже начать считать его «государством – спонсором терроризма» (https://tribune.com.pk/story/1185650/us-lawmakers-move-bill-designate-pakistan-terrorist-state/).

Талибы и их союзники – такие же террористы – которые вели войну против афганского народа, не смогут продолжать свою непопулярную кровавую кампанию вечно.

Как скоро их корабль пойдет ко дну, частично зависит от подхода администрации Трампа к афганскому конфликту. Если ее цель состоит в том, чтобы ответственно закончить самую долгую в истории США войну, новая американская администрация может выступить в роли катализатора и ускорить их уничтожение, предупредив Пакистан – как это сделала администрация Буша после терактов 11 сентября (http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/campaign/interviews/armitage.html) – о последствиях укрывательства и поддержки талибов и других террористических организаций, которые представляют собой угрозу США и саботируют их миссию в Афганистане.

3аставить Пакистан сменить курс – означает забить последний гвоздь в крышку гроба талибов и их союзников-террористов, которые воюют в Афганистане.

Гулам Фарук Моджаддеди, Американский университет в Афганистане

03.04.2017

Источник: «The Diрlomat»