Правительство Афганистана пытается привлечь внимание президента США Дональда Трампа и получить больше американской поддержки, предлагая свои громадные и нетронутые запасы природных ресурсов, минералов и металлов, в том числе лития – металла, который широко используется в промышленности для производства батареек, батарей для мобильных телефонов и портативных компьютеров, которые считаются сейчас неотъемлемыми атрибутами жизни современного человека.

Однако получение доступа к этому богатству, которое включает в себя также каменный уголь, медь, редкоземельные металлы, и прочие полезные ископаемые, запасы которых оцениваются в суммы от 1 до 3 триллионов долларов, чрезвычайно затруднено, и чтобы до них добраться, предстоит пройти долгий путь.

Ситуация в области безопасности в Афганистане в прошлом году сильно ухудшилась, талибы установили контроль над новыми территориями, растут потери афганских сил безопасности. Регионы, где находятся запасы лития, к примеру, сейчас слишком опасны, чтобы вести там какие-либо разработки.

До сих пор политика Трампа в отношении Афганистана остается неизвестной.

В ходе своей предвыборной кампании он мало что говорил по поводу этой самой долгой в истории США войны, которая продолжается до сих пор, кроме того, что было бы очень здорово, если бы США вообще не начинали эту войну. Месяц назад высокопоставленные американские военные стали требовать увеличения численности американского воинского контингента, чтобы помочь обеспечить в стране безопасность. Кабул с энтузиазмом поддержал это предложение. Однако окончательно этот вопрос не решен. Сейчас в Афганистане находятся около 8,400 американских военных, которые занимаются оказанием помощи и обучением афганских военных и участвуют в контртеррористических операциях.

В Кабуле очевидно надеются возбудить интерес Трампа обещаниями доступа к запасам природных ресурсов и полезных ископаемых.

«Афганистан может стать подходящим местом для американской промышленности, особенно горнодобывающей, и он ищет возможности привлечения инвестиций», - сказал Мухаммад Хумаюн Каюми, советник президента Афганистана по вопросам инфраструктуры, человеческих ресурсов и технологий.

«Афганистан всегда был заинтересован в американских инвестициях во многие отрасли, особенно в горнодобывающую. У нас есть районы со стратегическими ресурсами, например, с литием», - сказал Каюми агентству «Ассошиейтед Пресс».

Президент Ашраф Гани беседовал с Трампом в декабре, и они обсуждали в том числе вопрос о природных ресурсах. «Администрация Трампа проявила большой интерес», - сказал Каюми. Два лидера говорили во второй раз в феврале – первый раз после инаугурации, и тогда переговоры касались главным образом вопросов безопасности.

Представители Белого дома говорят, что в США считают устойчивое экономическое развитие «жизненно важным» для стабильности Афганистана. Представитель Белого дома на условиях анонимности сказал, что США будут работать с афганским бизнесом и представителями власти над процессом реформ, которые обеспечили бы развитие частного сектора и внесли бы свой вклад в развитие.

Природные ресурсы считаются для Афганистана хорошей возможностью избавиться от нищеты и обеспечить достаточно средств для устойчивого развития.

Особый интерес к этой стране вспыхнул в 2007 году после публикации очередного отчета Геологической службы США и афганского правительства об обнаружении в стране громадных запасов разнообразных минералов, причем запасы оказались даже больше, чем разведанные в свое время с участием СССР.

Страна располагает запасами каменного угля, железной руды, хромитовых руд, меркурия, цинка, драгоценных и полудрагоценных камней, в том числе изумрудов и рубинов, а также золота и серебра. Особый интерес представляют запасы лития, необходимого для производства батарей для мобильных телефонов и ноутбуков.

Но добыть все это богатство из-под земли, причем так, чтобы оно пошло на пользу стране в целом – крайне непростая задача.

Война распугала всех инвесторов. В стране процветает коррупция. А многие районы, где находятся полезные ископаемые или действующие шахты, контролируются местными полевыми командирами, которых интересует только их личная прибыль. Как предполагается, на незаконных горноразработках талибы зарабатывают миллионы.

В 2016 году антикоррупционное бюро Global Witness предупредило, что именно нелегальная добыча полезных ископаемых подпитывает войну. Оно указало, в частности, на нелегальную добычу ляпис-лазури и лазурита – темно-голубого камня, который встречается практически только в Афганистане. По данным бюро, местные полевые командиры, коррумпированные чиновники и талибы воюют друг с другом за контроль над месторождениями ляпис-лазури и зарабатывают до 20 миллионов долларов ежегодно на ее незаконной добыче в северо-восточной провинции Бадахшан.

В докладе за 2015 год Integrity Watch Afghanistan сообщила, что абсолютное большинство из более чем 300 контрактов на горноразработки на практике реализуются местными полевыми командирами. Правительство теряет десятки миллионов долларов, поскольку налоги с таких разработок фактически не собираются.

Основные запасы лития находятся в трех регионах – провинции Газни на востоке, в Герате и Нимрозе на западе. В Герате и Нимрозе регулярно идут бои между афганскими силами безопасности и талибами, а в тех районах Газни, где находятся месторождения лития, талибы чувствуют себя вполне уверенно.

Не все благополучно и в министерстве нефти и шахт. Пост министра пустовал практически целый год с момента отставки Дауд Шаха Сабы. Наконец, на прошлой неделе правительство назначило Наргис Нихан, видную правозащитницу и активиста борьбы с коррупцией, на должность действующего министра.

Представляя ее, второй вице-президент Сарвар Даниш призвал действовать, чтобы реформировать сектор, который находится в руках «предателей», которые контролируют природные ресурсы, и заняться «сбалансированным развитием».

Вахидулла Шахрани, который был министром нефти и шахт в 2010-2013 годы, сказал, что в то время правительство и международные партнеры совершили большой прорыв, чтобы заложить основы развития сектора. Они выработали четкую стратегию. Литий считался одним из приоритетов.

Однако с тех пор ситуация в области безопасности катастрофически ухудшилась – почти стотысячный контингент иностранных войск ушел из страны и передал контроль за ситуацией афганским силам безопасности. Многие районы, которые раньше считались спокойными, таковыми уже не являются.

Шахрани сказал, что сейчас приоритетом для министерства является навести порядок в отрасли и разработать план развития.

США могут сыграть в этом очень важную роль.

«Правительство Афганистана сейчас не имеет ни финансовых, ни технических ресурсов», - сказал он.

12.04.2017

Источник: afghanistantoday.ru