В последнее время в выступлениях различных общественных и политических деятелей Таджикистана порой невольно, а чаще умышленно допускается смешение понятий религии, свободы вероисповедания, с одной стороны, и радикализма и религиозного экстремизма – с другой. Подобная подмена понятий дает возможность критиковать власти страны за ужесточение контроля над религиозной сферой, заявлять об ущемлении прав верующих и т.д.

Между тем, если говорить языком фактов, ситуация и государственная политика в религиозной сфере в Таджикистане выглядит далеко не так, как ее усиленно пытаются представить определенные заинтересованные политические силы. В Таджикистане, где 99% населения страны исповедует ислам, государством созданы оптимальные условия для получения религиозного образования и проведения религиозных обрядов верующими.

Так, на территории республики функционируют около 4 тысяч мечетей (для сравнения, в 30-миллионном Узбекистане2050 мечетей; 16-миллионном Казахстане2200; 5-миллионном Туркменистане - 400 и 5-миллионном Кыргызстане1700), 6 медресе, гимназия и исламский институт, более 7 тысяч жителей являются выпускниками национальных и зарубежных религиозных учебных заведений, около 200 тысяч граждан за годы независимости совершили хадж. Как отмечают эксперты, в Таджикистане, единственной из всех стран Центральной Азии, на государственном уровне официальным течением ислама признано суннитское направление ислама ханафитского мазхаба, проведены крупные международные мероприятия в честь основоположника этого течения Имама Аъзама и других великих представителей исламской культуры, лично по поручению Главы государства впервые священный Коран был издан в три этапа на таджикском языке тиражом более 200 тысяч экземпляров и бесплатно роздан людям. За счет государственного бюджета и Резервного фонда Президента десятки миллионов сомони были выделены на издание научных, этических и религиозных книг исламской культуры, были изданы и стали доступными мусульманам страны сотни ценных исторических произведений, такие как "Сахех" Имама Бухори, "Муснад" Имама Аъзама, "Эхеиулуми дин" ("Возрождение религиозных наук"), "Кимиеи саодат" Имама Газзоли и др. Для имам-хатибов соборных мечетей государством установлена заработная плата, чего нет ни в одной из республик СНГ. Более того, на территории РТ имеет официальный статус и легально функционирует Партия исламского возрождения Таджикистана, единственная подобная политическая организация на постсоветском пространстве.

В этих условиях говорить об ограничении свободы вероисповедания в Таджикистане значит грешить против истины. Совсем другое дело, что власти страны принимают самые решительные меры по предупреждению и пресечению радикализации верующих, попыток внешних сил распространить среди населения не ислам как религию с огромным культурно-гуманистическим потенциалом, а его выхолощенный суррогат в виде политического исламизма и экстремизма, где доминируют не духовные и морально-нравственные ценности, а борьба за власть, призывы к насилию, утрируются и ставятся самоцелью обрядовые проявления религиозности.

О системной работе правоохранительных органов в данном направлении свидетельствует статистика задержаний членов различных террористических и экстремистских организаций. В 2012 году к уголовной ответственности были привлечены более 140 членов и сторонников таких религиозно-экстремистских организаций как "Хизб-ут-тахрир", "Ансуруллох", "Таблиги Джамоат" и Исламское движение Узбекистана, в 2013 году - их число составило более 100, а за первое полугодие текущего года – свыше 70.

Все эти структуры использовали именно искаженный ислам как идеологию вербовки и зомбирования своих адептов. Причем, как показали итоги следствия, они поддерживают тесные связи с зарубежными террористическими организациями, а их планы отнюдь не ограничиваются мирными проповедями. Например, при ликвидации в Согдийской области РТ двух подпольных ячеек "Ансуруллох" было изъято огнестрельное оружие, большое количество мобильных телефонов с SIM-картами, ноутбук с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ и рекомендациями для подготовки террористических актов. Установлено, что задержанные прошли подготовку в лагерях боевиков в Северном Вазиристане.

Отмечено появление в республике также последователей пакистанской военизированной группировки "Джундуллах" ("Воины Аллаха"), трое из которых задержали летом во время спецоперации в Согдийской области. Следствие выявило, что завербованы они были в России, куда выезжали на заработки, а вот боевую подготовку проходили уже в спецлагерях Пакистана.

Естественно, что распространение в среде верующих указанных тенденций побуждает задуматься о способности мусдуховенства удержать своих прихожан в рамках традиционного ислама, выработать у них иммунитет к идеологии религиозного экстремизма. В этой связи, возможно, требуется внимательнее присмотреться к личности тех, кому доверено наставлять верующих, разъяснять им духовное богатство и истинный смысл ислама. Стоит задаться вопросом: не пора ли обществу во взаимодействии с государством, начать кампанию за моральную чистоту в рядах мул и различных религиозных деятелей?

Признаки того, что эта проблема давно назрела, есть. Достаточно привести серию последних разоблачений, так называемых, "праведных наставников", один из которых насиловал своих несовершеннолетних падчериц, другие совращали обращавшихся к ним за помощью женщин, третьи занимались сексуальными извращениями, четвертые оказались отпетыми мошенниками. Как и что эти и подобные им муллы могут внушить верующим?

Хотя, правда, ситуация здесь несколько неоднозначна, если не сказать пикантна: непонятна позиция Партии исламского возрождения Таджикистана и отдельных общественных деятелей, которые вместо того, чтобы открыто и бескомпромиссно вести борьбу с указанными негативными явлениями, поддержать правоохранительные органы и призвать верующих к бдительности, выказывают больше озабоченности тем, что разоблачения псевдомулл компрометируют партию и "Канонический ислам"!? Это вызывает серьезные сомнения в духовной и гражданской зрелости самих лидеров ПИВТ и некоторых поддерживающих эту "озабоченность" активистов.

Учитывая изложенное, неудивительно почему такой низкий уровень религиозных знаний у многих верующих. Понятно теперь, почему имели место случаи, когда в ответ на запрет посещать школьные занятия в хиджабах, некоторые девочки заявляли, что сведут счеты с жизнью. Для них, в результате проповедей таких ущербных псевдомул, отказ от ношения хиджаба на уроках в школе воспринимается намного более тяжким грехом, чем действительно неприемлемое и осуждаемое исламом самоубийство. К сожалению, заслушавшись проповедей безграмотных мул, они не нашли время почитать Луц Жехака, который, рассказывая о ношении хиджаба в различных исламских странах, отмечал, что "если в Афганистане преимущественно носят чадру, то в Турции совершенно иная мода. Не важно, что у человека на голове, важнее другое - что в голове". Но, как ни прискорбно, для некоторой части верующих длинная борода внизу головы (у мужчин) и длинный платок поверх головы (у женщин) сейчас составляют единственную ценность головы в плане религиозности.

В этих условиях, когда религию из дела частной жизни человека превращают в средство идеологического зомбирования людей и их радикализации для манипулирования политическими процессами, государство не только вправе, но и обязано пресекать все, что выходит за рамки духовной сферы. И ни в коей мере нельзя осуждать власти Китая за недавно введенные в СУАР запреты на ношение хиджабов, участие госслужащих в религиозных мероприятиях в период рабочего времени и т.д., также как и принятое на днях решение верховного муфтия Саудовской Аравии объявить террористические организации "Аль-Кайду" и "Исламское Государство" врагом № 1 ислама, хотя те и заявляют, что ведут джихад за установление мирового халифата.

Таджикистану важно учесть эти тренды мирового развития и своевременно адаптировать опыт ведущих стран по усилению роли государства в управлении процессами в религиозной среде.

Резюмируя изложенное, можно всецело согласиться с мнением авторов статьи "Гармонизация традиции и права", опубликованной еще в 2009 году в издаваемом при поддержке Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека журнале "Права человека": "Государственный контроль и регулирование религиозных отношений и народных обрядов в последнее время в условиях Таджикистана, где позиция традиции, в том числе и религиозной, очень сильна, становится необходимостью…".

Карим Довудов

29.08.2014

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1409294520