Очередная перестрелка в центре украинской столицы пришлась как нельзя кстати – громкие разборки силовиков с обнаглевшими «правосеками» позволяют правительству путчистов как бы не заметить стратегическое поражение на юге. Татары - главный и единственный союзник Киева в Крыму – заявили о своем решении сотрудничать с российскими властями.

Одним ханство, другим царство

1 апреля Верховная Рада обязала МВД и СБУ разоружить незаконные вооруженные формирования. Можно смеяться, только не хочется. Одновременно перепуганные нардепы позвали иностранных военных приехать «на учения» в Украину. Американцы, поляки, румыны будут «гостить» в незалежной с мая по октябрь, от Одессы до Карпат.

Между тем, в Раду пришел документ, от которого самостийным политикам стало по-настоящему тошно. Все началось в минувшие выходные, когда на внеочередной сессии Курултая крымско-татарского народа в Бахчисарае было принято решение образовать национально-территориальную автономию в Крыму.

Лидер меджлиса Рефат Чубаров назвал «естественными и бесспорными» национальное право своего народа:

- Мы исходим из того, что наше право на самоопределение опирается на международные документы. Сейчас ожидаем реакции парламентов и правительств государств. Я не сомневаюсь в том, что одним из первых, кто должен откликнуться на наш документ - это должен быть парламент Украины, - заявил Чубаров.

Итак, есть постановление Курултая о реализации крымско-татарским народом права на самоопределение на исторической территории в Крыму. Причем татарские вожди настаивают, что такое постановление должна прежде всего одобрить Верховная Рада Украины. Мол, «татары видят самоопределение в составе Украины, мы сохраняем очень теплые отношения и правовую связь с украинским государством и т.д.» - как сказал замглавы меджлиса Нариман Джелялов.

Требование территориальной автономии действительно подкреплено тяжелыми кирпичами международных правовых актов. Прежде всего, декларацией ООН о коренных народах от 13.09.2007 года, которая предусматривает право коренного народа на самоопределение (ст.3), на автономию и самоуправление (ст.4), право коренного народа на собственное участие, по собственному выбору, политической, экономической, культурной, социальной жизни государства своего проживания (ст.5). Также очень любопытна статья 30 декларации ООН - военная деятельность не может вестись на территории коренного народа без его согласия или его просьбы об этом.

По идее, в национал-озабоченном Киеве обязаны бодро и радостно ратифицировать Бахчисарайский «автономный» пакт. Иначе они де-факто отказывают в коренных чаяниях коренного татарского народа, оказавшегося «на временно оккупированной территории». Однако ситуация оказалась прямо противоположной! Принципиально важный момент - ожидаемое одобрение украинской стороны – на самом деле хуже черта в табакерке. Ведь если Рада официально признает право одной народности устроить автономию и самоопределение, тогда почему такого же права должны быть лишены другие? Например, русские Донецка, Харькова или Одессы?

- Крым является исторической территорией, на которой сформировался крымско-татарский этнос, обладавший национальной государственностью, - доказывает Чубаров. При этом подчеркивает, что реагировать на решение крымских татар парламенту России и других сопредельных с Крымом государств вовсе необязательно.

Конечно, можно напомнить, что процесс «татарского укоренения» начался лишь в середине ХIII века. Тогда ордынские тумены ворвались в Тавриду и вырезали все остальные, куда более коренные народы, обитавшие тут не менее двух тысячелетий. Однако не надо исторических споров. Гораздо важнее, что «историческими территориями русского этноса, обладавшего национальной государственностью» точно так же считаются харьковская Слобожанщина и область Войска Донского. То есть, земли, раскинувшиеся от Сум и Луганска до донецкого Мариуполя и запорожских степей.

Именно об этих землях и защите этого этноса говорил Владимир Путин, выступая в Георгиевском зале Кремля. Будут ли они федерализированы или автономизированы – не суть важно. Если национальной государственностью татар считалось Крымское ханство, то здесь извечно было Царство Московское.

Прочувствовав весь перспективный кошмар от ласкового предложения меджлиса, Верховная Рада вообще не включила документы нынешнего Курултая в свою повестку дня. Иначе унитарной Украине действительно настанет конец.

Хизбы не успели

Тем временем открываются любопытные подробности о февральских событиях в Крыму. Судя по всему, в Симферополе готовился кровавый сценарий. Первыми резню «москальских сепаратистов» должны были начать радикалы движения «Хизб ут-Тахрир». Оружие для них подготовили военнослужащие-западенцы, расквартированные в Крыму.

- Именно тахрировцы стали главной ударной силой массового февральского побоища перед Верховным Советом автономии, - рассказывает лидер оппозиционной татарской партии «Милли Фирка» Васви Абдураимов. - Там были три тысячи боевиков, которые действовали в прямой связке с меджлисом.

- Вспомните ультиматум господина Чубарова от 23 февраля, - продолжает В. Абдураимов. - Он потребовал в десятидневный срок распустить парламент и правительство Крыма, убрать все символы советской власти. И это было не пустой угрозой! У нас есть свои источники информации, в том числе и в меджлисе. Задумывалось втянуть сюда силы НАТО, а для этого должны появиться серьезные основания. Веским основанием мог стать только развернутый в Крыму межэтнический конфликт.

Мы точно знали по датам, когда и что должно было произойти. До 3 марта экстремисты готовились пролить море крови. Планировались захваты армейских складов - при помощи украинских военных и отрядов радикальных исламистов. Их руками должна была начаться резня славян. Ввязался бы Черноморский флот, и пошло-поехало - как в Югославии, Сирии…

СП - Официально считается, что меджлис выступал против исламских радикалов. Как они могут действовать заодно?

- Действительно, в самом начале деятельности этой организации на полуострове были слабые попытки ее критики со стороны крымского Муфтията, полностью подконтрольного меджлису. Но последние три года всякая критика со стороны Духовного управления мусульман Крыма прекратилась…

«Хизб ут-Тахрир» не имеет никакого отношения к исламу. Мы считаем, что это самое страшное зло, которое может быть в Крыму. Неверующие люди, потенциальная машина для убийств и кровавых конфликтов, управляемая извне. Кстати, главные деятели этой секты уже перебрались во Львов, где для них созданы поселения и тренировочные лагеря. Именно они и есть те самые «беженцы из Крыма», о которых кричат в Киеве.

Ополчение, которого нет

«Вежливые зеленые человечки» опередили майданутых буквально на два дня. Взяли республику контроль, и кровавые планы лопнули. Последней надеждой бандеровцев стала попытка сформировать татарское ополчение. Свою военную структуру и вооружение готовилась предоставить Национальная гвардия Украины, сформированная на базе «Правого сектора».

- Я только что из Крыма. В Крыму очень плохо. Там татары наши наибольшие союзники. Теперь у нас по Крыму две тысячи гвардейцев из крымских татар. Очень активно татары записываются в ополчение. Их в ополчении очень много, - неделю назад рассказал начальник штаба Национальной гвардии Украины Владимир Волков. По его словам, в районы, где компактно проживают крымские татары, ополченцы и национальные гвардейцы не пропустят никого чужого.

Сенсацию охотно перепечатали практически все ведущие киевские СМИ. Еще бы, татарское ополчение грудью встало против ненавистной России! И уже не узнать - правду говорил пан Волков или брехал? Однако очень скоро пресс-служба меджлиса народа официально и громогласно опровергла «татарское присутствие» в силовых структурах украинских нацистов:

1. Информация о том, что крымские татары вступают в ряды Национальной гвардии Украины, не соответствует действительности.

2. Меджлис крымско-татарского народа не принимал решений и не рекомендовал крымским татарам вступать в разного рода вооруженные формирования.

3. По инициативе местных громад и поручению меджлиса организовано совместное ночное дежурство местных жителей разных национальностей с целью обеспечения общественного порядка, защиты жизни и имущества в местах их проживания. Эта инициатива не имеет ничего общего с «ополчением»…

Ресурс в карман или пальцы в дверь

Самое важное для Крыма решение было принято в зале последним. Украинские журналисты уже сворачивали шнуры микрофонов, выдав в эфир горячую новость об «историческом документе про национально-территориальную автономию крымских татар на своей исторической территории, оккупированной войсками РФ».

Увы, киевские хлопцы зря спешили паковать телекамеры. На волне эмоционального подъема Курултай вдруг приступил к рассмотрению вопроса, который не фигурировал в повестке дня. Но это был по-настоящему ключевой вопрос!

Под занавес бахчисарайского съезда татарские активисты решили войти в администрацию российского Крыма. Отказавшись от поименного голосования, делегаты подавляющим большинством подняли руки вверх. Голосование оказалось результативным – меджлис получил мандат на делегирование своих представителей в новые органы власти. А правительство Аксенова, таким образом, получило мандат доверия от татарского сообщества.

Про своего прежнего лидера, экс-главу меджлиса и народного депутата Мустафу Джемилева здесь стараются не вспоминать. В Крыму появился список из 330 украинских чиновников и нардепов, ставших персонами «нон грата». Джемилева в списке нет. Ему попросту запретили въезд на полуостров – слишком долго твердил о том, что «татары готовы умереть». Сейчас несчастный старик мотается между Европарламентом и Советом безопасности ООН, рассказывая о «циничном и абсурдном псевдореферендуме о статусе Крыма».

Тем временем серьезный инцидент произошел в поселке Калиновка Ленинского района автономии. Избили семью Абильвановых. Экстремисты назвали семью «предателями», потому что смелые люди не испугались угроз и ходили голосовать за Россию.

Бандиты напали на хозяйку дома Лилю Абильванову. Били ее по голове, в живот, жестоко издевались, ломая пальцы дверью. На помощь бросился сосед Юрий Среблянский. В отместку ему изуродовали автомобиль.

Правоохранители оперативно задержали нападавших, которые принадлежат к местному меджлису. Их теперь будут судить по УК РФ. Чубаров заявил, что преступники, «независимо от национальности», должны понести наказание.

Сергей Ильченко

2 апреля 2014 года

Источник: svpressa.ru

Материалы по теме

Мини-ханство против минниханства

В маленьком и тесном крымско-татарском коммьюнити – раскол: умеренная группа бизнесменов и политиков отказалась следовать по пути конфронтации с Россией. Сторонники неистового ветерана-диссидента Мустафы Джемилева, постоянно грозящего россиянам войной, говорят, что "соглашатели" их предали. "Но людям надо как-то жить", — возражают их оппоненты.

Неформальным лидером прагматического крыла в национальном движении стал Ленур Ислямов (на фото) – владелец крымско-татарского телеканала ATR и пассажирской компании-перевозчика "СимСитиТранс". По его словам, за минувшие два десятка лет крымские татары устали искать свое место между Украиной и Россией. Он призвал соплеменников пользоваться обещанными Москвой преференциями: получать деньги на обустройство, узаконивать земельные самозахваты, входить в местные и федеральные органы власти.

Сам Ислямов — гражданин России и проживает в Москве, где у него также есть бизнес. Но его призыв был связан не только с этим. Выбора у основной массы крымских татар на полуострове все равно нет. Радикалы из запрещенной в РФ "Хизб-ут-Тахрир" почти сразу уехали из Крыма, где они могли угодить за решетку, но что делать обычным людям, которых никто не преследует и которым надо кормить семьи?

Компромисс был достигнут при активном посредничестве поволжских татар — в частности, главы Татарстана Рустама Минниханова. Он и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин по сути выступили эмиссарами крымских собратьев.

Сыграл свою роль и отъезд Мустафы Джемилева в США, куда он полетел добиваться введения более серьезных санкций против России, ввода войск НАТО в Крым и признания крымских татар единственным народом, имеющим право на свое государство на полуострове. В ООН ему выступить удалось, зато потом, по данным киевской газеты "День", Джемилев тщетно пытался дозвониться до Курултая по Скайпу.

В итоге на Курултае впервые за 23 года звучал только крымско-татарский гимн (без украинского), а глава Меджлиса Рефат Чубаров заявил, что Курултай решил пока не проводить свой, татарский, референдум о самоопределении.

На этом фоне угрозы Джемилева встретить "огнем" "продвижение россиян в центр полуострова" выглядят первоапрельской шуткой: россияне в Крыму уже повсюду, и среди них немало татар, активно получающих паспорта РФ. Но застарелого недоверия между украинско-русской и татарской общинами в Крыму пока не убавилось, и татарская элита пока не отказалась от идеи воссоздания, в той или иной форме, "Бахчисарайского ханства".

Сняв пока с повестки дня вопрос о проведении собственного референдума, глава Меджлиса подтверждает: татары при посредничестве Запада будут требовать для себя национально-территориальной автономии. "Мы хорошо изучили конституцию РФ и тех республик, которые есть в составе РФ, и потребуем от них обеспечить право крымскотатарского народа на самоопределение, — сказал Чубаров на Курултае. — Крымские татары как коренной народ Крыма хотят воспользоваться своим правом в соответствии с Декларацией ООН о правах коренных народов на самоопределение. Мы объявляем о начале политических и правовых процедур по созданию национально-территориальной автономии крымско-татарского народа на исторической территории — в Крыму".

У себя в Фейсбуке он даже написал, что "автономия, по-моему, тоже уже пройденный этап". По его словам, говорить можно о "самоопределении по типу Андорры". "Украина как демократическое государство может согласовывать своих членов правительства Крыма, Россия как монархия — своих назначать Путиным. Парламент Крыма будет двухпалатный. Нижняя — палата общин, а верхняя — Курултай. Меджлис будет правительством Крыма”.

Тут надо сразу пояснить: публично и уж тем более официально подобный сценарий нигде пока не обсуждался, но в соцсетях получил большой резонанс. И его обнародование можно истолковать как желание крымско-татарской элиты занять в неформальной российской политической иерархии примерно такое же привилегированное положение, как элита чеченская. Но если чеченцы получили от Москвы щедрое финансирование в результате двух войн, то крымские татары хотят добиться этого сочетанием угроз и компромиссных предложений. Как же при этом поведет себя Москва?

Несмотря на обещанные грандиозные инвестиции, уже сейчас ясно, что правительству России придется экономить: нет ясности с субсидиями авиаперевозчикам, а Минфин не хочет давать резидентам Крыма налоговые льготы. И, никто, разумеется, не намерен делать Меджлис правительством на полуострове – здесь явно строится такой же механизм ручного управления политикой и экономикой, как и в других регионах РФ.

Но работать с Меджлисом Москва в ближайшие годы все равно обречена – просто потому, что ни одна из альтернативных татарских организаций (Милли фирка, Себат) не может конкурировать с ним по влиянию. И это понимают в Кремле, иначе Владимир Путин с Мустафой Джемилевым и не разговаривал бы.

Право определить кандидатов для сотрудничества с органами власти сейчас официально передано Меджлису. А в нем, как отмечает симферопольский политолог Андрей Никифоров, система сдержек и противовесов в настоящее время очень тонкая и сложная. "Сейчас они будут друг за другом следить, чтобы никто раньше не побежал с крымскими властями договариваться", — пишет он.

Павел Кривошеев

02.04.2014

Источник: rosbalt.ru

«Кучма, Ющенко и Янукович обманывали крымских татар»

Крымские татары опасаются России, но и проукраинских симпатий у них немного. Об этом на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 1 марта рассказал глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, посетивший полуостров с визитом в конце марта. Религиозный деятель дал понять, что присоединение Крыма к РФ было встречено местными мусульманами настороженно, но ситуация может измениться к лучшему, если Кремль пойдет на ряд символических и материальных уступок.

Выступление Гайнутдина, продлившееся около часа, представляло интерес тем, что религиозный деятель предпринял попытку изложить точку зрения крымских татар так, чтобы она выглядела приемлемой для российских властей. По мнению муфтия, предметом для диалога между тюркскими общинами и Кремлем может стать вопрос о земельных участках в Крыму, праве собственности на культовые сооружения. Татарам нужна и моральная компенсация, возмещающая их страдания во время сталинского переселения в Среднюю Азию, характер которой Гайнутдин обозначил туманно.

Глава Совета муфтиев доводил позицию крымских татар до сведения присутствовавших, подчеркивая психологическую травму, которую получил этот народ во время депортации. Страх повторения этих событий, по мнению Гайнутдина, является движущей силой крымской политики и дает оправдание существованию отрядов самообороны, которые патрулируют крымские поселения, будучи вооружены «палками». Мусульмане полуострова боятся и того, что им будут мстить за бойкотирование референдума. Как итог, отряды татар продолжают действовать, и чтобы расформировать их, потребуется диалог с участием российской власти.

Утверждения Гайнутдина о том, что татары действительно подавлены страхом депортации, вызвало возражения части присутствующих. «Со дня смерти Сталина прошел 61 год, какой может быть страх переселения?» Гайнутдин в ответ призвал принять опасения татар как «реалии» современной крымской политики. По его словам, весть о присоединении к России свела в могилу пожилых мусульман, переживших депортацию. «Нас привели на кладбище и показали несколько десятков свежих могил».

Муфтий обратил внимание на другой случай, произошедший перед его визитом. На одном из пустырей в полуострове нашли расчлененное тело крымского татарина. «Вы уверены, что убийство произошло на этнической почве?» - спросили из зала. «Доказательств нет, но врагов у молодого человека не было», - ответил Гайнутдин. По словам муфтия, страхи, вызываемые подобными событиями, характеризуют моральное состояние мусульман полуострова.

От того, что можно было назвать «негативом» – Гайнутдин упомянул в том числе и недовольство крымских татар сжатыми сроками проведения референдума – глава Совета муфтиев России перешел к тому, что Украина – неудачный выбор для крымскотатарского населения. Во времена, когда полуостровом управляли из Киева, его инфраструктура влачила жалкое существование, чему Гайнутдин, по его словам, стал свидетелем лично.

Действия украинских политиков в отношении своего самого южного региона глава Совета муфтиев России охарактеризовал в уничижительных выражениях: «Кучма обманул крымских татар, Ющенко обманул крымских татар, Янукович обманул крымских татар». Муфтий дал понять, что Россия не повторит подобных ошибок.

По словам Гайнутдина, его миссия в Крыму заключалась в том, чтобы убедить местных мусульман: Украина не принесла им ничего хорошего. «Киев провел реабилитации крымскотатарского народа? Нет. А Россия уже готова сделать это».

На фоне политической риторики, активно применявшейся Гайнутдином, контрастно прозвучало конкретное политическое предложение, которое он, судя по всему, привез с полуострова: Меджлис крымскотатарского народа, ранее обращавшийся к Организации исламского сотрудничества с просьбой помочь против российского вмешательства, предлагает прямые переговоры Кремлю

Игорь Гашков

02.04.2014

Источник: НГ Религии