В Татарстане принимают санкции к имамам мечетей, заподозренным в симпатии к радикальным исламским течениям – духовные лица не могут пройти официальную переаттестацию и остаться на своем посту. По информации корреспондента, должности уже лишился имам соборной мечети Джамиг в Набережных Челнах Малик Ибрагимов, возглавлявший в свое время скандально известное медресе "Йолдыз", которое СМИ даже называли "кузницей ваххабитских кадров". Следом был понижен в должности популярный в Набережных Челнах проповедник Идрис Галяутдинов из местной мечети Тауба. 

Сейчас среди мусульманского духовенства в Татарстане активно проводится переаттестация, в ходе которой имамы получают разрешение на право религиозной деятельности в своем приходе. Но, по данным источников, Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана планирует в ходе этого процесса убрать со своих постов часть ваххабитски настроенных имамов в крупных городах республики, на чем настаивают высокопоставленные функционеры аппарата президента республики Рустама Минниханова. В черном списке муфтията, по данным источников, еще как минимум 10 фамилий. 

Эту информацию косвенно подтверждают прихожане Соборной мечети Набережных Челнов, выступившие с открытым обращением к мусульманской общественности Татарстана и РФ в поддержку Малика Ибрагимова. Они говорят, что отставке имама предшествовал визит в мечеть граждан "в черных костюмах", которые "проверяли праведность проводимых проповедей" и узнавали, "кто ваххабит, кто салафит". "Вот какие теоретическо-теологические проблемы терзают наших странных посетителей", – горячатся авторы обращения, которое подписали 390 человек. К слову, Малик Ибрагимов, получивший религиозное образование в Саудовской Аравии и руководивший в свое время медресе "Йолдыз", в которой обучался организатор взрыва жилого дома на улице Гурьянова в Москве Денис Сайтаков, занимал пост шариатского судьи Восточного региона Татарстана и даже читал лекции силовикам в Набережных Челнах об основе религии и принципах толерантности.

Другим подтверждением проводимой в Татарстане второй волны деваххабизации стало интервью известного татарского журналиста Искандера Сиразиева, данное им одному из казанских изданий, в котором тот заявил о планирующемся смещении в ближайшее время со своих постов 20–25 имамов, некоторые из них были "районными мухтасибами, а в итоге оказались имамами в сельских мечетях или вторыми имамами". "А сейчас их просто по-черному стали убирать. И это под эгидой борьбы с ваххабизмом и салафизмом", – говорит журналист. Любопытно, что интервью провисело на сайте издания не более часа, после чего его спешно сняли. 

Политика деваххабизации была впервые проведена в Татарстане с подачи прежнего муфтия Татарстана Ильдуса Файзова, который убрал с постов мухтасибов (руководитель районного объединения общин) Линура Сабирзянова в Буинском районе, Фидаиля Яруллина в Тюлячинском районе и Наиля Сахибзянова в Альметьевском районе. Кроме того, была предпринята попытка снять имама-мухтасиба Соборной мечети Татарстана Кул Шариф Рамиля Юнусова, однако за того вступились многочисленные сторонники. После терактов в Казани в июле 2012 года Ильдус Файзов ушел в отставку и его заменил нынешний муфтий Камиль Самигуллин, при котором борьба с радикалами была менее заметна. 

По мнению эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова, светские власти Татарстана понимают, что присутствие на постах имамов мечетей людей, симпатизирующих исламистам или проповедующих радикальные течения в исламе, будет способствовать увеличению числа ваххабитов в Татарстане, поэтому кампанию деваххабизации проводить все же придется. "Однако в Казанском кремле, видимо, решили поменять тактику. Если Файзов открыто снимал ваххабитов со своих постов, просто издавая указ и заставляя подчиняться ему, то при Самигуллине избрали более непубличную тактику. Например, через аттестацию имамов, когда все духовенство обязуют пройти курс повышения квалификации, в ходе которого ваххабитских имамов отсеивают. Соответственно ваххабитскому имаму говорят, что он не прошел аттестацию, и требуют снять его с поста под таким предлогом", – полагает эксперт. 

Интересно, что сам Камиль Самигуллин, по словам Сулейманова, пока старается дистанцироваться от кампании деваххабизации кадров мусульманского духовенства, заявляя, что за снятием имамов со своих постов стоит не он, а аттестационная комиссия. "Впрочем, ваххабитские имамы, отстраненные от своих постов, начинают возмущаться. Однако это возмущение не принимает форму открытого бунта, как это было при муфтии Ильдусе Файзове. И это устраивает власти. Все-таки они понимают, что ваххабитов следует менять", – резюмирует эксперт. Опрошенные имамы казанских мечетей в целом разделяют идею деваххабизации в Татарстане, однако говорят, что толку от нынешней политики будет немного, поскольку исповедующий нетрадиционный ислам имам при необходимости может "правильно" ответить на вопросы аттестационной комиссии и остаться на своем посту.

Глеб Постнов

18.03.2016

Источник: НГ