Похоже, далеко не все наши сограждане, даже в высоком руководящем звене, осознают, что представляет запрещенная в России организация «Исламское государство». Несмотря на кадры зверских расправ с христианами, представителями других конфессий, расползание щупалец этой бандитской шайки практически по всему миру, некоторые из нас наивно полагают, что все это где-то далеко и их никогда не коснется.

Еще не высохли слезы по безвинным жертвам катастрофы лайнера А321 компании «Когалымавиа», следовавшего по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург и взорванного террористами 31 октября 2015 года над Синаем, погибли 224 наших соотечественника, среди которых были и дети, а сегодня уже раздаются голоса о возвращении российских туристов на египетское побережье.

Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин, будучи в Каире с двухдневным рабочим визитом, обсуждал с президентом и главой парламента арабской республики возможности возобновления авиасообщения и продажи путевок на отдых в Египет. Спикер заявил, что жители России скоро вновь смогут летать туда. Не преждевременно ли?

Террористы, взорвавшие российский лайнер, до сих пор не пойманы. Серьезных мер по усилению безопасности в аэропортах Египта не принято, поскольку за столь короткое время это просто невозможно. Имею в виду вскрытие агентурной сети террористов, подбор нового персонала, проверку и укрепление служб безопасности, насыщение терминалов эффективными техническими средствами контроля и т. п. Все это за три месяца не сделать.

Не секрет и то, что в Египте обслуживающий персонал во многих местах поражен коррупцией. За небольшую плату можно проникнуть в любую гостиницу, в чем могли за последние годы не раз убедиться наши сограждане, пройти на взлетную полосу, внедриться в число работников аэропорта... Каковы сегодня гарантии того, что трагедия над Синаем не повторится? К сожалению, их нет. По крайней мере о них ничего не сообщается.

Известно, что мы часто наступаем на те же грабли. Но может быть, нас насторожит новый теракт на борту А321, который 2 февраля вылетал из Могадишо (столицы Сомали) в Джибути с 60 пассажирами на борту, включая членов экипажа. Погиб только один человек, остальных спасла счастливая случайность – самолет не набрал большой высоты, а последствия взрыва оказались локальными, что позволило пилоту посадить машину.

Все это говорит о том, что ИГ – не просто шайка бандитов. Это монстр, созданный в свое время руками США, но вышедший из-под контроля хозяина. У этого чудовища разветвленная сеть ячеек и агентов по всему миру, подготовленных фанатиков-смертников, налаженные каналы финансирования, снабжения оружием... Что подтверждают затяжные бои в Сирии, продолжающиеся террористические акты. А значит, борьба с монстром будет долгой и кровавой, о чем должны помнить наши сограждане.

В связи с этим напомню, что в марте исполняется 10 лет федеральному закону «О противодействии терроризму» (принятому 6 марта 2006-го, а в последней редакции – 31 декабря 2014-го). Он установил основные принципы противодействия этому злу, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, а также условия применения в контртеррористических операциях Вооруженных Сил страны. В законе впервые дано определение терроризма как явления. Под терроризмом понимается «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами власти...»

Этот «расщепленный» взгляд на рассматриваемое явление позволил нам по-другому сформулировать меры реагирования государства, а именно: рассматривать борьбу с терроризмом как часть более широкой системы мер противодействия ему.

Во многом благодаря именно этому закону и принятым мерам России удалось практически локализовать терроризм на Северном Кавказе, хотя отдельные проявления его, в частности в Дагестане, остаются. А значит, мы ни в коем случае не должны успокаиваться и расслабляться в борьбе с этой многоголовой гидрой, быть во всеоружии.

Анатолий Куликов, президент Клуба военачальников России, советник министра внутренних дел Российской Федерации, генерал армии

Опубликовано в выпуске № 05 «Военно-промышленного курьера» за 10 февраля 2016 г.