На 3 ноября в Астане запланировано проведение юбилейного саммита Организации тюркских государств. 2023 г. выдался насыщенным для ОТГ:

— партнеры по организации помогали Турции ликвидировать последствия землетрясения на юго-востоке страны; 

— Туркменистан заявлял, что «в ближайшее время» надеется стать полноценным членом тюркского объединения; 

— новый виток арабо-израильского конфликта поставил вопрос о консолидации идентичностей. 

Эксперты предположили, как это может повлиять на повестку мероприятия и какие шаги организации ещё предстоит предпринять, чтобы стать серьёзным международным игроком. 

Равшан Назаров: на саммите должны подвести первые итоги работы организации в новом формате. Не исключено, что будет поднят вопрос о формулировании консолидированной позиции по актуальному ближневосточному конфликту.

Эдил Марлис уулу: сейчас механизмы функционирования ОТГ только прорабатываются, а организация находится на этапе закладки фундамента. В будущем ОТГ станет значимой политической фигурой. 

Участники саммита могут принять резолюцию, осуждающую военные действия на Ближнем Востоке. Следующим пунктом повестки станет обсуждение Зангезурского коридора, который может объединить страны Центральной Азии с Азербайджаном и Турцией. Не исключено, что на саммите затронут темы вступления Туркменистана в ОТГ и признания Северного Кипра.

Александр Караваев: Кавказ и тюркские страны — единственные регионы, где Анкара может сформировать интеграционные объединения, драйвером которых был бы неоосманизм. Ни на Балканах, ни в Африке, ни на Ближнем и Среднем Востоке нет сравнимых с Центральной Азией и Закавказьем политических симпатий к Турции. 

Тем не менее экономически регион структурирован организациями, которые сближают его с Россией. Экспорт несырьевых товаров и взаимные инвестиции у центральноазиатских государств и турецкой стороны пока низкие по сравнению с аналогичными показателями российско-турецкого или российско-центральноазиатского товарооборота.

Источник: