В Таджикистане 3 июня был торжественный день: тепло встретили американских гостей. Делегацию из США возглавила помощник госсекретаря Ниша Десай Бисвал. В повестке визита объявлены оценки уровня двусторонних отношений и консультации по их дальнейшему развитию, в том числе – по итогам работы определенных организаций, в числе которых названа широко известная USAID. Посланцы Госдепартамента похвалили местную власть за предпринимаемые усилия, хотя еще совсем недавно Вашингтон настойчиво критиковал Душанбе.

Как отметила госпожа Бисвал, «…нынешние консультации впервые прошли в более плодотворном и активном русле, подняв планку на значимый профессиональный уровень». В свою очередь, первый заместитель таджикского МИД Озода Рахмон рассыпалась в комплиментах на тему особой роли США в поддержке безопасности на пространствах Центральной Азии. 

МИД Таджикистана выпустил по случаю дежурный отчет: «…Представители Государственного департамента США высоко оценили экономические реформы, проходящие в Республике Таджикистан и двустороннее экономическое сотрудничество». Во многом одинаково позитивные официозные характеристики прозвучали в адрес практически всех областей американо- таджикских отношений. Как оказалось, Таджикистан уверенно движется нужным курсом, усиливая темпы двустороннего взаимодействия и в экономике (инвестиции), и в сфере правовой базы (заключаемые контракты и договоры), а также в сфере соблюдения прав человека: источник сообщает, что деятельности Агентства США по международному развитию (USAID) в Таджикистане была дана «высокая оценка».

В данной связи именно последний аспект требует более подробного рассмотрения. Эксперты уже не в первый раз отмечают любопытный нюанс: едва чиновники из внешнеполитического ведомства Душанбе проводили домой делегацию ОДКБ – практически в те же двери радушно принимаются блюстители прав человека от американского Госдепартамента.

В свое время практически все государства Центральной Азии объявили одним из основных во внешней политике принцип «многовекторности». Если в Душанбе под данным термином понимаются откровенные реверансы в адрес челноков из Госдепартамента США, об уровне дальновидности и объективности внешнеполитического курса Таджикистана остается только сожалеть.

На примере Кыргызстана, где (цитата) «…уже подросло поколение, воспитанное такими структурами как Фонд Сороса, USAID, Freedom House и т.п.» эксперты неоднократно предупреждали об истинных целях и задачах, которые внедряют в Центральной Азии.

В марте нынешнего года на страницах сайта Бюро информации Notum опубликован материал, повествующий о реальных намерениях властей США в отношении Таджикистана, ревниво следящих за внешнеполитическими успехами России в регионе. И вот, как говорится, не прошло и полгода…

Можно рассматривать благожелательный прием американских визитеров как очередной намек Душанбе в адрес Москвы на продолжение уступок и преференций в отношениях между Россией и Таджикистаном. Но в этом случае непонятно, что придется придумывать Эмомали Рахмону после того, как арсенал грубых приемов иссякнет.

Таджикистан, стоящий перед реальной угрозой вольготного развертывания афганских экстремистов, не решил ни одной проблемы ни во внешней политике, ни в собственной экономике: масштабные проекты развития гидроэнергетики так и остаются на бумаге, уровень жизни населения – достаточно посмотреть на количество мигрантов, прибывающих ежегодно на заработки в РФ – продолжает падать.

Вместо реальных реформ в Душанбе сегодня заняты экспериментами с политикой «многовекторности». В таком случае, остается лишь гадать об уровне дальнейшего развития российско-таджикских связей, и задать господину Рахмону всего один простой вопрос: в каком эквиваленте оценивается «успешное экономическое сотрудничество с США», и на какие цели в Таджикистане тратятся американские средства? 

Рахмон Озода Эмомали

Дочь президента республики Эмомали Рахмона. Окончила отделение международного права Таджикского национального госуниверситета по специальности «юрист-международник».

Получила образование в университете Мериленд, английский язык освоила в университете Джорджтаун. Работала в посольстве Таджикистана в США представителем по вопросам культуры и образования. Руководила консульским управлением таджикского МИД, в 2009 году была назначена заместителем министра иностранных дел республики.

Кандидат юридических наук, защитила диссертацию по теме «Развитие законодательства о правах и свободах женщин в Таджикистане». Супруг - замминистра финансов Таджикистана Джамолиддин Нуралиев. 

Михаил Андреев

04.06.2014

Источник: notum.info