По сообщениям ряда источников, президент Таджикистана Эмомали Рахмон продолжает периодически устраивать масштабные кадровые чистки в стране, чтобы пресечь попытки госпереворота в преддверии возможного транзита власти. 

В прошлом месяце ротации коснулись руководства Вооруженных сил, Нацгвардии, органов правопорядка, руководства законодательной власти. Также были проведены перестановки в городах и районах ГБАО, которые стали регулярными.

В конце февраля Эмомали Рахмон провел кадровые перестановки в руководстве Министерства обороны и Вооруженных сил Таджикистана. Новым командующим Сухопутными войсками республики назначен генерал-майор Рахмонали Сафарализода, который ранее командовал противовоздушной обороной и военно-воздушными силами Таджикистана. Рахмонали Сафарализода получил образование в Академии ПВО в Твери. На должности командующего Сухопутными войсками он сменил полковника Хусрава Бобозоду. Новым командующим ПВО и ВВС стал Шамсиддин Собирзода.

Президент также назначил новых заместителей министра обороны. Ими стали Джамшед Сафарзода — замминистра обороны по вопросам военной подготовки, Одил Носирзода — замминистра по вопросам вооружения и военной техники, Музаффар Рахимзода — замминистра по политическим и образовательным вопросам и Бободжон Саидзода — замминистра по вопросам тыла.

Перестановки были проведены и в руководстве Национальной гвардии Таджикистана, которая подчиняется непосредственно президенту. Перестановки в Нацгвардии оказались наиболее масштабными. Со своих должностей были освобождены сразу десять членов высшего руководящего состава, включая начальника Главного штаба гвардии генерал-майора Джонибека Ализоду. Новым начальником Главного штаба Нацгвардии — заместителем командующего Нацгвардией стал полковник Бахриддин Азаматзода. Новым главным военным прокурором республики стал генерал-майор юстиции Хабибулло Вохидзода. В январе он был освобожден от должности директора Агентства по контролю за наркотиками при президенте РТ.

Появились также сообщения, что президент Рахмон на днях  объявил об отставках начальника Генштаба ВС РТ, а также уволил нескольких высокопоставленных чиновников и глав районов. Таким образом, начатые еще в конце прошлого года массовые ротации коснулись всех силовых ведомств: ГКНБ, МВД и теперь армии, Нацгвардии, Военной прокуротуры.

Как представляется 71-летний лидер рассматривает варианты передачи поста по мягкому сценарию одному из членов его семьи, однако позднее, когда стабилизируется геополитическая обстановка в мире. Ни тогда, ни сейчас неожиданности ему не нужны.

До недавнего времени кандидатом номер один в преемники назывался старший сын Рахмона Рустам Эмомали, которого отец сделал председателем Национального совета (Маджлиси Милли) — верхней палаты Высшего собрания (Маджлиси Оли) Таджикистана. Именно ему, в экстренном случае, по Конституции переходят все высшие полномочия до выборов президента. В Таджикистане говорят, что против Рустама Эмомали нет возражений в Москве и Пекине.

Другим потенциальным кандидатом называют главу холдинговой компании «IM GROUP», 26-летнего внука президента Исмоила Махмадзохира. В отличие от дяди, он ведет активную публичную деятельность, соцсети, занимается благотворительностью, спонсирует национальные спортивные мероприятия и возглавляет федерацию дзюдо.

Влиятельным считается женский клан. Одна из его ярких представительниц – старшая дочь президента Озода Рахмон, которая проявляет достаточно властные амбиции во главе аппарата главы государства и, что примечательно, будучи замужем за Джамолиддином Нуралиевым и матерью пятерых детей, оставила фамилию отца.

Обсуждаются амбиции пятой дочери президента Рухшоны Рахмоновой, которую поддерживают сестры Тахмина Рахмон (контролирует монополиста на рынке по продаже авиабилетов) и Парвина Рахмон (владелица крупнейшей фармацевтической компании Таджикистана «Sifat Pharm»).

В условиях жесткой конкуренции внутри одной только семьи президента, элиты страны дезориентированы. Высокопоставленные чиновники и бизнесмены боятся лишиться доступа к ресурсам в ходе передела, который неизбежен при смене власти.

Кадровыми чистками Рахмон намерен зацементировать власть в стране. Однако, если отставки продолжатся и коснутся кланов кого-то из потенциальных преемников, то это будет свидетельствовать об их возможной причастности к планированию заговора.

Источник: