За последние два-три года страны Центральной Азии столкнулись с рядом вызовов региональной и национальной безопасности. К тому же ни одна из обострившихся проблем пока не решена полностью. О новых вызовах региональной безопасности в ЦА и механизмах их разрешения говорится в статье «Рост вызовов безопасности Центральной Азии и возможные механизмы ответа на них» старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислава Притчина. Полную версию статьи читайте в сборнике статей конференции «Центральная Азия в условиях глобальной трансформации мировой системы международных отношений».

Серия кризисов региональной и национальной безопасности в ЦА: реакция России и ОДКБ

В начале нового десятилетия страны ЦА столкнулись сразу с несколькими вызовами безопасности. Причем часть из них существовала ранее, но в замороженном виде, как, например, приграничные споры или проблема Афганистана.

Обострение таджикско-киргизского приграничного конфликта оказалось наиболее жестоким и привело к немалочисленным жертвам с обеих сторон. Это создает угрозу не только региональной безопасности, но и структуре ОДКБ, которая в том числе отвечает за безопасность в регионе и членами которой являются обе стороны конфликта. В ходе серии эскалации конфликта в 2021–2022 гг. свое посредничество предлагали как ОДКБ в целом, так и Россия в частности. Однако стороны отвергли их, предпочитая решать проблемы на двухстороннем уровне, достигнув ряда соглашений по прекращению огня и демаркации части границ.

Следующим большим вызовом стал поспешный вывод западного военного контингента из Афганистана. Это повысило террористическую угрозу в приграничных с Афганистаном государствах ЦА. Россия и ОДКБ отреагировали оперативно, Россия укрепила свою базу в Таджикистане и передала республике новые системы вооружений. Также участились совместные военные учения в рамках ОДКБ в ЦА и были проведены совместные учения России, Таджикистана и Узбекистана.

Серьезным внутриполитическим вызовом для Казахстана стали январские беспорядки в республике в 2022 году. Казахстан отправил в ОДКБ запрос о помощи, на что организация незамедлительно отреагировала. Это оказало положительный эффект, став одним и факторов стабилизации ситуации.

Другие механизмы поддержания безопасности

Альтернативные механизмы обеспечения региональной безопасности, такие как ШОС, были пассивны в ходе вышеуказанных процессов. Сама структура ШОС и сложный процесс принятия решений в ней не позволяют быть полноценным гарантом безопасности в регионе.

Другие внерегиональные акторы, Китай или Турция, не имеют достаточной нормативно-правовой или институциональной базы, чтобы вмешиваться в дела региона в военно-политическом плане. Кроме того, у них нет опыта миротворческих миссий в регионе.

Что касается внутрирегиональных механизмов сотрудничества, в рамках центральноазиатских интеграционных проектов сфера безопасности не является приоритетной. Страны региона пока не готовы к подобному взаимодействию с опорой исключительно на свои внутрирегиональные силы и ресурсы.

Источник: