Похоже, центральноазиатские лидеры находят противоядие от назойливого, если не сказать, наглого давления Запада, провоцирующего страны региона отказаться от барышей, которые приносит им совместная работа с Россией, в пользу «демократических ценностей». Рассмотрим на примере Узбекистана.

Лу и Пауэр ничего не понимают

Ситуация такая: тебе улыбаются, со всем соглашаются, поддерживают все твои бредовые начинания по изоляции России и антироссийским санкциям, перед тобой расстилают даже ковровую дорожку, а встречает тебя ни много ни мало дочь президента, а по совместительству просто красивая женщина. Кажется, все! Задачи решены, цели выполнены! Но вот странность, ничего не происходит... То есть вообще ничего! Да, провели один форум свободного мира, второй, третий, но камушки либеральной демократии с приятным бульком тонут в каком-то болоте, не оставляя после себя даже кругов.

Говорят, мы вам еще денег дадим, лидеров вам подготовим, от туберкулеза спасем. Давайте, отвечают, готовьте, спасайте. При этом улыбаются мягко, с восточным обаянием. Им говоришь: ну вы уж в ответ давайте, устройте что-нибудь антироссийское, да так, чтобы окна в Кремле задребезжали. Устроим, отвечают, даже не сумливайтесь. И опять улыбаются рахатлукумной улыбкой. И опять ничего не происходит!

Примерно так можно описать рефлексию западных – прежде всего, американских - эмиссаров, которые сломали себе уже весь мозг, пытаясь разгадать эти восточные шарады. Это даже не итальянская забастовка, а черт знает что такое. Ну натурально, Дональд Лу приезжает с разбором полетов, а ему опять все улыбаются. Саида Мирзиёева говорит, что жизнь готова отдать за демократию. Короче, у Лу голова кругом.

Толерантность по-узбекски

Мы объясним, что происходит. Президент Мирзиёев человек опытный и умный. Он прекрасно понимает, что, отдав западникам больше, чем он сам может контролировать, возникнут, как сейчас модно говорить, экзистенциальные угрозы режиму. Короче говоря, под Мирзиёевым закачается стул. Поэтому узбекистанской элитой выбрана прекрасная форма саботажа – мы аплодируем, - а именно: либеральным и демократичным птенцам USAID просто определили место в структуре узбекистанского политически активного общества, и место это весьма декоративно. Своего рода завитушка на восточном ковре. Вам нужны элементы свободного общества? Их есть у нас. А ну Имронбек, позови сюда Сардора и Хушруза – они же вроде либералы… Американцы не понимают, что узбекистанское общество несколько отличается от атомизированного, отчужденного от всего и вся западного. Нити, связывающие социум в единое полотно, сложны и многочисленны. Хочешь быть либералом? Не вопрос, но слушать Шавката Миромоновича и ходить в мечеть – святая обязанность, будь ты хоть трижды либерал. Понятно, что американцы хотят чего-то совсем другого, а не декоративного узбекистанского либерализма.

«Неделя толерантности», объявленная в Ташкенте, это именно декорум: можете поговорить о правах человека, ну так, абстрактно, но в политику ни-ни, здесь есть кому разобраться. Словом, картинка получается забавная: наружно все очень демократично, внутри – старое доброе узбекистанское общество. Конечно, США подкинут денег на интенсификацию работы, будут выделять не 14 млн долларов, как сегодня, а скажем 25. Что ж, тем лучше, дядя Имронбек построит себе новый дом и женит сына Хушруза.

Мы примитивизируем, конечно, но суть вы понимаете. В Узбекистане живут слишком умные люди, чтобы менять миллиарды долларов от сотрудничества с Россией на 25 млн Блинкена. Не спорим, у американцев есть рычаги влияния в регионе, поэтому и совсем отморозиться от них не получается. Поэтому узбекистанский путь симуляционного либерализма – это рабочая схема. Приезжайте еще, Лу и Пауэр, вам споют народные песни и подарят парадную тюбетейку. Вперед к торжеству демократии!

Федор Кирсанов

Источник: