Не было счастья, так несчастье помогло. Военный переворот в Нигере, свергнувший прозападного президента, и российская СВО в Украине вынудили Францию искать геополитическое и ресурсное «счастье» в Центральной Азии.

Утрата доступа к урановым рудникам Нигера, грозившая дефицитом топлива для французских АЭС, заставила президента Франции попытаться сблизиться с одними из самых богатых стран по запасам урана — Казахстаном (первое место в мире по добыче, 21,2 тысячи тонн в 2022 году) и Узбекистаном.

Стремительный двухдневный визит Эммануэля Макрона в регион начался 1 ноября с Астаны. Встречаясь с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, гость начал с эскапады комплиментов в адрес хозяев: «Франция ценит путь, которому вы следуете ради своей страны, отказываясь быть вассалом какой-либо державы и стремясь построить многочисленные и сбалансированные отношения с разными странами в интересах вашего народа. Такая философия близка Франции». Не надо быть тонким аналитиком, чтобы понимать, о какой «державе» говорил Макрон…

Еще он говорил о странах, которые «хотели бы быть гегемонами и которые непредсказуемы». Французский президент «ни в коем случае не недооценивает то давление, что оказывается на Казахстан различными факторами». И здесь тоже ясно читались проблемы, возникшие перед Астаной, вынужденной соблюдать антироссийские санкции, введенные Западом, что отнюдь не лучшим образом сказывается как на экономике Казахстана, так и на его отношениях с Россией.

Токаев, политик искушенный и опытный, эту скользкую тему не поддержал, за понимание французского гостя не благодарил, ограничился лишь замечанием, что Франция — очень важный партнер для Казахстана, уже 15 лет как действует двухстороннее соглашение о стратегическом партнерстве, что «особенно актуально в сегодняшней сложной геополитической и геоэкономической ситуации».

Излишне говорить, что в итоге визита Макрон и Токаев подписали декларацию о сотрудничестве по стратегическому минеральному сырью, к которому относится и уран.

Не менее успешным был визит Макрона в Самарканд, ставший первым визитом президента Франции в Узбекистан с 1994 года. Это следует из необычайно приветственного заявления президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, обращенного к гостю: «Я еще раз хочу вас заверить, что мы создадим для всех вас удобства в Узбекистане. Как президент я хочу вам дать гарантии. Ваша деятельность в Узбекистане и наше сотрудничество в будущем гарантируются президентом и правительством Узбекистана. У вас никогда не должно быть сомнений, доверьтесь нам». После таких слов сомневаться в том, что Макрон увезет из Самарканда требуемое, не приходилось.

Стороны договорились о том, что французская компания Orano, уже работающая в Узбекистане, расширит там геологоразведку урановых месторождений и добычу урана. Гарантией этого стал прием Мирзиеевым президента Orano Клода Имовена.

Было бы неправильно оставить без внимания озвученную президентом Узбекистана главную цель нынешнего руководства страны — «построение демократического государства с сильным гражданскими общественными институтами, современной инфраструктурой и мощной промышленностью. Назад пути нет — только вперед!» Обязывающее заявление…

Мирзиеев и Макрон договорились выводить отношения Узбекистана и Франции на уровень стратегического партнерства. Этому будет способствовать повышение возможности изучения французского языка в стране, открытие узбекско-французского вуза в Ташкенте и филиала Французского альянса в Самарканде. Европа стремительно «въезжает» в Центральную Азию, делая аккуратный байпас в обход России.

Аркадий Дубнов

Источник: