В 2016 году бывшие республики СССР отпраздновали 25-летие своей независимости. Если говорить о человеческом измерении, четверть века вполне достаточный срок, чтобы с момента рождения, получив первый жизненный опыт, образование, поняв свои сильные и слабые стороны, определиться с тем, чем человек планирует заниматься по жизни, либо вплотную к этому подойти.

Для государства как очень сложного субъекта 25 лет — в историческом разрезе совершенно незначительный период. По сути это время для становления лишь одного нового поколения граждан. Вместе с тем, для стран Центральной Азии и Южного Кавказа этот отрезок первый, а значит он во многом определяет направление развития государства на долгое время. Уникальной особенностью развития постсоветского пространства является еще и то, что одновременно с получением независимости, страны после отказа от плановой экономики фактически делали первые шаги в условиях рыночной, не имея никакого опыта существования в конкурентной среде. В этой связи сравнительный анализ итогов экономического развития стран выбранного региона дает информативную пищу для размышлений об успешности или неуспешности выбранных экономических моделей, эффективности института частной собственности

Аналитики экспертного центра «Евразийское развитие» провели исследование инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа. Узкий, инструментальный подход к оценке существующих экономических моделей, а также сравнительный анализ государств региона, дал много интересных выводов не только о предмете исследования, но и о промежуточных успехах стран Центральной Азии и Южного Кавказа в выборе и реализации своих рыночной экономик.

В современных условиях без привлечения иностранных инвестиций, использования передовых практик и технологий ни одно из государств не может рассчитывать на качественное развитие, улучшения социально-экономической ситуации. Поэтому принципиальное важное значение для экономического развития имеют следующие параметры:

- юридические и практические механизмы защиты собственности и инвестиций для внутренних и внешних инвесторов;

- наличие долгосрочных стратегий развития государств и их экономик, для понимания, какие из отраслей могут иметь поддержку со стороны государства;

- четкие правила игры для бизнеса и любой экономической активности.

Помимо этого, немаловажным фактором инвестиционной привлекательности является устойчивость политической системы, эффективность политических институтов. В условиях растущей конкуренции на международных рынках важным параметром является транспортная доступность, близость к рынкам сбыта и развитость внутренней и внешней транспортной инфраструктуры.

При этом мы можем говорить, что интерес к странам Центральной Азии и Южного Кавказа растет, благодаря развитию региональных интеграционных проектов, в первую очередь ЕАЭС, или присоединению к европейскому общему рынку (пример Грузии), а также реализации транспортной инфраструктуры в рамках таких крупных проектов как «Экономический пояс Шелкового Пути», «Южный энергетический коридор», «Север-Юг», ТРАСЕКА и др.

Все эти факторы были проанализированы в рамках исследования. Помимо этого, были рассмотрены рейтинги в ведущих страновых рэнкинах Doing Business, Moody’s, Fitch, Standard&Poor’s.

Что можно сказать об успехах первых 25 лет самостоятельного плавания в океане мирового рынка? К сожалению, можно констатировать, что за редким исключением странам региона так и не удалось достичь серьезных успехов в создании конкурентной, диверсифицированной, открытой экономики, с действенной системой защиты частной собственности и прав инвесторов. Более того, в основном страны региона даже официально не ставили для себя подобной цели, предпочитая с самого начала независимости использовать промышленное наследие СССР, сформировавшийся к этому моменту уклад экономики.

По результатам проведенного анализа Казахстан занял уверенное первое место в нашем рейтинге. К его сильным сторонам можно отнести: серьезный экономический потенциал, емкий рынок (17 млн. человек + рынки стран ЕАЭС), ориентированную на привлечение инвесторов законодательную базу, наличие комплекса программ по развитию несырьевой экономики, соответственно создание благоприятных условий для инвесторов в данные сферы. Вместе с тем в республике присутствуют серьезные политические риски, связанные с неопределенностью транзита власти, наличие внутриэлитного конфликтного потенциала, коррупционные риски. Прогноз для Казахстана будет скорее негативный, ввиду того, что республике и ее политической системе предстоит в ближайшей или среднесрочной перспективе предстоит пройти испытание транзитом власти. Эту неопределенность усиливает отсутствие эффективных драйверов экономического роста.

Второе место занял Азербайджан с учетом значительного ресурсного потенциала, хорошей транспортной доступности и транзитных возможностях, относительно емкого рынка (9,5 млн. человек), ориентированной на допуск иностранных инвесторов экономической политики, а также обозначенного комплекса мер по реформированию экономики, ее диверсификации и повышению привлекательности для инвесторов. Вместе с тем экономике Азербайджана свойственны высокие внешнеполитические риски (угроза вооруженного конфликта с Арменией), консервация политической системы и слабая обратная связь с обществом, монопольный характер экономики с доминированием крупных внутренних игроков, высокий уровень коррупция и бюрократизм госаппарата, высокая степень регулирования экономики со стороны государства. Прогноз инвестклимата для Азербайджана будет негативным, так как существует высокая вероятность эскалации конфликта в Нагорном Карабахе, а также из-за рисков роста социально-экономической напряженности.

Узбекистан занял третье место в нашем рейтинге, имея емкий внутренний рынок (свыше 30 млн. человек) диверсифицированную экономику, собственную ресурсную базу, политическую стабильность. Помимо этого намечены масштабные планы нового президента республики Ш. Мирзиеева по системному реформированию экономики республики и созданию благоприятных условий для инвесторов. Вместе с тем в Узбекистане присутствует сильное вмешательство государства в экономику, нелиберализированный валютный рынок, нарушения прав инвесторов и предпринимателей со стороны властей и правоохранительных органов, коррупция и бюрократизм, наличие социальных противоречий, низкая покупательная способность населения. С учетом заявленных планов правительства. Прогноз для Узбекистана будет положительным.

Грузия заняла четвертое место, имея благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, выгодное транзитное расположение, относительно диверсифицированную экономику, достаточно квалифицированную рабочую силу, укрепляющиеся экономические и миграционные связи с Евросоюзом. Вместе с тем Грузия имеет глубокие структурные проблемы в экономике вследствие разрыва отношений с традиционными экономическими партнерами, наличие неурегулированных внешнеполитических споров (ситуация в Абхазии и Южной Осетии, конфликт с Россией), слабое ресурсное обеспечение, низкую эффективность производства, риски возникновения социальных протестов. Прогноз для инвестиционного климата республики будет нейтральным, то есть в ближайшее время не ожидается серьезных изменений инвестиционного климата.

На пятом месте рейтинга оказался Кыргызстан сотносительно либеральным законодательством, действиями властей по созданию благоприятных условий для инвестиций. Республика располагает недорогой рабочей силой, благоприятными условиями для развития сельского хозяйства, легкой промышленности и туризма, участвует в работе ЕАЭС, имея выход на единый рынок объединения. Вместе с тем необходимо указать на вмешательство государства в экономику. В стране имел место ряд серьезных прецедентов создания сложностей для иностранных инвесторов при реализации проектов, многократный пересмотр ранее достигнутых соглашений с иностранными инвесторами. Кроме того, отсутствует преемственность политического курса, высоки риски политической нестабильности, распространение исламистской идеологии, узость внутреннего рынка, низкая квалификация рабочей силы. Прогноз для Кыргызстана будет негативным ввиду предстоящих в 2017 году президентских выборов и существующей серьезной неопределенности какая политическая сила придет к власти.

На шестом месте нашего рейтинга находится Армения, имеющая относительно диверсифицированную экономику, достаточно квалифицированную рабочую силу, сравнительно благоприятный инвестиционный климат.Вместе с тем для республики существуютвысокие внешнеполитические риски (угроза вооруженного конфликта с Азербайджаном), также необходимо учитывать транспортную блокаду, незначительную ресурсную базу, наличие социальных противоречий и риски политической дестабилизации. Прогноз для инвестиционного климата Армении носит негативный характер.

Таджикистан занял седьмое место нашего рейтинга, имея недорогую рабочую силу, при наличии ряда полезных ископаемых и благоприятного климата для развития сельского хозяйства. В тоже время республике свойственны неразвитость инфраструктуры, узкий внутренний рынок, высокие риски политической дестабилизации, коррупция и бюрократизм, вмешательство государства в экономику, отсутствие у предпринимателей реальных механизмов защиты своих прав. Прогноз для Таджикистана будет негативным.

Туркменистан замыкает наш рейтинг, так как несмотря на наличие больших запасов углеводородов, имеющийся транзитный потенциал, политическую стабильность и преемственность экономического курса, принятие властями мер по реформированию экономики, поддержанию стабильности в обществе. Республика имеет жесткую политическую модель, которая предполагает серьезный контроль за любой экономической активностью в стране. Стране свойственна слабая защита прав собственности, высокая уровень коррупции и бюрократизм, а также риск дестабилизации из-за кризиса в Афганистане, зависимость от экспорта углеводородов. Прогноз для Туркменистана негативный.

Как мы можем видеть из рейтинга, лидерами по совокупности анализа всех параметров стали обеспеченные сырьевыми ресурсами, крупные региональные игроки Казахстан, Азербайджан и Узбекистан, имеющие ресурсы диверсификацию, достаточно емкие внутренние рынки. Но позитивным примером является Грузия, которая при крайне скромных внутренних ресурсах сумела за счет проведенных реформ и эффективном использовании своего транзитного потенциала обеспечить неплохие позиции в инвестиционном рейтинге.

Конечно, данный рейтинг носит относительный характер, так как мы рассматривали лишь региональных игроков, не сравнивая их с более опытными рыночными экономиками из ЕС или Юго-Восточной Азии. Но тем не менее, даже региональный срез позволят выявить страны-лидеры, с четкими, порою амбициозными целями долгосрочного развития, и соответствующими результатами социально-экономического развития, и страны-аутсайдеры, которые стараются законсервировать свое развитие, выбирая консервативную и закрытую модель развития. Даже при таком небольшом промежутке времени разность в подходах экономического развития дает свои результаты, и страны региона сегодня, при относительно равных стартовых позициях имеют совершенно разные показатели уровня жизни, темпов, а главное качества экономического развития.

См.: http://russiancouncil.ru/blogs/digest/?id_4=3182

Притчин Станислав Александрович, к.и.н., руководитель Экспертного центра «Евразийское развитие» - ECED, руководитель аналитической группы Института востоковедения РАН.

Воробьев Александр Вячеславович, к.и.н., ведущий аналитик Экспертного центра «Евразийское развитие» - ECED, научный сотрудник Института востоковедения РАН.

16.03.2017

Источник: russiancouncil.ru