По мере приближения сроков вывода войск НАТО и их союзников из Афганистана, а фактически частичный их отход с вывозом техники уже идет, возникает вопрос – а собираются ли США в действительности покинуть эту страну или просто меняют одну форму своего военного присутствия на другую?

Ведь фактически сейчас в ИРА насчитывается до 129 тыс. военнослужащих 28 стран НАТО, в основном из США, Великобритании, Германии, Норвегии, Испании, Греции, Италии, Нидерландов, Польши, Румынии, Турции, Чехии, Эстонии и т.д., а также из 22 государств, не являющихся членами Альянса – Австрии, Австралии, Азербайджана, Грузии, Иордании, Македонии, ОАЭ, Украины, Финляндии и т.д. В соответствии с резолюцией № 1386 СБ ООН от 20 декабря 2001 года они называются Международными силами содействия безопасности и действуют на основе военно-технического соглашения между МССБ и правительством ИРА, имея тем самым определенную международную легитимность. Из них 68 тыс. чел. приходится на американцев.

При этом в Афганистане находится и другой иностранный контингент – так называемые Коалиционные силы (КС) во главе с США, которые были введены в Афганистан в октябре 2001 года в рамках операции «Несокрушимая свобода» после терактов 11 сентября 2001 года для ликвидации присутствия Аль-Каиды и режима Талибов, давших международным террористическим структурам «приют» на своей территории. КС не имеют международного мандата, а их деятельность Вашингтон обосновывает ст.51 Устава ООН о праве государств на самооборону. В них входят, помимо американцев, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Германия и др., но США не предоставляют точных сведений об участниках КС и их численности. По отрывочным данным из разных источников, их не меньше 30 тыс. человек.

По решениям, принятым на саммитах НАТО и администрацией Белого Дома, к концу 2014 года все эти иностранные войска должны поэтапно покинуть территорию ИРА, передавая ответственность за безопасность страны афганской национальной армии и афганской национальной полиции, которые создавались при прямом участии НАТО и обучались ее инструкторами. Их общая численность приблизилась к 350 тыс. человек. Но практика последних месяцев показала, что АНА и АНП не в состоянии самостоятельно поддерживать во вверенных им зонах ответственности стабильную обстановку, самостоятельно планировать и вести боевые действия. В тех провинциях, где афганские власти получили власть от МССБ, вооруженная оппозиция быстро наращивает свое влияние. Более того, если поначалу на дезертиров приходилось до 30% численности афганских «новобранцев», то теперь этот показатель достиг уже 50%. Все чаще случаи, когда афганские военнослужащие вместе с техникой и оружием переходят на сторону Талибов.

В этой ситуации США не скрывают своих намерений оставить в Афганистане до 8 тыс. инструкторов на нескольких военных базах для продолжения программы подготовки АНА и АНП, а также консультирования и содействия им в оперативном плане. Кроме того, в ИРА должны остаться до 4 тыс. военнослужащих спецопераций США (Special Operation Command, SOCOM) как минимум до 2017 года, чтобы не допустить обострения военно-политической ситуации в Афганистане, особенно в Кабуле и крупных городах страны по обвальному сценарию, когда законные власти страны просто исчезнут и сбегут, американские войска и натовцы не смогут управлять обстановкой, АНА АНП развалятся, а талибы и другие вооруженные отряды оппозиции войдут в столицу и возьмут власть в свои руки, вернув страну к ситуации 2001 года. И хотя натовская стратегия ответственного завершения войны подразумевает также поиск мирных договоренностей с теми Талибами, которые готовы порвать связи с Аль-Каидой, отказаться от насилия и соблюдать афганские законы, этот вариант пока не работает, несмотря на все тайные контакты американцев с такого рода талибской оппозицией, в основном в фешенебельных отелях арабских стран Персидского залива. А тут еще предстоящие в апреле 2014 года президентские выборы в ИРА, на которых Х.Карзай уже не будет баллотироваться, отбыв главой государства два срока подряд. И никто не может предсказать, какую политическую линию станет проводить новый президент Афганистана, тем более что кандидатов на этот пост достаточно много.

В этой ситуации, тем более учитывая огромные средства, которые США и НАТО собираются тратить на ИРА после своего ухода, включая прямое финансирование афганской армии и полиции, создание эффективной системы госуправления, восстановление экономики страны, борьбу с наркотрафиком и т.д., создается впечатление, что Вашингтон вовсе не намерен покидать Афганистан, по крайней мере в ближайшие годы. Ведь только на финансирование Афганских национальных сил безопасности (АНСБ) планируется ежегодно тратить свыше 4 млрд. долл, из которых 60% берут на себя США, не говоря уже о десятках миллиардов долларов на поддержание своего прямого военного присутствия в стране. Возникает вопрос – а зачем это все надо американцам? Ведь уже давно ясно – Афганистан за время правления Талибов и натовской оккупации стал несостоявшимся государством с несуществующей экономикой, за исключением производства наркотиков, население которого живет, а скорее выживает, исключительно за счет внешней помощи. И надежд на его возрождение мало, учитывая, что нет реального сектора экономики, а природные богатства еще нужно не только добывать, но и каким-то образом вывозить вовне, что слишком дорого, учитывая географическое местоположение страны. Да и население этого государства приблизилось к 30 млн. человек, которых нужно кормить, так как своего сельского хозяйства почти нет. А ведь Вашингтон даже из Ирака давно ушел, пробыв там всего 7 лет, хотя Ирак обладает гигантскими запасами нефти и имеет всю инфраструктуру для ее вывоза, что позволило бы хоть как-то «окупить» расходы на оккупацию. Но «освоить» эту страну американцы не смогли даже при весьма жестком режиме военного и гражданского контроля, фактически бросив ее на произвол судьбы так поспешно, что нельзя исключать распада этого когда-то мощного арабского государства на три анклава по этно-конфессиональному признаку.

Как представляется, ответ на вышепоставленный вопрос о том, зачем Афганистан нужен США, вполне очевиден. За время оккупации ИРА в Вашингтоне и «на местах» в самом Афганистане сложилась мощная международная мафиозная группировка, которая очень неплохо зарабатывает на трудностях Афганистана путем элементарного «распила» американских и натовских бюджетных денег, идущих якобы: на поддержание там стабильности и борьбы с терроризмом, а также реализацию различных программ. Ведь кто будет выступать против в том же Конгрессе США, если Пентагон, АНБ, ЦРУ, Госдепартамент и связанные с ним высокопоставленные деятели Белого Дома ежегодно требуют средств на борьбу со «всемирным злом», коим является международный терроризм и связанные с ним Аль-Каида, Талибы и другие международные террористические группировки? Тут никаких миллиардов не жалко. Только вот не просчитывают американские конгрессмены, что за те 8-10 трлн. долл., которые, по оценкам независимых международных экспертов, уже потрачены на войну в Афганистане, можно было бы давно создать там процветающее государство с прочным госуправлением и сильной армией. А в реалии никто не может отчитаться: сколько реально идет на финансировании военного присутствия и каких-то гуманитарных программ в ИРА, а сколько оседает в карманах американских политиков и военных, наживающихся на этой стране. Ведь деньги зачастую даются налом афганскому руководству, например, на раздачу шейхам пуштунских племен денег за то, чтобы они не нападали на натовские конвои. Но ведь ни эти афганцы из правительства, ни пуштунские племенные вожди не дают американцам или НАТО расписок, сколько они получили. А в реалии «распил» может быть по самым различным схемам: треть – американским чиновникам, треть- афганскому правительству, треть – племенам. Или по более «благоприятной» для США – 50% американцам, 30% — афганскому руководству, а 20% — племенам. Для последних ведь и 100 млн. долл. много, а тут – десятки миллиардов в год! И тогда понятно, откуда у тех политиков и военных США, кто наживается на этой «операции» такое желание как можно дольше держаться за ИРА, где 95% территории – это горы и пустыни, и откуда у афганских деятелей нынешнего режима такие шикарные особняки за границей и огромные счета в иностранных банках.

Поэтому, если уж быть объективным, то и реальной войны там сейчас нет, особенно в Кабуле и его пригородах. Количество терактов и боестолкновений в Афганистане по сравнению с тем, что происходит сейчас в Сирии или Ираке – это просто детский лепет. Поэтому натовцы спокойно сидят на своих базах, коих сейчас почти 300 по стране, изредка совершая выезды «в гости» друг к другу или посещая деятелей нынешнего правительства для демонстрации активности, а Талибы ведут свою жизнь, особенно не беспокоя своей военной активностью Кабул и другие крупные города. Они ждут, когда перевес со временем будет на их стороне, и тогда спокойно войдут в столицу, чтобы без особого сопротивления взять власть в свои руки. А пока можно вполне неплохо жить на то, что им достается из американского и натовского бюджетов, от исламских частных фондов арабских стран, от Саудовской Аравии и Катара, и уж конечно – от наркодоходов, которые в 2012 году перевалили за 2 млрд. долл., т.е. составили более 10% ВВП страны.

Кстати, многие американские офицеры тоже не прочь приобщиться к наркобизнесу, используя экстерриториальность своих военных баз, откуда можно вертолетами доставлять наркотики поближе к границе, а оттуда уже местные курьеры доставляют «груз» через Иран, Узбекистан и Таджикистан к «потребителям», в том числе и в России. Скандалы в этой связи уже были, но практически все крупные дела можно легко замять «внутри», учитывая, кто в реалии управляет ИРА. Тем более что и родственники ведущих деятелей режима тоже активно наживаются на этом.

Так что не стоит рассчитывать на то, что США и НАТО уже через год уйдут из ИРА. Война в Афганистане давно стала весьма прибыльным бизнесом для огромного числа американских влиятельных политиков и военных. И отказываться от своих доходов от «распила» собственного бюджета они не намерены. Даже если расходы на эту войну приводят к новому печатанию денег и постоянной угрозе дефолта американской экономики. Ведь свой карман гораздо важнее, чем благополучие нации.

Вопрос в другом: а знает ли президент Обама почему его окружение так отчаянно цепляется за Афганистан? Или же он тоже участник этой «схемы»? Тогда возникает еще один вопрос: почему Вашингтон так рьяно требует от других бороться с коррупцией? Может, пора начать с себя?

Александр Орлов, политолог, эксперт-востоковед, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

12/11/2013

Источник: ru.journal-neo.org