Третья карабахская война (если так можно назвать очередное обострение, случившееся в регионе 19 сентября) закончилась, продлившись ровно сутки. Итог предсказуем. У армии НКР, оказавшейся один на один с многократно превосходящей ее в силах и средствах армии Азербайджана, не было ни единого шанса. ВС Армении в этот раз никак не участвовали. А мандат российских миротворцев не позволяет им вмешиваться, если опасность не угрожает им самим. Их задача – мониторинг, фиксация нарушений, защита мирного населения, с которой они, безусловно, справились. Но на исход противостояния это не могло повлиять никак.

Фактический итог этой войны – прекращение существования НКР. Договоренности о прекращении огня, достигнутые при посредничестве российских миротворцев, подразумевают вывод «оставшихся подразделений и военнослужащих Вооруженных сил Республики Армения» с территории НКР, чья принадлежность Азербайджану официально признана Ереваном, и расформирование и полное разоружение вооруженных формирований «aрмии обороны Нагорного Карабаха», вывод тяжелой техники и вооружений с территории региона с целью их скорейшей утилизации.

По сути, это означает прекращение существования непризнанного государственного образования, просуществовавшего чуть более тридцати лет, окончательную реинтеграцию региона в состав Азербайджана.

Несмотря на заверения Баку в том, что никаких этнических чисток не будет, что проживающие в регионе армяне станут полноправными гражданами и будут мирно интегрированы в азербайджанское общество, едва ли кто-то из армян в это верит. Слишком сильна ненависть между народами, культивируемая все последние 30 лет. К тому же реинтеграция Карабаха подразумевает возврат изгнанных оттуда азербайджанцев, включая новые поколения, которые родились уже в изгнании. Как им ужиться с теми жителями Карабаха, которые родились там уже после первой войны, жили на оставленных азербайджанцами землях, – совершенно непонятно. Решить вопрос, равно удовлетворив обе стороны, представляется совершенно невозможно.

Местные армяне это прекрасно понимают и уже начали покидать регион – весь мир облетели фотографии переполненного людьми аэропорта Степанакерта, откуда тысячи людей пытаются уехать, успев захватить минимум вещей.

Соглашение о прекращении огня подразумевает ряд встреч между представителями местного армянского населения с представителями центральных властей Азербайджана, на которых запланировано обсуждение вопросов, поставленных азербайджанской стороной о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросов обеспечения жизнедеятельности его населения в рамках Конституции Азербайджана. Не очень понятно, кто будет представлять там армянскую сторону, но можно не сомневаться, что останутся лишь те, кто просто не может уехать в силу возраста, здоровья и т. д.

Это, действительно, жирная точка. Впрочем, Армения окончательно потеряла Карабах не вчера. А осенью 2020-го, проиграв войну. Напомню, тогда были подписаны трехсторонние соглашения, имплементацию которых армянская сторона всячески саботировала. Более того, на саммите лидеров Азербайджана и Армении в Праге 7 октября 2022 г., прошедшем при посредничестве Франции и ЕС, Ереван подписал заявление, в котором Нагорный Карабах признавался как регион, входящий в состав Азербайджана. В итоге Баку пошел на силовое решение вопроса, ставшего его внутренним делом, и имел на то полное юридическое основание.

Скажу больше. Процесс потери Карабаха Арменией начался еще раньше, растянувшись на десятилетия по причине нежелания Еревана предпринимать какие-либо действия для урегулирования вопроса. Первую Карабахскую войну 1992-1994 гг. Армения выиграла, получив при этом не только территорию бывшего НКО, но и еще семь районов Азербайджана, составивших т. н. «пояс безопасности Карабаха». С военной точки зрения все было безукоризненно, однако на практике военная победа обернулась политическим поражением. Юридически Армения оказалась «агрессором», к тому же занятие азербайджанских территорий стало причиной ее блокады, что фактически лишило ее шансов на развитие экономики, при том что у страны и ресурсов-то своих нет. В то же время богатый нефтью газом и обладающий куда более многочисленным населением, не находящийся в блокаде и поддерживаемый Турцией Азербайджан, проиграв войну, активно развивался. Фактически с первых дней после установления в стране политической стабильности Баку готовился к реваншу, накачивая экономические мускулы и запасаясь оружием.

А что делал все эти годы Ереван? Почивал на лаврах победы. Пришедший к власти «карабахский клан» оказался совершенно недоговороспособным, очевидно, считая, что статус-кво может сохраняться десятилетиями, а если что – Россия поможет, так что спорные вопросы можно просто не решать. Зачем, если ты уже победил в войне?

К слову, вопрос со статусом Карабаха тогда еще можно было решить компромиссно, ведь Баку был готов его обсуждать в обмен на решение вопроса с коридором в Нахичевань и передачу семи районов, от контроля над которыми армянское руководство открещивалось – мол, мы тут не при делах, разговаривайте со Степанакертом.

Ереван сам не признал независимость республики, которая все эти годы полностью находилась у него на содержании. Об этом, к слову, неоднократно напоминал президент России, от которого многие армяне почему-то ждали, что он отправит армию воевать за «их» Карабах. Конечно, трудно судить, чем бы закончилось в свое время признание НКО Арменией, однако это давало бы ей основания не только защищать Карабах самой, но и требовать этого от союзников.

Провоцируя конфликт, нужно быть готовым к драке. Однако армянские власти не только не хотели договариваться (даже те самые семь районов вроде как обещали вернуть, но всякий раз откладывали), готовя почву для новой войны, но и не желали к ней готовиться, очевидно, рассчитывая на то, что воевать, если что, за них будет Москва. При этом они играли в многовекторность, лавируя между Россией и Западом.

Точку в этом лавировании поставила «цветная революция» 2018 года, отстранение от власти «карабахцев» и приход к ней абсолютно прозападного Никола Пашиняна, который с самого начала готовил почву для геополитической переориентации Армении и фактическому выдавливанию России из Закавказья. Баку он оказался очень удобен, так как, провоцируя войну, воевать не собирался. Зато «слил» войну в 2020-м и своими действиями и бездействием сделал неизбежной войну в 2023-м.

А что Россия?

С одной стороны, ей вновь удалось погасить конфликт, причем на ранней стадии, однако за кадром остается цена, ведь очевидно, что Запад ставил на втягивание нашей страны в конфликт для открытия «второго фронта». Для России это успех. Однако смущает то, как быстро Баку (и стоящая за ним Анкара) согласились на прекращение огня, подыграв Москве, – могли бы «зачистить Карабах» силой максимум за несколько дней. Можно предположить, что турецкий президент Тайип Реджеп Эрдоган захочет получить что-то от России, воспользовавшись ситуацией. Поводов для недовольства у него достаточно: от «зерновой сделки» до заигрываний Москвы с Ираном и Катаром относительно создания газового хаба, который в Турции многие рассматривают как конкуренцию турецком хабу. В этой ситуации он вполне мог что-то попросить у России в обмен на оказание влияния на Баку.

Второй вызывающий опасения момент – судьба миротворцев. Мандат действует до 2025 года с возможностью продления, однако уже очевидно, что продлевать его не будут ни Азербайджан, ни Армения по причине ненадобности. Собственно, вопрос стоял в том, уйдут ли миротворцы сейчас в результате провокации, или останутся еще на два года.

Вывод РМК из Карабаха будет означать значительное ослабление позиций Москвы в регионе. Тем более что следом под вопрос ставится судьба российской военной базы в Гюмри. В последнее время в Армении с подачи премьер-министра и его команды развернута информационная кампания с лейтмотивом: «Россия неспособна обеспечивать безопасность союзников». На фоне событий в Карабахе антироссийская истерия увеличивается: у посольства РФ проходят акции протеста, а провластные СМИ и ТГ-каналы открыто обвиняют Москву в «предательстве», «сговоре с турками», «сдаче Арцаха» и требуют вывода российской базы и выхода страны из ОДКБ.

Официальные власти пока о подобном не заикаются, однако поддерживают информационный фон, провоцирующий формирование у обывателя таких выводов. Надо понимать, что после окончательной «зачистки» Карабаха (тем более что у Пашиняна появится дополнительный стимул для «перекладывания вины» на фоне потока беженцев, которые будут предъявлять ему законные претензии) Ереван может решиться на радикальную постановку вопроса и потребовать закрытия российской базы. Почва для этого подготовлена.

Подводя итоги, можно сказать, что, поспособствовав прекращению огня, Москва сумела увернуться от втягивания в совершенно ненужную ей (особенно во время СВО) войну и выиграла время для затягивания вопроса о своем уходе из Закавказья. Вот только надолго ли? И сможем ли мы воспользоваться этим временем, тем более что игроков, заинтересованных в нашем изгнании из региона, критически много, и они полны решимости давить дальше.

Дмитрий Родионов

Источник:

По теме:

Сдача Арцаха – первый результат «многовекторности» Еревана. Второй – Зангезурский коридор

Еще накануне нынешнего резкого обострения в Арцахе/Карабахе министр иностранных дел Ирана Хосейн Амирабдоллахян во время телефонного разговора с министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном выразил обеспокоенность событиями, происходящими в регионе Южного Кавказа. Остановившись в том числе на совместных военных учениях Армении с США, проходивших на территории Армении, иранский дипломат высказал мнение о том, что они еще больше осложнят ситуацию в регионе. Так оно и произошло. Несмотря на все лживые заверения Никола Пашиняна о том, что Армения не меняет вектор своей внешней политики.

Наглядный пример того, к чему приводит подобное двуличие, – русофобские шоу перед посольством России в Ереване после катастрофы в Арцахе. Организаторы этих шоу под флагами ЕС и США кричат почему-то не Пашиняну и его заокеанским хозяевам и спонсорам, а русским и России: «Погибаем, потому что вы так захотели… из-за вас погибли наши дети. Мы не будем убивать ваших детей, мы не такие как вы, но просить вам этого мы никогда не будем, будь ты проклята, империя зла». Заодно митингующие у посольства РФ сжигают российские паспорта и кричат русофобские лозунги: «Россия уходи» и «Империя зла».

Тем временем у здания правительства Армении начались стычки между полицией и настоящими протестующими, которые требуют отставки Пашиняна и наказания настоящих виновников катастрофы армянского народа.

О том, что дело идет к ней, было понятно уже с начала месяца – по ставшей стремительно набирать обороты эскалации напряжённости в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Уже с раннего утра 1 сентября в районе Сотского рудника шли стрелковые бои. Затем обе стороны стали применять тяжелое вооружение. Были зафиксированы и удары дронами-камикадзе. Тогда же появилась и информация силовых ведомств обеих сторон о первых убитых и раненых.

7 сентября в самой Армении были задержаны пророссийский блогер Микаэль Бадалян и журналист Sputnik Армения Ашот Геворкян. Примечательно, что глава специальной следственной службы Армении Сасун Хачатрян, стоящей за этой провокацией, является родным братом председателя совета директоров фонда «Открытое общество – Армения», принадлежащего Фонду Сороса. Власти Армении фактически провоцировали эскалацию конфликта, отталкивая от себя русских и нарочито игнорируя всех потенциальных союзников в регионе. В том числе и Иран.

Проблем в запросе у последнего помощи для Еревана нет, поскольку Тегеран не заинтересован в поражении армян. В связи с этим Иран начал к концу первой декады сентября новое стягивание своих вооруженных сил к границам Армении и Азербайджана. Сделанное тогда же командующим войсками ПВО иранской армии бригадным генералом Алирезы Сабахифардом заявление о готовности его страны предоставить необходимую помощь союзникам в регионе в Ереване просто проигнорировали.

Причем происходило это тогда, когда даже на Западе уже вовсю писали (пример – британская The Telegraph), что «азербайджанские силы концентрируются на границе Армении… Разведка из открытых источников подтверждает заявления о том, что Армения и Азербайджан наращивают свои пограничные силы и готовятся к войне». А в сети расходилось, мягко говоря, странное заявление азербайджанского президента о том, что «Армения принадлежит Азербайджану». «Армяне создали себе государство на чужой земле. Армения никогда не была на этой территории. Сегодняшняя Армения – это наша земля. Когда я говорю это много раз, мне пытаются указать на то, что у меня есть территориальные претензии. Я говорю это как исторический факт. Если кто-то может подтвердить другую версию, пожалуйста, сделайте это», – уверяет Ильхам Алиев.

Некоторые аналитики (например, И. Димитриев) уже тогда отмечали, что никаких выводов из второй Карабахской войны режим Пашиняна не сделал. В качестве одного из аргументов приводились в том числе личные беседы, в которых сами армяне говорили, что события осени 2020 года надломили людей. О незавидной судьбе Арцаха уже тогда можно было говорить, как о чём-то свершившемся. В том числе потому, что не только Запад, но и турецкая, израильская и украинская стороны в текущем кейсе действуют заодно. И Арцахом ничего не закончится и не ограничится, аппетит у турецкого волчонка, как известно, приходит во время еды.

Основная цель – Зангезурский коридор, а вовсе не Арцах. Успешным результатом специальной военной операции Азербайджана должно стать транспортное воссоединение большого Турана и одновременно разрубание пополам транспортного коридора Юг-Север, соединяющего Россию и Иран через Сюникскую область Армении. Тот же, кто заварил всю эту кашу, – задиристый французский петушок – ограничится истериками на дипломатических площадках.

Весьма примечательно, что скорое открытие Зангезурского коридора посол Азербайджана в Турции Рашад Мамедов анонсировал еще в начале июня. По его словам, работа над ним идёт быстрыми темпами и уже близка к завершению. Р. Мамедов отметил: «Зангезур – это наше естественное право. Это заблокированная земля, которая была отобрана у нас во времена Советского Союза в 1920 году и передана Армении, а на границе Турции с Азербайджаном был построен барьер. С его открытием будет налажен сухопутный маршрут через Нахичевань».

Заявление азербайджанского посла крайне любопытно с учетом того, что администрация Пашиняна до того времени регулярно отрицала и отвергала любые договоренности по торговому маршруту без учёта интересов Армении. Из заявления же дипломата следует, что азербайджанцы заканчивали работу над ним еще за несколько месяцев до нынешней катастрофы в Арцахе. Получается, что режим Пашиняна всё-таки заключил негласную договоренность с властями Баку. И в этом контексте визит Пашиняна на инаугурацию Р. Эрдогана в начале июня лишь в очередной раз подтверждает курс на сближение с турками, которые покровительствуют Баку.

Подобная двуличная политика Пашиняна и его подельников привела к тому, что спустя ровно сутки после начала «контртеррористической» операции ВС Азербайджана в Арцахе боевые действия завершились: власти непризнанной республики приняли ультиматум Баку и вынужденно капитулировали. По условиям договоренностей, армянские вооруженные подразделения должны быть выведены из зоны ответственности российского миротворческого контингента, а местные ополченцы – сдать оружие. Технику также предстоит передать азербайджанцам. Местным армянам тем временем при ряде условий обещают «интеграцию» в состав Азербайджана.

Несмотря на то, что Арцах был фактически сдан правящими кругами Армении, признавшими суверенитет Баку над Нагорным Карабахом, козлами отпущения пытаются выставить российских миротворцев, тех самых, что спасают сегодня тысячи людей, эвакуируя их из трех самых опасных районов (Мардакертского, Мартунинского и Аскеранского). А пишиняновские подголоски тем временем пытаются представить их пособниками захвата Арцаха. И делают это те самые власти Армении, которые отказались защищать республику и не делали ничего для повышения её обороноспособности!

Именно против них сегодня в Ереване вновь вспыхнули митинги и идут столкновения с силовиками. Граждане требуют отставки предательски ведущих себя властей, открыто допустивших сдачу Арцаха.

А тем временем на встречах в Евлахе между представителями Азербайджана и властей Арцаха уже обсуждается фактически полная капитуляция не только военных, но и политических органов непризнанной республики. Реалии таковы, что единственный на данный момент вопрос – насколько жесткие требования предъявит азербайджанская сторона в отношении властей бывшей непризнанной республики.

Сергей Андреев

Источник: