Министерство национальной безопасности Азербайджана (МНБ) сообщило о задержании 26 граждан своей страны, которые принимали активное участие в боях в Сирии и Ираке на стороне террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). Их обвиняют в создании и участии в незаконных вооруженных формированиях, в обеспечении оружием и боеприпасами, а также в привлечении несовершеннолетних к совершению тяжких преступлений и других правонарушений. За столь тяжкие грехи предусматривается и максимальное наказание – лишение свободы от 20 лет вплоть до пожизненного.

По словам руководителя Центра по связям с общественностью МНБ Азербайджана Арифа Бабаева установлено, что некоторые азербайджанские граждане были вовлечены в войну на Среднем Востоке еще несколько лет назад. Вначале их отравляли в Пакистан, а после обучения перебрасывали в зону боевых действий в Ирак и Сирию. Власти Азербайджана опасаются, что религиозные экстремисты, прошедшие войну в рядах ИГ могут продолжить джихад за свободу единоверцев не только в Азербайджане, но и на всем Северном Кавказе и даже в Центральной Азии. Тем более, что в рядах боевых отрядов ИГИЛ не только азербайджанцы и выходцы из Северного Кавказа, но и казахи, киргизы, таджики, татары и узбеки.

«Странам Кавказа и Центральной Азии стоит максимально серьезно отнестись к угрозе, которую несет «Исламское государство», — считает эксперт московского Центра Карнеги профессор Алексей Малашенко. — Народу воюет много – до 30 тысяч человек. Причем из 80 стран мира. Есть даже человек из Мексики. Это серьезно. Пошел новый виток напряженности. Это то, к чему пришла «арабская весна». Если процесс не остановить, то он пойдет дальше. Остановить тоже не просто, так как ИГ – это пик айсберга радикального исламизма. Отголоски происходящего доносятся по всему миру – по Индии, Пакистану, Нигерии и т.д. Противостоять такой угрозе обязательно надо. Но те процессы, которые происходят в Азербайджане или странах Центральной Азии могут быть и не связаны с этим противостоянием. В этих государствах обычно трудно разобраться, за что именно сажают, и нередки случаи простой зачистки политического поля под предлогом борьбы с исламским радикализмом», – сказал в беседе с автором Алексей Малашенко.

«Арабская весна», начавшаяся в 2011 году, по мнению Малашенко, вызвала эйфорию и ошибочные мнения о том, что в регионе, наконец, начались демократические процессы. «Это оказалось не так, а намного хуже. Наступила полоса нестабильности, которой тут же воспользовались исламские радикалы. Сегодня они создают войсковые инфраструктуры, захватывают себе пространство для жизнедеятельности. В результате под ними — треть Сирии, треть Ирака. Сотнями тысяч покидают места курды… Вопрос – кто поддерживает исламских радикалов?» — говорит Малашенко. По его мнению, дело обстоит так, что эти боевики помимо внешней поддержки в значительной степени обходятся и собственными силами – у них есть деньги, опыт, сила. Они уже продают нефть с захваченных месторождений. «Они показали свои возможности, и даже, если разбомбят их лагеря, они уйдут в подполье, и снова дадут о себе знать», — полагает Алексей Малашенко.

К борьбе с ИГ присоединилась Грузия. Тбилиси предложил США создать на своей территории тренировочный лагерь подготовки сирийских повстанцев для борьбы с боевиками ИГ. Об этом сообщило американское издание Foreign Policy со ссылкой на грузинского посла в США Арчила Гегешидзе. Грузия, таким образом, якобы поддержит США в борьбе с Исламским халифатом. По данным издания, предложение было сделано министру обороны США Чаку Хейгелу во время его визита в Тбилиси в начале сентября. Именно тогда был подписан документ, согласно которому Грузия становится первым участником за пределами «ядра» коалиции (Англия, Франция, Германия, Канада, Австралия, Италия, Польша и Дания) против терроризма ISIS («Исламское государство Ирака и Леванта»). Грузия уже участвует в операциях НАТО в Афганистане и Ираке. Если нынешнее предложение Тбилиси будет принято, то Грузия внесет свою лепту в борьбу против «Исламского государства». У Вашингтона, по данным Foreign Policy, существует план подготовки 5000 повстанцев в лагерях Саудовской Аравии, чтобы в следующем году с их помощь бороться с проявлениями экстремизма в Сирии и Ираке. По словам Арчила Гегешидзе предложение Тбилиси рассматривается Вашингтоном. Дипломат уточнил, что речь идет о создании регионального центра по борьбе с терроризмом, которым могут воспользоваться как страны-соседи, так и «заокеанские партнеры».

Как считает Алексей Малашенко, Тбилиси делает верный ход. «Грузии надо доказывать лояльность к Западу. Есть и определенный символический момент: Абу Омар Шишани, который был символом кавказского присутствия в Сирии, — выходец из Панкисского ущелья Грузии. Это пятно как бы надо смывать», – сказал Малашенко.

Между тем, Совет по государственной безопасности и управлению кризисными ситуациями при премьер-министре Грузии выступил со специальным заявлением, в котором опроверг возможность размещения на своей территории лагерей для подготовки сирийских повстанцев. Хотя некоторые другие грузинские институты при этом подтвердили существование плана по созданию регионального антитеррористического центра или базы.

Касаясь опасности для Кавказ и Центральной Азии со стороны Исламского государства», казахстанский политолог Досым Сатпаев напомнил, что начиналось все с общих угроз Кавказу и ЦА в целом. «Основные усилия группировки ИГ в настоящий момент направлены на захват территорий Сирии и Ирака. При этом основная масса ее боевиков – это разношерстная публика из разных стран мира, которая помогает создать тот самый «халифат» именно на указанных территориях. Но вместе с этим то и дело появляется информация о том, что некоторые так называемые «моджахеды», получив необходимый боевой опыт, возвращаются в свои страны. В частности, сообщения об этом поступали из Великобритании, Франции и Германии. И когда говорится о возможных рисках для Азербайджана, или, например, Казахстана, связанных с участием граждан этих стран в боях на стороне ИГ или движения «Талибан», акцент делается на том, что их возвращение на родину может в какой-то степени изменить баланс сил в радикальном подполье», – сказал автору Досым Сатпаев.

Политолог отметил, что возвращение домой людей с опытом войны может привести как к созданию новых форм объединений различных группировок радикального исламистского направления, так и к активизации террористической деятельности в целом.

Виктория Панфилова, обозреватель «Независимой газеты», специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

04.10.2014

Источник: «Новое восточное обозрение»

Редакция сочла нужным разместить здесь же и этот материал, в котором автор "по-своему" оценивает некоторые аспекты развития военно-политической обстановки в центральноазиатском регионе и "делает" выводы. Судите сами:

Москва и дестабилизация ситуации вокруг Узбекистана

За последний месяц в издании «Новое восточное обозрение» подряд вышли два материала обозревателя «Независимой газеты» Виктории Панфиловой, посвященные обстановке вокруг Узбекистана. В сочетании с публикациями по итогам саммита ШОС в Душанбе в российской прессе создается впечатление о проведении со стороны российских СМИ многоходовой информационной атаки против Узбекистана.

Первый материал датирован 7 августа текущего года и посвящается анализу последствий от вердикта Всемирного банка, который три года проводил экспертизу безопасности строительства Рогунской ГЭС Таджикистаном. На первый взгляд, все в нем выдержано и логично: ВБ собирается поддержать проект постройки гигантской ГЭС, а это может взорвать обстановку в Средней Азии, так как Узбекистан пригрозил воспротивиться этому проекту даже военными способами.

Однако тема заголовка «Вашингтон и дестабилизация в Центральной Азии» будет освещена неполно, если подача ограничится ожиданием ссоры в результате оглашения итогов экспертизы ВБ. Сюда следует добавить итоги визита Владимира Путина в Бишкек осенью прошлого года, когда он заявил о готовности финансирования постройки второго каскада Камбаратинской ГЭС и выделения 1,1 млрд. долларов на вооружение армии Кыргызстана. Так отчего же действия России не рассматриваются в качестве провоцирования властей Кыргызстана на конфликт против Узбекистана, а вот вердикт Всемирного банка назван стремлением Вашингтона максимально обострить ситуацию в Центральной Азии?

Отчего же так избирательно рассматривает события в регионе автор? Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять: таковы указания Кремля. Как бы там ни было, но Панфилова делает нужные ей выводы: «За оценкой экспертов ВБ (положительный вердикт в отношении проекта разработанного целых 40 лет назад, да еще и в советские времена) можно усмотреть намерение Запада как дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии, так и устроить вокруг России конфликтные зоны и втянуть ее саму в эти самые конфликты: Украина, острая нестабильность в Нагорном Карабахе, а теперь еще налицо попытка расшатать ситуацию в Центральной Азии. В случае войны между Таджикистаном и Узбекистаном Россия может оказаться перед тяжелым выбором союзника, но еще скорее посредником в урегулировании разгорающегося таджикско-узбекского конфликта по водно-энергетическим вопросам. Такая политика Запада совершенно очевидно преследует одну цель – ослабить Россию, вынудить ее нести имидживые потери, которые неизбежны при столкновении стран в той или иной степени являющихся ее союзниками или партнерами, в геополитическом пространстве, которое Россия считает зоной своих интересов, а следовательно ответственности».

Что тут сказать? Украина – это продолжение сценария, начатого еще в Кыргызстане. Там тоже российские спецслужбы организовали вывоз беглого президента страны Курманбека Бакиева в Минск, руками Назарбаева и Лукашенко, собираясь за этим устроить масштабную резню между киргизами и узбеками. Однако не сошлось, а тогда по такой же схеме из Киева вывезли Януковича, чтобы под шумок организовать вакханалию хаоса в Донбассе, сославшись на то, что это действуют сторонники Януковича.

Вспышка насилия в Нагорном Карабахе спровоцирована Москвой по той причине, что ей очень хотелось втянуть в эту резню подразделения КСОР, особенно из Казахстана и Таджикистана. При этом «принуждение к миру» Азербайджана можно было совместить с разрушением нефтегазовой инфраструктуры страны, которая не оставляет попыток поставлять продукцию в Европу в обход России.

Несмотря на то, что мечта Панфиловой о войне между Таджикистаном и Узбекистаном так и не сбылась, эта незадачливая «русская Кассандра» все не унимается. Спустя месяц, а точнее, 14 сентября, она пишет в «Новом восточном обозрении» еще один опус «Узбекистан и его будущее».

Кем на этот раз пытается запугать узбекский народ Виктория Панфилова? В первую очередь, вторжением боевиков из Афганистана. Хотя и она понимает, что граница по Амударье слишком сильно охраняется для организации удачного прорыва. И вкладывает в уста эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева версию о том, что боевики могут вторгнуться из Кыргызстана: «Стремление США разместить в Узбекистане свои военные объекты уперлось в “стену непонимания”. И это повышает риски для Ташкента. Маловероятно, что может произойти прямое вторжение, но радикальные исламисты из южных областей Киргизии, традиционно являющейся плацдармом дестабилизации для Узбекистана, вполне могут устроить заваруху. Особенно если учесть американское влияние на киргизских силовиков».

Эта версия уже озвучивалась однажды Панфиловой, ущербность видна в последней фразе Князева об американском влиянии на киргизов. Очевидно, участившиеся конфликты на киргизско- таджикской границе в сочетании с выступлениями президента Атамбаева о том, что «Россия нам поможет» уже вызвали подозрения в заказном характере этих конфликтов, и понадобилось срочно бросить тень в сторону янки.

Еще одна страшилка, без которой не может обойтись Москва – это ИГИЛ. О ней говорит политолог, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аджар Куртов: «Несмотря на свою географическую удаленность, ситуация в этой стране не может не беспокоить руководство Узбекистана. Дело в том, что “Исламское государство”, которое возникло на территории Ирака, активно исповедует версию выброса исламской революции вовне, что активно привлекает на свою территорию всех радикальных мусульман. Желающее уже есть, в том числе, из постсоветских центральноазиатских стран».

Несмотря на все эти выпады, лидер Узбекистана во время саммита ШОС в Душанбе заявил о том, что инсинуации о переходе его страны в сторону ЕС и США, тиражируемые в российских СМИ, беспочвенны. И что Узбекистан остается стратегическим партнером России, готовым оказать ей поддержку в период экономических санкций.

Этот неожиданный ход застал врасплох Путина, который недовольно сморщился от слов лидера Узбекистана о том, что для поиска мира в Украине Киеву не с Донецком и Луганском надо договариваться, а с Москвой. Ему пришлось в пожарном порядке менять риторику, поскольку поддержка Узбекистана в это критически трудное время оказалась как нельзя более кстати.

Так что, если Панфилова сетует на козни США против России, указывая на конфликты в Украине, Нагорном Карабахе и Средней Азии, то в ответ лидер Узбекистана не стал огорчаться по поводу дестабилизации под патронажем Москвы вокруг своих границ. Он протянул Путину братскую руку помощи, показав этим самым, что в критический для России момент не до старых обид.

Путину, одержимому византийскими комплексами заговоров и поиска вокруг в ближнем круге, трудно это понять. Ему надо перечитать Александра Блока, в его стихотворении «Скифы» есть ответ. «В последний раз на светлый братский пир, сзывает варварская лира!»

Максим  Ризаев     

02.10.2014

Источник: Союз независимых журналистов