Территория Таджикистана вытянута на 700 км с запада на восток и на 350 км с севера на юг. Общая протяженность границ составляет 3000 км, зато историческая глубина этого народа более 5000 лет.

Таджикистан страна с уникальной судьбой, он одарил миру не только ученых и поэтов с мировым именем, но и в силу приверженности к богатой цивилизации воссоздал школу корифеев-мистиков. Стимулировал пантеистическое здравомыслие и воззрения в науке, поведение, поэзии и литературе на просторах исторического "Айранам Вайчеха", где таджики, занимали магистральную роль, и куда входили Иран, Афганистан, страны Междуречья в Центральной Азии.

До сих пор в умонастроениях среднестатистического таджика сильны нотки благожелательности и идеализации труда, как наставляли суфии прагматики Мавлана Джелалиддини Руми, Ходжа Ахрори Вали, А.Джами и др. Не случайно книга Руми "Маснави маънави" (Поэма о нравственности) в 2008 году стало в США бестселлером.

Ни для кого не секрет, что таджики входят в когорту цивилизованных и культурных наций, оказавших прочное влияние развитию соседних стран в таких областях, как ирригация, строительство, архитектура, наука, религия и т.д. Исторический бренд этого народа прошла все испытания историей, иначе выражаясь "медные трубы, огонь и воду", вобрав лучшие качества представителей оседлых народов.

Но нынешний Таджикистан по причине не далеких политиков из внутренней оппозиции сталкивается наряду с созидательными проектами, также с вопросами далеко не местного масштаба и калибра. Это проблемы, идущие в разрез с исторической мотивацией и кармой собственного народа.
Таджикистан вступив в переговоры в конце 90-х годов, нарушил постулаты ученых-арабистов, предупредивших о пагубности консенсуса с исламистами. Тем самим, предоставив сомнительную площадку для той малочисленной части политиков, чьи воззрения в силу религиозной неграмотности и недальновидности идентичны с постулатами ПИВТ. Для Таджикистана эффективное использование, стало быть, такого благоприятного момента для религиозного просвещения благое для общества дело, но увы.

Такие благожелательные начинания были превращены сторонниками местных исламистов в инициировании очагов нестабильности и увлечения протестного потенциала в обществе. Сформировавшуюся нишу исламисты превратили в места сборище представителей покрасоваться перед иностранным эфиром, обозначив свое присутствие видимостью активизации партии религиозного толка.

Встает также проблема узурпации религиозных канонов и имени Ислама со стороны отдельно взятой партии. Создается впечатление, что в представлениях, имеющих общемусульманское значение нельзя участвовать, если не афишируешь свою принадлежность к религиозной ширме ПИВТ. Такой подход в корне противоречит не только религиозным, но и национальным интересам, создает прецедент в обществе и в сознание людей, что такие события желательно решать в уголках, изолированных железным занавесом партийного личика, чем в общепризнанных всеми местах.

Вследствие этого, в Таджикистане столкнулись лбами носители непримиримых традиционных идей, светского мировоззрения с его солидным историческим багажом и прорелигиозного подхода, приобретавшего на фоне воссоздания нового мирового порядка оттенки радикализма.

На лицо запутанность поиска национальной идеи, и похоже, перемирия в силу разности и противоречий целей этих сегментов в ближайшее время ожидать не приходится. Местные радикалы, в лице Партии исламского возрождения Таджикистана, воодушевленные глобальным джихадизмом, используют методы и практику управления "Братьев-мусульман", запрещенного в Королевстве Саудовской Аравии, Египте. Их лидер М.Кабири за основу пропаганды взял учение Хасани Банно и Саид Кутба, лидеров фундаменталистского движения, готовивших боевиков против законных правительств Египта, терроризовавших госчиновников.

ПИВТ, как уже сказано не может монополизировать религиозный компонент политики в угоду исламизации страны, только потому, что в ее аббревиатуре слово исламская. Общество в Таджикистане в эволюционном порядке "возвеличивая свои степи, не унижая чужие горы" конструктивно подходит к религиозной проблематике. В настоящее время ни кого не удивишь чтением молитвы, посещением мечети, совершением хаджа.

Перебор в подобных вопросах требуют тщательного и скрупулезного подхода. Известно, что партийные муллы занимаются промывкой мозгов представителей общества с учетом возвышенного интереса к религии, в целом для формирования общественного мнения и активизации усилия в занятие более уверенной ниши на политической авансцене. Но в укор исторической истине, а равно как и без учета попирания светского понимания, функционерам от ПИВТ эту ситуацию однобоко решить не удастся, превратив святыни народа в обыденности и бытовуху.

Салим Носиров, г.Москва

02.04.2014

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1396425780