С проблемой экстремизма и терроризма Кыргызстан столкнулся всерьез еще в период Баткенской кампании в 1999 году. Тогда мало кто мог предположить, что с трудом ликвидированная угроза терроризма была началом крупной идеологической войны. Можно констатировать, что пока государство ее проигрывает. Если вспомним упомянутые события, то станет понятным, почему Кыргызстан до сих пор не в состоянии противостоять угрозам религиозного экстремизма и проигрывает идеологическую войну радикальным течениям.

Баткенские события наглядно показал беспомощность и отсутствие какой-либо программы действий правительства по укреплению идеологического полигона и ограждения общества, особенно молодежи от влияния радикальных взглядов.

Эксперты и многие политики в Кыргызстане любят порассуждать, откуда появились радикальные взгляды и идеология? Какова роль и влияние салафизма в современном кыргызском обществе? В одном из своих интервью службе "Азаттык" преподаватель Ошского государственного университета, специалист по истории ислама, доктор теологических наук Зайнабидин Ажимаматов постарался объяснить, что салафизм действительно занял прочные позиции в обществе. Но, при этом старался подчеркнуть, что ситуация в религиозной сфере не такая печальная, как ее представляют СМИ.

Но, к сожалению, в Кыргызстане распространяется идеология именно радикальных салафитов. Даже исходя из идеологии традиционного салафизма, различие между ним и традиционным ханафизмом очень велики. Попадая под влияние даже традиционных идей салафизма, человек потенциально становится заложником или точнее жертвой радикалов.

В качестве примера можно привести людей, которые приехали из стран, где проповедуется салафизм, и ведут деятельность в Кыргызстане совершенно официально. Они оказывают людям различную материальную помощь. Кроме того есть кыргызстанцы, получившие образование в салафитских учебных заведениях. Подобным образом на протяжении последних 20 лет и распространяется салафизм. Ко всему прочему Муфтии никак не реагирует на эти процессы, вместо этого в сети регулярно рассказывают о коррупции в Духовном управлении мусульман Кыргызстана и появляются скандальные ролики о религиозных деятелях.

Речь идет о разоблачении коррупции при организации хаджа для граждан Кыргызстана и ролике интимного характера с участием главного муфтия Рахматуллы Эгембердиева.

Так или иначе, в стране полным ходом идет процесс брожения умов под воздействием различных религиозных течений. На фоне бездействующего высшего духовенства страны, которое не может вести полноценную профилактическую работу среди мусульманского сообщества, это создает весьма тревожную ситуацию.

По официальным данным, в Кыргызстане насчитывается порядка 2000 мечетей, в которых работают около 3000 имамов. Примерно 1000 мечетей действует без регистрации. Эти данные были озвучены еще верховным муфтием Чубак ажы Жалиловым в 2011 году. За эти годы руководство ДУМ Кыргызстана неоднократно меняли, но в целом ситуация в стране остается прежней. До сегодняшнего дня только 30-40% имамов имеют специальное теологическое образование. Низкое качество духовного образования, землячество и коррупция характерны для имамов страны.

Многочисленные радикальные исламистские течения смогли укорениться в Кыргызстане не только потому, что этому способствует низкий уровень жизни абсолютного большинства населения страны и несостоятельность кыргызской государственности. Нарастает социальная, экономическая, политическая и духовная фрустрация. Все эти условия в совокупности привели к ситуации, когда социальные аспекты роста исламского радикализма наслаиваются на собственно исламистскую идеологию. Происходит взаимная генерация радикального протеста на исламистских основаниях.

Талгарбек Сарбагышев

14.01.2014

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1389711240