Со времен Великого Шелкового пути известен анекдот о том, как непросвещенные в делах религиозных кыргызы каждого торговца из Кашгара и Урумчи в пестром халате и с тюрбаном на голове считали за муллу и преклонялись перед ними. За прошедшие века мало что изменилось в этом плане.

С древнейших времен поклонявшиеся небу и природе, а также придерживающиеся тотемизма кыргызы в душе остаются тенгрианцами, то есть, поклонниками Кок-Тенгри (Синего Неба), как бы ни изощрялись ислам и другие религии в попытках обратить народ в свою веру. Хотя надо признать, что начиная с эпохи арабских завоеваний вместе с последователями учений пророка Мухаммеда, дошедших до Таласа, к нам пришел-таки ислам и прочно овладел умами бывших горцев-кочевников. Но также надо признать истину о том, что кыргызы традиционный арабский ислам "модернизировали" на собственный лад. Вот здесь начинается самое интересное, и в хитросплетениях "национализированного" мусульманства не могут досконально разобраться до сих пор.

Попробуем все же разобраться в том, где и как тенгрианство кыргызов тончайшим образом сплелось с исламом. К тому же сегодня ситуация внутри ислама серьезно тревожит людей планеты прежде всего в том смысле, что традиционная, истинная религия постепенно сдает позиции, суть его во многом извращена и этот извращенный и политизированный ислам в свой бренд превращают разного рода сектанты и религиозные экстремисты, которых используют в террористических целях. Отсюда понятна обеспокоенность кыргызских властей по поводу экстремизма в исламе, способного подорвать стабильность и прогресс в государстве. Сегодня над проблемой мыслят и ведут жаркие дискуссия лучшие светские умы, начиная с прекрасной переводчицы Корана, принявшей ислам российского общественного деятеля Валерии Прохоровой, региональных исламских авторитетов-богословов в лице нашего земляка, шейха Садыкжана Камалуддина, а также известного ученого Кадыра Маликова.

Между тем, брожение умов началось с форсированного наступления прежде запрещенных псевдорелигиозных сект и течений на эти умы. С распадом бывшего Советского Союза в сознании постсоветских людей образовался духовный вакуум. Новые идеи не приживаются, зачастую терпя поражение от мощного наступления чуждой морали и иных идейных ценностей. Кыргызстан в этом ряду не исключение. От полного духовного распада страну спасает пока что высокий уровень грамотности и образованности среднего и старшего поколения. Но и они, воспитанные в духе советского здорового коллективизма и взаимовыручки, сострадания и бескорыстия, все больше сдаются под натиском разного рода религий и псевдорелигий, ища в них пищу для ума и успокоения души. Надо сказать, что старшее поколение кыргызстанцев даже в условиях духовного голода отличает избирательный, более или менее грамотный подход к делам духовных. Чего не скажешь о поколении более молодом и юном. И неспроста в последние годы в мечетях и молельных домах больше стало детей и подростков. Идет активная вербовка будущей паствы, которая со временем может вырасти в идейных бойцов ислама. Хорошо, если это будут традиционалы.

Фактом остается то, что мусульмане-кыргызы в основном придерживается лишь обрядовой формы мусульманства и практически малознакомо с истинными канонами ислама и настоящих учений пророка Мухаммеда. К тому же, соблюдение мусульманских ритуалов в целом, особенно на севере, не такое строгое, как на юге и в соседних Узбекистане и Таджикистане. Каждодневные пятикратные молитвы, пост выполняются далеко не всеми. Исключением является лишь то, если орозо (пост) раньше широко соблюдался только в сельской местности, то ныне значительно возросло число постящихся мусульман в городах. Тому есть простое объяснение: в последние годы, особенно после мартовского переворота 2005 года, в столицу и в другие крупные города севера наметилась интенсивная внутренняя миграция из более набожной южной провинции.

По данным исследователей и историков, до октябрьского переворота в России 1917 года не наблюдалось повсеместного строго соблюдения поста в царском Туркестане и Семиреченской области. Известен случай, когда в ХIХ веке глава крупного северного кыргызского рода Ормон хан повелел перенести тридцатидневный орозо с летнего времени на зимнее в целях охраны здоровья и генофонда нации. Поскольку соблюдение поста в длинные летние дни пагубно сказывалось на самочувствии и трудоспособности туземцев.

Что же изменилось с тех пор, по прошествии почти двух столетий? Те же обязательные мусульманские ритуалы, как обрезание, брак по–мусульмански, похороны и поминки, ежегодный пост орозо так же строго соблюдаются многими кыргызами, татарами, уйгурами и узбеками Кыргызстана. Ведь эти ритуалы с еще советских времен населением рассматривались не как религиозные, а как национальные обычаи. Ныне некоторые политики, и даже ученые, заявляют о необходимости восстановления такого старинного обычая, как многобрачие, дабы увеличить численность коренного населения. Причем, введение полигамии пытаются объяснить и необходимостью следования мусульманским законам или же, оправдать "демократическими" причинами, якобы, в интересах бездетных женщин.

Другой религиозный ритуал джаназа - похороны по мусульманскому обычаю с отпеванием покойного, используется практически всеми мусульманами и даже теми, кто не считал себя в полной мере мусульманином. Обычно у кыргызов на похороны приходит большое количество людей, поскольку похороны и поминки рассматриваются как важное общественное событие. На которых принято забивать крупного и много мелкого скота. Здесь и произошло незаметное для непосвященных смещение понятий. Такая отличительная черта кыргызов, как невероятная щедрость при проведении тоев (пиров), ашов (поминок) и других событий, часто рассматриваются как богоугодное следование мусульманским традициям. Такое вот, хитросплетение национального и религиозного.

"Модернизированный" на национальный лад местный ислам проявляется и в культе святых мест - мазаров, мавзолеев, старинных кладбищ и объектов природы – родниковые источники, водопады, рощи, деревья, горы и камни, необычные постройки. Как правило, кладбища выстраиваются рядом со святым местом. Около мазаров, в случае стихийных бедствий или во время мусульманских праздников устраивают массовые молитвы и жертвоприношения. Мазары долгое время заменяли мечети для кочевников. Среди кыргызов всегда большой популярностью пользовались паломничества к мазарам, особенно велика роль женщин в сохранении этих традиций. По последним данным, именно в Кыргызстане находятся наибольшее количество святых мест. К сожалению, большинство мазаров мало изучены, хотя в них хранится много тайн истинного прошлого. А пока они используются лишь в религиозном плане.

В настоящее время Ош возрождается как религиозный и этнографический центр, все больше мусульман и туристов посещают его святыни. К великому сожалению, в современных условиях популярность Оша как второй Мекки стала вытесняться его дурной славой как крупного транзитного пункта наркотиков из Афганистана в Европу. Вот так время и люди, замешанные в наркопотоке и большинство которых считают себя мусульманами, изнутри подрывают веру в истинный ислам.

Между тем Кыргызстану в последнее время серьезно стали угрожать деятельность запрещенных судом экстремистских организаций. К примеру, легионеры таких вредоносных сектантских течений, как "Жайшуль Махди", "Джунд-уль-Халифат", "Ансаруллах", "Ат-Такфир Валь-Хиджра" откровенно участвуют в террористической деятельности. О чем свидетельствуют решения столичных судов по их делам. Ситуация усугубляется тем, что эти секты пополняются неоперившейся молодежью, получившие нелегальное, специально направленное на политизированные террористические акции образование в зарубежных странах. Все это означает только одно: начавшуюся псевдорелигиозную радикализацию определенного слоя молодого поколения кыргызов. В этом и причина серьезной обеспокоенности трезво и адекватно мыслящих граждан Кыргызстана на фоне сирийских событий.

Садырбек Чериков, политаналитик. Бишкек

01.10.2013
Источник - ЦентрАзия