Юсуф Кардави призывает изолировать мусульман Европы от западного общества. Репрессии против движения "Братья-мусульмане" со стороны светских режимов арабских стран вынудили активистов организации искать убежища в европейских странах. Несмотря на то что большинство исламских активистов в Европе были официальными членами организации "Братья-мусульмане", со временем их связи с головными организациями на Ближнем Востоке утрачивались. Однако "Братьям" удалось найти свою нишу на политической арене Европы.

В настоящее время "Братья-мусульмане" в Европе видят для себя преимущество в диалоге. Их успех в том, что они являются голосом европейских мусульман.

Генеральная линия Ассоциации братьев-мусульман Великобритании (АБМВ) проводится под довольно двусмысленным лозунгом – "Думая глобально, действуй локально". Осуществляя замыслы по мирному созданию "Халифата", они стремятся заручиться поддержкой властей. Стремятся выступить надежным партнером в диалоге с многочисленными последователями исламской религии. "Братья" сотрудничали с лейбористами, в частности с прежним мэром Лондона Кеном Ливингстоном, сосредоточив внимание на антивоенной кампании в Ираке и Афганистане. Более того, мэр британской столицы стал организатором проведения ежегодного Европейского совета по исследованиям и фетвам (ЕСИФ) в Сити-Холле.

В отличие от многих исламских организаций, формирующихся по национальному признаку, в деятельности АБМВ активно задействованы палестинцы, ливийцы, сомалийцы, иракцы, египтяне. АБМВ образует мощную структуру, состоящую из благотворительных фондов, Института исламской политической мысли, медиацентра, Центра международных политических исследований и т.д. Хорошо развитая инфраструктура, диверсифицированная стратегия позволяют довольно быстро упрочивать позиции организации в стране.

Во Франции для усиления влияния в мусульманской общине в 1983 году "братьями" был основан Союз исламских общин Франции (СИОФ). В зависимости от социально-политических условий "братья" меняют тактику. Так, СИОФ в 1989 году принял активную роль в защите права мусульманок на ношение хиджаба. Союз организовал акции протеста под лозунгом – "Мусульмане Франции не могут принять то, что порочит их достоинство", тем самым заслужив авторитет последователей ислама в стране. В настоящее время, когда СИОФ занял лидирующие позиции в мусульманской общине Франции, в руководстве организации осознают, что можно достичь большего, работая в тесном сотрудничестве с властями. Например, в марте 2004 года, когда во Франции был принят закон о запрете ношения религиозной символики, СИОФ не участвовал в акциях протеста.

По мнению руководства СИОФ, исламское движение во Франции должно пройти две стадии. Первая – демократическая, вторая – внедрение шариата среди мусульманского населения Европы. Тем самым возникает тенденция выхода мусульман из-под юрисдикции принявших их стран, провоцируя широкомасштабный ценностно-социальный кризис.

Параллельно тому, как происходит интеграция Европейского сообщества, "Братья" также создают более крупные "организации-зонтики". За последние 15 лет "Братья-мусульмане" основали несколько панъевропейских организаций. Например, в 1989 году – Федерацию исламских общин Европы. Инициаторами образования этой структуры выступили "Союз исламских общин Франции", Исламское общество Германии, Ассоциация братьев-мусульман Великобритании. Активно ведется работа с молодежными организациями. В июне 1996 года мусульманские молодежные организации из Швеции, Франции, Великобритании вошли в Федерацию исламских общин в Европе и Всемирную ассамблею мусульманской молодежи. В этом же году 35 делегатов из 11 стран встретились в Ланкастере (Великобритания) и учредили Форум европейской мусульманской молодежи и студенческих организаций (ФЕММСО). Эта организация объединяет 42 национальные и международные организации, представляющие 26 стран. ФЕММСО к 2003 году, по сути, стал "голосом мусульманской молодежи в Европе". Форум сотрудничает с Европейским парламентом, Советом Европы, ООН. В 2004 году "Братья-мусульмане" учредили Международную ассоциацию мусульманских ученых. По различным оценкам, ассоциация старается упрочить свои позиции среди увеличивающегося молодого поколения мусульман в Европе.

В 1997 году подконтрольная "Братьям" Федерация исламских общин в Европе учредила Европейский совет по исследованиям и фетвам", призванный обеспечить мусульман, проживающих в Европе, религиозными рекомендациями по вопросам, касающимся повседневной жизни в немусульманских странах. Президентом ЕСИФ стал Юсуф Кардави, являющийся основной движущей силой совета.

Некоторые западные исламоведы называют "Братьев-мусульман" "радикалами в овечьей шкуре", которые, демонстрируя свою умеренность, не способствуют интеграции последователей ислама в европейское общество. Например, Юсуф Кардави в своей книге "Приоритеты исламского движения в грядущей фазе" акцентирует внимание на мирных принципах продвижения ислама. Важное значение он придает быстрому росту мусульманского населения в странах Запада. Присутствие мусульман в Европе, на его взгляд, очень важно для распространения "Слова Аллаха". Однако возникает риск, что они "расплавятся" в культурном окружении Европы и утратят исламскую идентичность. Он пишет, что мусульмане, прибывающие в Европу, часто испытывают недостаток основных знаний по исламу, поэтому являются идеальной аудиторией для восприятия пропаганды – "обязанность исламского движения не упустить эмигрантов, не дать им быть подхваченными водоворотом материализма, царящего на Западе". Юсуф Кардави призывает изолировать мусульман от западного общества, хотя и выступает за диалог с немусульманами. Кардави призывает мусульман создать свое "маленькое общество" в рамках "большого общества". Он задает вопрос: "что сохранило еврейскую специфику на протяжении последних веков?" – "Это маленькая община под названием "еврейское гетто". В перспективе он призывает создать свое собственное "мусульманское гетто", окружая островками ислама немусульманское население Европы. Внутреннее управление же здесь должно осуществляться на основе принципов шариата. Создание Европейского совета по исследованиям и фетвам фактически стало первым крупным шагом на пути реализации идей Кардави по введению исламского закона в рамках мусульманских общин Европы.

Умеренный ислам в Европе выступает за мирные способы продвижения ислама. Однако речь не идет здесь об интеграции в принимающее общество, напротив – их цель обособления от культуры Старого Света.

В странах ЕС происходит формирование государства в государстве, отрицающего принципы современного демократического общества. Известный американский автор книги "Смерть Запада" Патрик Бьюкенен констатирует, что выходцы из стран третьего мира способны мирным путем колонизировать в ближайшем будущем страны Европы. С учетом невысокой рождаемости среди коренных европейцев эту тенденцию будет сложно изменить. Европа, сделав ставку на мультикультурализм, сама способствовала изоляции мигрантов.

Дмитрий Анатольевич Нечитайло - кандидат политических наук

17/06/2009

Источник:  НГ-Религии