Сегодня СМИ, проявляющие интерес к боевикам - выходцам из стран СНГ, принимающих активное участие в боевых действиях в Сирии и Ираке в составе различных террористических группировок, в первую очередь - ИГИЛ, пестрят достаточно противоречивой статистикой. Экспертное сообщество расходится в оценках количественного и национального состава участников боевых действий на Ближнем Востоке.

Поэтому автор попытается во-первых, представить больше справедливых данных в упомянутую статистику, которая естественно, по понятным причинам, не может быть абсолютной, а во-вторых, заострить внимание на тенденциях радикализации молодежи центрально - азиатских государств и некоторых регионов Российской Федерации.

Итак, на середину ноября 2014 года в рядах ИГ на территории Сирии и Ирака воюет немногим более 300 граждан Узбекистана. Часть из них - достаточно успешные полевые командиры, отряды которых пополняются в основном выходцами из стран СНГ.

Из соседнего Кыргызстана на Ближний Восток приехали воевать около 300 граждан этой страны. Однако надо иметь ввиду, что для упрощения различного вида иммиграционных процедур, часть рекрутов, направляющихся на джихад получают паспорта Кыргызстана, что при уровне коррупции в самой «демократической» стране Центральной Азии совсем не сложно.

Граждан Таджикистана в отрядах Исламского государства около 200.

При этом надо учитывать различные факторы, в связи с которыми боевики выбывают из группировок по естественным причинам, пополнение отрядов новыми рекрутами, возвращение в строй террористов, прошедших курсы восстановления после ранений и т.д.

Кроме того в Сирии продолжает активные боевые действия террористическая группировка «Катаиб Имам аль-Бухорий». Главарь бандформирования А.Джурабаев, позывной - «Хожиюсуф», гражданин Узбекистана старается собрать под свои черные знамена своих земляков (см. часть 3).

Однако, как кажется автору, гораздо больший интерес должно представлять понимание механизма радикализации молодых мусульман, которое должно помочь противостоять вызовам радикального ислама, готового без устали пополнять ряды моджахедов, вставших на путь джихада.

К сожалению, сегодня, несмотря на противодействие различных структур, включая силовые ведомства, вербовщикам исламизма удается эффективно использовать свои широко раскинутые сети.

Приведу лишь пару примеров о практике успешной вербовки рекрутов для войны в Сирии и Ираке.

Оному из жителей г. Актау одноименной области Казахстана, назовем его Собит, нет и 25 лет. Пару лет назад заинтересовавшись более глубоким изучением ислама, попал под влияние местной ячейки «Салафия». После этого парня как подменили - он стал не просто тщательно соблюдать нормы шариата, но и требовать этого и от своих родственников. С друзьями Собит практически перестал общаться, резко сократив круг знакомых, просит называть себя «Абдукадир».

Удивительно, но Собит не просто родился в светской семье, но и продолжает жить со своими родителями, которые шокированы изменениями, произошедшими с их сыном. Собит так и не женился, не работает, и все свое время отдает изучению радикального ислама. Общается Собит со своими единомышленниками в мечете своего родного города, известную местным жителям, как мечеть «Бекет-Ата». Собит периодически выезжает в Жамбыльскую область Казахстана, где настоящее гнездо и место сборища Салафитов. Все попытки родителей вывести своего сына из-под влияния радикалов, сталкиваются с угрозами Собита покинуть Казахстан и присоединиться к муджахедам в Сирии или Ираке.

Сложно представить состояние родителей этого юноши, которые теряют своего сына прямо на глазах.

Смещение активности эмиссаров религиозно-экстремистских течений из крупных городов Казахстана в поселки - процесс объективный. В областях работы поменьше, религии побольше, а правоохранителей иногда и вообще нет. Поэтому не удивительно, что например, на территории Махтааральского района Южно- Казахстанской области, сложилась религиозная обстановка, облегчающая эмиссарам течения «Салафия» вести пропагандистскую деятельность.

Например, поселок Атакент постоянно посещает один адептов «Салафия», которого жители района называют «Олмаз». 30 - летний житель соседнего городка Джетысай, называет себя заместителем лидера местной ячейки Салафия. Используя серьезные финансовые возможности, Олмаз оказывает различные услуги местным жителям. Услуги разнятся: от бесплатной заправки автомашины, передачи продуктовых пайков и до ремонта или даже помощи в строительстве домов. В обмен следуют проповеди радикального ислама, чтение экстремистской литературы, призывы к жизни по правилам «шариата и к исполнению «главной» миссии мусульман - джихаду против вероотступников.

Вообще в городке Джетысай у Олмаза, подчеркивающего свою принадлежность к Салафия ношением всклокоченной бороды, короткими штанами и прочей специфической атрибутикой, есть немало последователей. Также вызывающе ведет себя тройка продавцов мобильными телефонами с центрального рынка Джетысая - Бахтияр, Абдусамат и Бахтжан. Жесткая пропаганда идей радикального ислама, призывы к воинственному джихаду естественное состояние души этих молодых людей. Не характерным для этих мест своим внешним видом Бахтияр, Абдусамат и Бахтжан лишь подчеркивают безнаказанность эмиссаров «Салафия» в маленьких городках Казахстана.

(продолжение следует)

Артур Искандаров, специально для сайта Antiterrortoday.com

08.01.2015