https://uzmetronom.agency/wp-content/uploads/2024/03/Ulemy-Afganistan.jpg

В последнее время на фоне сохраняющейся дискуссии об угрозе, исходящей с территории Афганистана, и критики в адрес талибских властей по их методам управления государством, на афганском треке своей внешнеполитической деятельности заметно активизировался Узбекистан, что не только подтверждает его приверженность устоявшимся ранее внешнеполитическим приоритетам, но и доказывает это конкретными действиями.

Достаточно регулярными становятся поездки в Кабул и приграничные с республикой северные афганские провинции официальных узбекских делегаций различного уровня. Высокую активность при этом проявляет узбекского посольства в Кабуле, которое практически с самого прихода к власти в Афганистане талибов, установила рабочие контакты с новой талибской администрацией. Именно дипломатическое представительство взяло на себя всю основную организационную работу по обеспечению достаточно плодотворных контактов между узбекскими и афганскими властями, учитывая факт отсутствия официального международного признания нынешних кабульских властей. 

С наиболее высоким уровнем представительства на сегодняшний день стала делегация во главе с вице-премьером РУз Жамшидом Ходжаевым, которая посетила Кабул в конце минувшего года. Тогда узбекского вице-премьера сопровождала достаточно многочисленная группа в составе министров энергетики, транспорта, водного хозяйства, горно-добывающей промышленности и геологии, сельского хозяйства, специального представителя президента РУз по Афганистану Исматуллы Иргашева, а также 45 представителей бизнеса. Как сообщали потом узбекские СМИ, по итогам встреч и переговоров с высокопоставленными лицами талибской администрации и афганскими бизнесменами, состоявшихся в рамках визита, стороны подписали экспортно-импортные соглашения на сумму около 1,2 млрд. долларов. В этот же период времени в Кабуле прошла и торговая выставка узбекских товаров.

афганистан, жамшид ходжаев

Крупная правительственная делегация Узбекистана посетила Афганистан. Главное

С начала текущего года в Кабуле уже состоялось несколько мероприятий с участием узбекских официальных лиц. В частности, в начале марта в афганской столице прошла афгано-узбекская деловая конференция, на которой стороны обсудили поставки афганского хлопка для узбекской текстильной промышленности, инвестиции в афганскую перерабатывающую промышленность, и ряд других вопросов. Узбекистан на ней представлял глава Ассоциации экспортеров РУз Еркин Маликов.

https://uzmetronom.agency/wp-content/uploads/2024/03/Delovaya-vstrecha.jpg

А в середине марта Кабул посетил министр иностранных дел Узбекистана Бахтиёр Саидов. В рамках визита состоялись его переговоры с премьер-министром ИЭА Муллой Мохаммадом Хасаном Ахундом, заместителями премьер-министра Мавлави Абдул Саламом Ханафи, Муллой Абдул Гани Бародаром, министром иностранных дел Мавлави Амир Ханом Муттаки, министром внутренних дел Сираджуддином Хаккани (руководитель радикального крыла в Движении «Талибан» - «Сети Хаккани), министром торговли и промышленности Нуриддином Азизи. В ходе встречи обсуждались вопросы политического, экономического и торгового сотрудничества, а также развития региональных связей.

Особой темой переговоров стал вопрос строительства талибами на севере Афганистана канала Кош-Тепа, который в последнее время в силу нерешенности в региональном масштабе проблемы водопользования стока реки Аму-Дарья приобрел достаточно спорный и конфликтно-содержащий характер. Афганская сторона выступила за справедливое использование реки, как и в других странах бассейна реки Амударья, отметив, «что с восстановлением Исламского Эмирата начался прогресс на этом канале, обеспечивая права афганцев, не вызывая беспокойства соседних стран». Глава внешнеполитического ведомства РУз в свою очередь, отметил, что Узбекистан заинтересован в использовании Афганистаном потенциала Амударьи и готов оказать техническую помощь для проекта канала Кош-Тепа и создания современных ирригационных систем.

Но особо хочется выделить наметившиеся связи между представителями силового блока Узбекистана и Афганистана. В конце января в Кабул приезжал глава Службы государственной безопасности (СГБ) РУз генерал-лейтенант Абдусалом Азизов, который встречался с министром обороны Мохаммадом Якубом и главой МВД Сираджуддином Хаккани. В официальных пресс-релизах затем было протокольно отмечено, что стороны выразили взаимную заинтересованность в развитии отношений между двумя странами, в том числе и вопросах безопасности. Но можно с определенной уверенностью предположить, что в ходе состоявшихся встреч глава узбекской спецслужбы поднимал вопрос о нахождении на афганской территории боевиков религиозно-экстремистских группировок (РЭГ), в первую очередь представленных выходцами из Узбекистана («Исламское движение Узбекистана»/«Исламское движение Туркестана», «Катибат аль-Тавхид валь джихад» и «Катибат аль-Имам Бухари»), и, соответственно, возможного сотрудничества между силовыми структурами РУз и ИЭА по нейтрализации их деятельности и недопущению проникновения на сопредельную территорию. Иное содержание поездки главного узбекского спецслужбиста в афганскую столицу представить трудно.

абдусалом азизов, афганистан, мохаммад якуб, сгб

Буквально через две недели после посещения руководителем узбекской СГБ Кабула на афганской территории в г. Хайратон состоялась встреча заместителя председателя СГБ, командующего Погранвойсками РУз генерал-майора Салимжона Хусанова с командиром 209-м армейским корпусом «Аль-Фатх» Рахматуллой Мохаммедом, в зоне ответственности которого находится участок границы с Узбекистаном. В ходе переговоров стороны обменялись мнениями по пограничным вопросам и подчеркнули необходимость расширения сотрудничества. И это не первая встреча между представителями погранслужб двух стран различного уровня за последние три месяца.

С афганской стороны тоже идет встречное движение. Ташкент периодически посещают представители профильных ведомств Исламского Эмирата Афганистан. В узбекскую столицу регулярно в составе делегаций приезжает министр транспорта и гражданской авиации Афганистана Хамидулла Охунзода, который решает технические вопросы по эксплуатации железнодорожного участка «Хайратон – Мазари-Шариф», возведенного несколько лет назад узбекской стороной. Он также прорабатывает вопрос ускорения реализации проекта строительства железной дороги «Узбекистан - Афганистан - Пакистан».

В качестве справки: летом 2023 года Пакистан, Узбекистан и Афганистан подписали совместный протокол о строительстве Трансафганской железнодорожной магистрали, которая соединит узбекскую железнодорожную сеть с пакистанскими железными дорогами через афганскую территорию. Предполагается, что маршрут пройдет через Термез, Мазари-Шариф и Логар к пакистанскому пограничному пункту Харлачи в районе Куррам. Необходимо подчеркнуть, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на встрече с Владимиром Путиным в Казани во время проведения «Игр будущего-2024» отметил заинтересованность в реализации данного проекта также и российской стороны. По словам узбекского лидера, есть договоренность с министром транспорта РФ Виталием Савельевым об участии российской стороны в разработке технического обоснования проекта этой дороги, а затем и в его дальнейшем продвижении.

Налажено практическое взаимодействие, которое выражается в регулярных контактах представителей профильной афганской компанией «Da Afghanistan Breshna Sherkat» (DABS) с АО «Национальные электрические сети Узбекистана» по вопросу поставок электроэнергии из республики в Афганистан (в 2023 г. РУз экспортировала в соседнюю страну 1,82 млрд кВт*ч на $91 млн, причем афганская сторона все задолженности погасила. В январе Узбекистан передал партнерам 320 млн кВт*ч на почти $16 млн.).

Буквально на днях в Хайратоне состоялась совместная узбекско-афганская встреча, на которой, в частности обсуждались вопросы создания особого механизма по переработке афганской нефти на узбекских НПЗ. Со стороны талибской администрации в ней приняли участие глава Минторга Нуреддин Азизи и губернатор Балха Мохаммад Юсуф Вафа, Узбекистана - спецпредставитель президента  Исматулла Иргашев и посол Ёдгорхужа Шадманов.

Достаточно показательным стал факт недавней аккредитации узбекскими властями назначения в качестве посла (по другим данным, в качестве поверенного в делах) Исламского Эмирата Афганистан талибского дипломата Магфуруллы Шахаба (сын главы Мингорпрома талибовской администрации Шахабуддина Делавара). Он сменил руководившего афганским посольством в Ташкенте с республиканского периода Ахмада Халида Ильми. Отдельные источники не исключают, что в ближайшее время Магфурулла Шахаб может принять участие в очередной церемонии вручения новыми иностранными послами своих верительных грамот президенту Узбекистана Ш.Мирзиёеву (по примеру недавнего вручения талибским послом своих верительных грамот председателю КНР Си Цзиньпину).

Но наиболее знаковым событием в узбекско-афганских отношениях последнего времени стал приезд 16 марта в Ташкент по приглашению Верховного муфтия Узбекистана Нуриддина Халикназарова делегации из 10 видных афганских улемов во главе с министром хаджа и вакфов талибского правительства Нур Мохаммадом Сакибом, одним из приближенных лидера Движения «Талибан» Мавлави Хайбатуллы Ахунзода. Как сообщает пресс-служба Управления мусульман Узбекистана, религиозные лидеры обменялись мнениями по налаживанию сотрудничества учёных-богословов и контактов в области религиозного образования. Гости признали, что «земля Узбекистана — это страна, где с древнейших времен развивались наука и просвещение, где жили великие мыслители, внесшие вклад в мировую цивилизацию, особенно хорошие результаты показаны в религиозно-просветительском направлении».

Муфтий Нуриддин Холиқназар Афғонистон Ҳаж ва вақф ишлари вазири Мавлавий Нур Муҳаммад Сақиб билан учрашди

Талибским представителям устроили насыщенную экскурсию по Ташкенту. Они посетили знаковый религиозно-исторический комплекс Хазрати Имам, где ознакомилась с рукописью Корана периода третьего праведного халифа Усмана ибн аль-Аффана, мечеть им. имама аль-Бухари, Центр исламской цивилизации и Ташкентский исламский университет. Улемы приняли совместное участие в религиозных обрядах (таравих намазе). В программе также было посещение религиозных святынь Самарканда, Бухары и Термеза (мавзолеи имама аль-Бухари, Абу Мансура аль-Матуриди, Бурхануддина аль-Маргинани и комплекс Шахи-Зинда, обсерваторию Улугбека, комплекс Регистан, мавзолей Абу Хафса Кабира, ансамбль Бахауддина Нашкбанди и ансамбль Пои-Калян, медресе Мири-Араб, мавзолей Хакима ат-Термези). Визит афганской делегации в Узбекистан продлился почти пять дней.

https://cdn-uz.kursiv.media/wp-content/uploads/2024/03/photo_2024-03-18_15-49-42-1024x682.jpg

Учитывая именно конфессиональную основу этого визита в контексте идеологической составляющей Движения «Талибан» и провозглашенного им государственного образования «Исламский эмират Афганистан», можно достаточно высоко оценивать этот шаг официального Ташкента по реализации своего внешнеполитического курса на афганском направлении.

В этой связи, достаточно «неоднозначной» представляется реакция отдельных представителей экспертного сообщества на посещение Ташкента афганскими богословами. В дни их нахождения в узбекской столице, эксперт Андрей Серенко, известный своей благосклонностью к афганской антиталибской оппозиции, в своем Telegram - канале со ссылкой на свои инсайдерские источники 18 марта разместил информацию о сбитом над узбекской территории афганском военном вертолете Ми-17. Проявляя при этом осведомленность в деталях произошедшего, он сообщил, что вертолёт якобы вылетел из Мазари-Шарифа в афганский Бадахшан. «Как он оказался в воздушном пространстве Узбекистана, пока не ясно», — отметил автор, добавив, что на борту вертолёта находились более 15 талибских военнослужащих. И тут же он указывает на то, что в результате данного инцидента делегация афганских богословов, находящаяся в это время в Ташкенте, отменила все встречи с узбекскими представителями, не исключая при этом, что причиной стал как раз инцидент с вертолётом, сбитым после вторжения в воздушное пространство Узбекистана.

Через несколько часов Министерство обороны Узбекистана опровергло сразу же распространившуюся в социальных сетях публикацию об афганском военном вертолёте, якобы сбитом на границе Афганистана и Узбекистана. «Эти сообщения не имеют под собой никаких оснований», — заявили в оборонном ведомстве, персонально указав на первоисточник информации - Telegram-канал российского эксперта Андрея Серенко. При этом, узбекское военное ведомство попросило СМИ и пользователей социальных сетей полагаться только на официальную информацию и напомнило об ответственности за распространение необоснованной ложной информации. В очередной раз, противники нынешних кабульских властей продемонстрировали свое негативное отношение к определенным успехам в направлении их легитимизации.

********

Оценивая уровень и наполненность «ташкентской» встречи узбекских и афганских религиозных богословов, как и многие другие разноформатного уровня, состоявшиеся за последнее время по инициативе узбекской стороны, можно с уверенностью констатировать набирающую положительный потенциал активность официального Ташкента на афганском направлении, что не только подтверждает его приверженность устоявшимся ранее внешнеполитическим приоритетам, но и доказывает это конкретными действиями.

Уместно напомнить, что Узбекистан никогда не дистанцировался от афганской проблемы. В различные периоды и по разным поводам официальный Ташкент и ранее предлагал свои принципиальные оценки и действия, выступал с конкретными инициативами (к примеру, переговорный процесс в формате «6+2» в середине и конце 90-х годов, посещение талибских делегаций Узбекистана в период их вооруженной борьбы с марионеточным афганским правительством А.Гани, проведение в Ташкенте международной конференции по афганской проблематике под эгидой ООН и др. ), которые конструктивно воспринимались в международном сообществе и позволили узбекской стороне накопить необходимый положительный опыт для реализации своих целей на афганском направлении, в первую очередь, в вопросах безопасности и развития взаимовыгодного экономического сотрудничества со своим южным соседом. Сегодня, как представляется, в Ташкенте аргументировано считают, что надо дать возможность самим афганцам в лице новой талибской администрации, пусть не сразу, но разработать и реализовать собственную национальную «дорожную карту» в целях достижения устойчивой стабильности в своей стране и международного признания своей легитимности. При этом, продуктивное сотрудничество их с заинтересованными в положительном исходе внешними игроками будет только всем на пользу.

Олег Столповский