Так называемое «Исламское государство» (ИГ), о котором слишком много говорят и пишут международные эксперты и информационные агентства в последнее время, являющееся на самом деле всего лишь движением джихадистов, по неподтвержденным сведениям контролирует большую часть северо-восточной Сирии и северо-восточный Ирак. О «победах» этой исламистской группировки в различных СМИ публикуется множество ложных сведений, которые скорее всего выдают желаемое за действительное.

Как пишет в одной из своих публикаций известный специалист по арабскому востоку, директор экспертного центра Международной кризисной группы по Египту, Сирии и Ливану Питер Харлинг (Peter Harling), новоявленные деятели ИГ делают громогласные заявления о ситуации на Ближнем Востоке, о законности существования их формирования. По определению П.Харлинга, ИГ – это «агрессивное движение, которое состоит из добровольцев из самых разных государств и не только арабских…»

Кроме собственно названия это аморфное формирование уж никак нельзя назвать «государством», тем более, что эти джихадисты, по их собственным заявлениям, не признают концепцию государственных границ и вообще предпочитают обходиться без институтов, свойственных любому даже самому маленькому государству.

Как известно, это движение берет свое начало с Ирака после вторжения туда американских войск в 2003 г. Основу группировки составили бывшие «борцы за веру» — муджахидины, активные участники афганской войны начала 80-х годов прошлого века.

Знатоки «исламских реалий» полагают, что эти формирования были «сколочены» аль-каидовцами местной раскраски. Но очень скоро новоявленные джихадисты отошли от центральной идеологии Аль-Каиды и сосредоточились на задачах борьбы с США и Израилем. С этого этапа ИГ вступило и в религиозную войну между суннитами и шиитами, «подливая масло» в разгоревшееся последнее противоборство между двумя направлениями ислама.

Ряд региональных экспертов отмечал, что они настолько «увлеклись» этим конфликтом, что начали чистку своих суннитских рядов самым жестоким образом, уничтожая «предателей и супостатов». Любопытно отметить, что подобные действия привели к «саморазрушению» самих джихадистов ИГ, особенно в период 2007-2008 гг., сведя их численность до небольшого отряда последователей в иракской пустыне.

Джихадисты ИГ, инициируя различные публикации о своей «деятельности», часто просто блефуют, чтобы привлечь в свои ряды побольше наемников (как арабских, так и западных) и попытаться удержаться в регионе, находящемся на стыке Ирака, Сирии и Турции. Так, в статье Joch Siegal от 28 октября 2014 г. в американском издании “The daily Signal” утверждается, что террористическая группировка ИГ недавно опубликовала пропагандистский видеоматериал, представляя одного английского заложника как нового западного корреспондента, который якобы подтверждает, что многострадальный город Кобани (Коваш), находящийся на сирийско-турецкой границе, «буквально с минуты на минуту перейдет в руки джихадистов». Одетый во все черное (так, что даже не видно лица) этот журналист Кэнтли (Cantlie) в указанном видеоматериале заявляет, что «битва за Кобани завершается в пользу ИГ». Касаясь этого материала ИГ, «The daily Signal» отмечает, что журналист Кэнтли был захвачен террористами еще в ноябре 2012 года и не мог все это утверждать в октябре 2014 г.

Международные и местные наблюдатели обращают внимание на особую жестокость, с которой эти новоявленные «борцы за чистоту религии» расправляются со своими оппонентами, а также действуют в отношении женщин и детей. Как сообщили 4 ноября 2014 г. корреспонденты CNN (Odai Sadik, Steve Always) в регионе, «боевики ИГ в конце октября с.г. убили более 300 членов суннитского племени. Более 322 человек были ими расстреляны в этот период, причем большую их часть составляли женщины и дети.»

Представитель Пентагона вице-адмирал Джон Кирби (John Kirby) заявил по этому поводу, что у Вашингтона нет стопроцентного подтверждения таких сведений, но, как он подчеркнул: «Мы не сомневаемся в их подлинности».

США при поддержке ряда союзных стран, в том числе и арабских, 23 сентября начали авиаудары по позициям «Исламского государства» в Сирии без разрешения сирийских властей, что противоречит международному праву и на это указывала Россия в лице Министра иностранных дел С. Лаврова. Как сообщили 4 ноября с.г. со ссылкой на Пентагон РИА-Новости Казахстана, «затраты на проведение антитеррористической операции против ИГ в Сирии и Ираке превысили 700 тыс. долларов в день».

В результате авиаударов НАТО и усиления атак на боевиков, ИГ хочет пополнить свои ряды и расширить масштаб деятельности за счет привлечения групп экстремистов из Европы и Центральной Азии, чтобы совместно добиваться «общих целей». Учитывая наличие общественного недовольства в ряде центральноазиатских республик и многих странах Запада политикой правящих властей, а также растущее геополитическое противостояние, рост радикальных исламских идей вроде создания халифата представляет серьезные риски.

Так, по различным оценкам, сегодня более двух тысяч молодых людей (юношей и девушек) из стран Центральной Азии уже находится под черными знаменами ИГ.

Комиссия ЕС подсчитала, что в Ираке и Сирии действует более 2 тыс. радикалов – выходцев из Европы. Однако многие эксперты считают эти цифры сильно заниженными. Так, по данным Питера Неумана, профессора Международного центра изучения радикализации и политического насилия при Лондонском королевском колледже, в Ираке и Сирии на стороне ИГ сражается примерно 12 тыс. боевиков из 74 стран, в том числе около 1,5 тыс. только британцев. Как написала недавно «Daily Telegraph»: «Британские исламисты ездили воевать за границу и раньше, в том числе в Чечню, Боснию, Афганистан и Ливию. Однако гражданская война в Сирии, которая затронула и Ирак, привлекла больше иностранных джихадистов, нежели любой другой конфликт. А Британия поставляет при этом самое большое число западных рекрутов».

По обнародованным правительством Франции сведениям, исламисты уже завербовали около 900 граждан этой страны, которые либо уже находятся в зоне боевых действий в Ираке и Сирии, либо направляются туда. Как заявило немецкое Федеральное ведомство по охране Конституции, с 2011 года в Сирию выехало более 400 исламистов – граждан Германии. Около 100 радикалов, по данным немецких правоохранительных органов, вернулись в ФРГ, причем четверть из них набрались опыта ведения боев и теперь они представляют «смертельную опасность».

По оценкам экспертов многих западных государств, опасность того, что по возвращении на родину такие джихадисты будут распространять идеологию «Исламского государства» и принимать активное участие в радикальных действиях по установлению халифата, весьма велика, так как абсолютное большинство иностранных джихадистов, воюющих на стороне исламистов в Сирии и Ираке, уже затаило ненависть к Западу.

В этих условиях борьба с «Исламским государством» должна вестись на широком международном уровне, однако при четким соблюдении Устава ООН, а не ограничиваясь только стремлением Вашингтона создать коалицию из верных ему союзников и решить на этом направлении собственные геополитические задачи.

Валерий Малеев, эксперт-востоковед, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

24.11.2014

Источник: ru.journal-neo.org