Около 40 стран мира, включая 10 арабских государств, согласилось вступить в коалицию против боевиков «Исламского государства» (ИГ), действующих в Ираке и Сирии. Об этом госсекретарь США Джон Керри заявил вчера в Париже в ходе международной конференции, призванной объединить усилия мирового сообщества по борьбе с джихадистами. Участники конференции приняли решение предоставить Багдаду надлежащую военную помощь. США, которые до сих пор наносили лишь ограниченные авиаудары, собираются перейти к массированным атакам с воздуха.

От Москвы на конференции с участием представителей свыше 20 государств присутствовал министр иностранных дел Сергей Лавров. «Мы высказались за то, чтобы через Совбез ООН начать подготовку серьезного анализа ситуации.

Надеюсь, мы будем услышаны», – сказал он. Это нужно для того, чтобы «при всей важности немедленного подавления угрозы не упускать из вида более широкую картину».

«На этой конференции есть два аспекта, две коалиции, – отметил в интервью «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский. – Первый, локальный аспект – остановить экспансию ИГ (узкая коалиция), второй, глобальный – дать отпор транснациональному радикальному исламизму-джихадизму (широкая коалиция). Перед узкой коалицией (США – Западная Европа – Турция – арабские страны) стоят три очень сложные задачи, которые силами одной авиации не решить: нужно заново создать иракскую армию, сделав ее по составу суннитско-шиитской, дать оружие курдам и вбить клин между боевиками ИГ и коренными суннитскими племенами на контролируемых джихадистами территориях. Вторая, широкая коалиция, о которой не говорится прямо, должна объединить десятки государств по всему миру для борьбы, которая займет годы, если не десятилетия, будучи связанной с проблемами идеологии. И тут без России обойтись не получится: это великая держава с большим мусульманским населением, на территории которой действуют исламисты. Россия не только заинтересована в участии в такой широкой коалиции, но и может сыграть в ней важную роль. Поэтому она в нее и приглашена, что является проявлением мудрости со стороны Запада, который, несмотря на украинский кризис, смог возвыситься над сиюминутными обстоятельствами и вернуться к партнерству».

Президент Ирака Фуад Маасум перед началом конференции призвал международное сообщество торопиться, иначе ИГ может занять новые территории. Международное сообщество готово помочь, но торопиться не хочет. По данным американской печати, некоторые арабские страны (они не называются) хотели бы присоединиться к авиаударам под руководством Центрального командования вооруженных сил США и иракского правительства, в том числе и наносить их по территории Сирии. Однако, согласно плану Вашингтона, прежде чем начать массированную атаку с воздуха, необходимо, чтобы военизированные части, отвечающие за сухопутную компоненту кампании – иракская армия, курдское ополчение пешмерга и сирийские повстанцы, – были значительно усилены за счет их обучения, предоставления им оружия и координации их усилий. А это процесс длительный.

New York Times предполагает, что речь идет прежде всего об авиации ОАЭ и Катара, которые участвовали в воздушной войне в Ливии в 2001 году. Кроме того, источник сообщил газете Guardian: «Существует вполне реальная возможность того, что саудовские ВВС будут бомбить цели в Сирии».

Вашингтон неоднократно давал понять, что не станет согласовывать свои действия с Дамаском. На этом фоне наблюдатели отмечают дилемму, с которой столкнулся президент Сирии Башар Асад. Вопрос для него в том, кому пойдут на пользу эти авиаудары – сирийскому правительству или повстанцам. Асад может выиграть если не в военном, то в политическом плане: готовящиеся авиаудары он может преподнести как признак того, что Запад все больше склоняется к компромиссу и из врага скоро станет его союзником. По мнению Мирского, западные дипломаты на конференции могли рассчитывать, встретившись с Лавровым, убедить его воздействовать на Асада, донести до него, что ИГ – его главный враг и что алавитский режим может погибнуть не от Свободной сирийской армии, а от консолидации джихадистов, так что не нужно препятствовать американцам бомбить «Исламское государство».

Что касается других участников коалиции, то Лондон, понеся потерю в лице британского подданного Дэвида Хейнса, теперь рассматривает возможность того, чтобы присоединиться к авиаударам. Австралия заявила об отправке 600 военных – 400 служащих ВВС и 200 солдат – в ОАЭ, где они будут базироваться. Выделяется техника (восемь боевых самолетов F/A18, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-7A Wedgetail и самолет-заправщик KC-30A), а также команда консультантов для вооруженных сил Ирака. Вчера подготовку к нанесению авиаударов начала Франция. Истребители Rafale в сопровождении самолетов-разведчиков покинули французскую базу «Ад-Дафра» в Абу-Даби, чтобы собрать разведданные о позициях джихадистов. Президент Франции Франсуа Олланд в ближайшее время примет решение о продолжительности и масштабе авиаударов.

Дарья Цилюрик

16.09.2014

Источник: Независимая газета

Парижская конференция по Ираку: плюсы и минусы для России

15 сентября в Париже состоялась международная конференция по безопасности Ирака с участием министров иностранных дел и высокопоставленных представителей 40 государств, прежде всего членов НАТО, других западных союзников США, арабских стран, а также России и Китая. Целью этого мероприятия была выработка общей позиции по уничтожению исламистской угрозы, исходящей от группировки "Исламское государство", численность вооруженных боевиков которой оценивается в 70-80 тыс.чел. , в основном иракцев, сирийцев, граждан мусульманских стран, свыше двух тысяч граждан из государств Евросоюза и нескольких сотен выходцев из мусульманских регионов Северного Кавказа, прежде всего Чечни и Дагестана.

Обращает внимание тот факт, что эта конференция прошла сразу после поездки госсекретаря США Дж.Керри на Ближний Восток, прежде всего для участия в Джидде (Саудовская Аравия) на встрече на уровне глав внешнеполитических ведомств США, 6 стран – членов ССАГПЗ, Египта, Турции, Иордании, которая так и не принесла тех результатов, на которые рассчитывали в Вашингтоне. Кроме того, накануне в Багдаде побывал президент Франции Ф.Олланд, выразив готовность присоединиться к натовско-аравийской коалиции против ИГ, сколачиваемой США, видимо, чтобы хоть как-то поднять свой резко падающий рейтинг внутри страны. А Англия и Австралия уже сгруппировали свои подразделения ВВС для участия в бомбардировке позиций ИГ.

По завершении парижской конференции ее участники, как было заявлено, договорились оказывать властям Ирака всяческую поддержку, в том числе военную, в борьбе с движением "Исламское государство". Об этом говорится в коммюнике, принятом по итогам конференции. В частности, в этом документе отмечается: "Участники конференции в Париже подтвердили, что "Исламское государство" представляет угрозу для Ирака, а также для всего мирового сообщества". Они достигли договоренности по оказанию новому иракскому правительству необходимой поддержки в борьбе против "Исламского государства", в том числе путем предоставления соответствующей военной помощи". Вместе с тем, в коммюнике не проясняется, о каких конкретно мерах военного характера идет речь.

Совсем не понятно, правда, как можно договориться о чем-либо конкретном и эффективном за несколько часов заседания столь многочисленных глав внешнеполитических ведомств, тем более имеющих свои различные подходы к тому, как решить проблему с ИГ, да еще без участия основных соседей Ирака – Сирии и Ирана. Не случайно глава МИД России Сергей Лавров на конференции заявил, что стремление наносить удары по позициям "Исламского государства" в Сирии без взаимодействия с Дамаском вызывает тревогу. "Подчеркну еще раз: считаем террористическую угрозу слишком серьезной, чтобы реакцию на нее можно было основывать на тех или иных идеологических соображениях и нарушении норм международного права", - добавил глава МИД РФ. Он подчеркнул, что Сирия и Иран должны принимать участие в борьбе с "Исламским государством" наравне с другими странами. "Сирия и Иран - естественные союзники в борьбе против ИГ, и их участие в нашей сегодняшней встрече могло бы существенно обогатить нашу работу, - отметил Лавров. - Моральные стандарты, на которые опирается контртеррористическая борьба, не должны размываться".

Инициатором столь странного подхода к борьбе с терроризмом стали США. Еще на минувшей неделе президент США Барак Обама изложил 10 сентября американскую стратегию в борьбе с радикалами "Исламского государства". Она предусматривает нанесение ударов с воздуха по позициям исламистов, причем не только в Ираке, но и в Сирии. Хозяйка конференции - Франция почти сразу же подтвердила, что готова присоединиться к нанесению воздушных ударов. Первые разведывательные полеты французских самолетов над Ираком предприняты уже 14 сентября. Также президент Франсуа Олланд, открывая конференцию, напомнил, что Париж направил военную экипировку для курдских ополченцев и военнослужащих регулярных иракских войск.

При этом республиканцы призывают Обаму провести наземную операцию против "Исламского государства" . В ответ в телеобращении 10 сентября хозяин Белого дома ответил, что США в рамках своей стратегии борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ) "не будут втянуты в еще одну сухопутную войну в Ираке". Обама также пообещал, что стратегия борьбы с ИГ "не предполагает наличия американских боевых частей, воюющих на иностранной земле". Но при этом, заявил он, США будут без колебаний применять военную силу против террористической группировки "Исламское государство" не только в Ираке, но и Сирии.

На каких юридических основаниях США могут приступить к бомбежке территории суверенной страны - в данном случае, Сирии, - американский лидер не пояснил. Он лишь выразил мнение, что США в рамках своей стратегии борьбы с ИГ "не могут полагаться на режим Асада". Правительство Сирии "никогда не восстановит утерянную легитимность", заявил Обама.

США также намерены обсудить на уровне глав государств и правительств в рамках предстоящей очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке проблему пресечения проникновения иностранных боевиков во внутренние вооруженные конфликты. Как пояснили в Белом доме, такое заседание Совета Безопасности ООН намечается организовать 24 сентября.

Сейчас же США хотят уничтожить ИГ посредством реализации некой "всеобъемлющей и устойчивой контртеррористической стратегии", которая будет опираться на четыре ключевых пункта. Во-первых, Вашингтон намерен "проводить систематическую кампанию ударов с воздуха против этих террористов". Во-вторых, "США расширят поддержку сил, воюющих против этих террористов на месте". В-третьих, США будут активно применять свои "существенные контртеррористические способности для предотвращения атак ИГ". И, наконец, речь идет о "продолжении оказания гуманитарной помощи мирным гражданам", которые стали вынужденными переселенцами в результате действий ИГ. В общем, ничего нового из того, что говорилось на протяжении всего последнего времени. И даже нет ясности, кого же конкретно и в каких параметрах хотят США включить в состав некой "широкой" антитеррориситческой коалиции. Ясно, что не Россию, Сирию и Иран, без которых побороть терроризм в этом регионе крайне сложно.

При этом президент США уже заявил, что нет необходимости получать отдельное согласие Конгресса США на применение американской военной силы при реализации составленных планов противодействия ИГ. "У меня есть полномочия на то, чтобы заниматься угрозой со стороны ИГ", - убежден глава Белого дома. Как он пояснил, в Ираке эти полномочия будут использованы прежде всего для расширения кампании ракетно-бомбовых ударов против ИГ, чтобы обеспечить переход в наступление местных сил безопасности. Кроме того, в Ирак будут направлены еще 475 американских военных советников для консультирования местных вооруженных сил, "у которых не будет боевой миссии". Но при этом Обама уже обратился к Конгрессу с просьбой одобрить планы выделения 500 млн. долларов на вооружение и подготовку так называемых "умеренных" сил сирийской оппозиции, под которой подразумевается Сирийская свободная армия.

Несмотря на сложные взаимоотношения с Европой и США, министра иностранных дел России Сергея Лаврова пригласили на международную конференцию по ситуации в Ираке. Видимо, в Вашингтоне все же понимают, что без поддержки России им будет очень трудно достигнуть тех целей, которые изложены в плане Барака Обамы. Ведь без участия Сирии и Ирана крайне трудно будет решить вопрос с ИГ. А Россия – это своего рода "ключ" к Ирану и Сирии, как и ко всем остальным игрокам, которые жизненно необходимы для решения проблемы ИГ. Треть территории Сирии уже контролируется "Исламским государством". Тем самым США хотят негласно заручиться поддержкой России. Главная цель Обамы - продемонстрировать некую последовательность и состоятельность американской нынешней политики. Больше он доказать свою внешнеполитическую состоятельность уже никак не сможет. И тогда республиканцы получат все шансы выиграть борьбу внутри США еще до частичных выборов в Сенат, Конгресс, а затем и президентских.

В Джидде госсекретарь Дж.Керри четко дал понять, что Обама не намерен приглашать Россию в создающуюся коалицию против "Исламского государства". Но американцы явно хотят посредством России решать какие-то промежуточные цели. Тем более, что Москве выгоден разгром ИГ, которая угрожает дестабилизировать ситуацию и на Северном Кавказе. А надо признать, что существование этой группировки - уникальная ситуация, когда террористическая организация не просто существует как некая мощная сила с армией вооруженных бойцов, а представляет собой государство, со своим территориальным устройством. И в одиночку, даже со своими союзниками в этом регионе, победить его Москва вряд ли сможет.

В интересах РФ сделать так, чтобы ИГ была разбита или максимально ослаблена, пусть даже при существенной роли США. Поскольку чем дольше она будут существовать, чем дольше будет длиться конфликт в Ираке и Сирии, тем хуже это для стабильности России на ее южных рубежах. Все возрастающее число российских граждан отправляется на Ближний Восток воевать. И чем быстрее все это закончится, тем меньше подготовленных в идеологическом и военном плане "бойцов" вернутся затем в РФ, на Северный Кавказ или Поволжье воевать против российских властей. Кроме того, пока нет какого-то прорыва во внешней политике Москвы в отношении ИГ, зато все сконцентрировано на Украине. А США пытаются представить хоть какой-то план, пусть и ущербный. Поэтому в нынешних условиях России, видимо, не стоит противодействовать этому, а извлечь свою выгоду.

Виктор Титов, кандидат исторических наук

16.09.2014

Источник - Новое Восточное Обозрение