Причиной крушения российского самолета A 321 компании «Когалымавиа» в небе над Синаем стал террористический акт. Об этом вечером в понедельник на совещании Совета безопасности России президенту сообщил директор ФСБ Александр Бортников. В ответ Владимир Путин заявил, что террористы будут обязательно найдены, а все пособники понесут ответственность.

31 октября, через 23 минуты после начала полета, наш авиалайнер из-за взрыва развалился в воздухе. В результате катастрофы все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. Как сообщают египетские власти, уже задержано 17 подозреваемых. Но очевидно, что террористический акт не был действием одиночки, а сработала большая сеть. Об этом на совещании Совбеза фактически и сказал Путин.

«Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поимённо. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдём в любой точке планеты и покараем… Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — заявил президент.

Больше всего обращают на себя внимание слова, которые можно трактовать как намек на возможность применения силы в других странах. «Мы будем действовать в соответствии со статьёй 51 Устава Организации Объединённых Наций, предусматривающей право государств на самооборону. Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах», — сказал глава государства.

Бомбардировки террористов в Сирии уже усилены. Появились сообщения, что Россия атаковала крылатыми ракетами столицу «Исламского государства» * город Ракку. Но проблема в том, что бандиты укрываются не только в Сирии.

ФСБ объявило о награде в 50 миллионов долларов за информацию, которая поможет найти виновных в крушении самолета.

Но уже ни для кого не секрет, что террористические группировки поддерживаются некоторыми государствами. Так, основной поток боевиков в Сирию и Ирак идет с территории Турции. Она же покупает по бросовым ценам у ИГИЛ нефть и взамен поставляет продовольствие. Давно в финансировании терроризма подозревают Саудовскую Аравию и Катар. Самое неутешительное — страны Запада пытаются использовать террористов в своих целях и даже пытаются делить их на «хороших» и «плохих».

Когда президент ссылается на Устав ООН и говорит о праве на самооборону и ответственности всех, кто укрывает бандитов, то относиться к этому надо более чем серьезно.

С другой стороны, США без каких-либо санкций ООН или договоренности с правительствами государств применяют силу по отношению к любой неугодной стране. Так же действуют члены Евросоюза. И ничего, многие считают западные государства «эталоном демократии».

На что в реальности готова пойти Москва, чтобы побороть международный терроризм? И сможем ли мы обеспечить безопасность своим гражданам? С этими вопросами «СП» обратилась к специалистам.

— Система безопасности должна быть комплексной, — говорит генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов. — Вряд ли можно считать мерами по обеспечению безопасности простой досмотр багажа пассажиров. Я много раз наблюдал, когда досматривали и членов экипажа самолета. Но сейчас идет речь о нарушениях в системе безопасности при обслуживании самолетов. И это очень серьезный вопрос.

Проблема в том, что в зарубежных аэропортах мы не можем процесс обслуживания лайнеров взять под контроль. Там существуют свои правила, там работают свои люди и так далее.

Я неоднократно думал об этой проблеме. Взрывчатку можно положить не только при погрузке багажа. Часто грузы хранятся в терминалах, взрывчатку можно заложить и там, а потом она сработает при наборе высоты. Так что нужно смотреть на проблему системно и со всех сторон.

Конечно, египетские спецслужбы не обладают необходимым опытом, которым обладают российские специальные службы. Результат мы видим.

Что касается слов президента о поиске преступников, то в этом нет ничего удивительного. Мы находили террористов, спустя много лет после злодеяния. Так было с членами бандформирований, виновных в нападении на Будённовск. Так было с пособниками теракта в «Норд-Осте».

Но в нынешней ситуации необходима координация действий правоохранительных органов и спецслужб с нашими якобы «союзниками». На словах они с нами солидарны, а по факту никакой помощи не оказывают.

«СП»: — Как на практике можно осуществить эту координацию?

— Не бывает не решаемых проблем, бывает мало денег. Когда мы говорим о координации и взаимодействии, то должны понимать, что это стоит определенных средств. За прошлые годы службы я узнал, что когда есть финансовый ресурс для поимки преступника, то всегда находятся желающие этим ресурсом воспользоваться.

Американцы очень активно платят за поимку преступников. Наше государство тоже объявило премию. Где-то решать проблемы можно подкупом, где-то убеждением, а где-то силовым принуждением. Это уже вопрос о технологиях, в которых разбираются спецслужбы и которые далеки от простых людей. Но ресурсов у нас много, а потому преступников можно найти и привезти их живых или их головы в мешке.

«СП»: — Как можно расценить слова президента об ответственности тех, кто будет укрывать террористов?

— Американцы уже давно провозгласили весь земной шар зоной своих национальных интересов. Мы раньше скромно относились к подобным претензиям. Сейчас, видимо, пришло понимание, что свои национальные интересы надо защищать по всему миру.

Удары нашей авиации в Сирии показывают, что мы можем точечно уничтожать террористов и в других странах. Не исключаю, что этот вопрос будет поставлен несколько шире. Если угрозы будут исходить из другого места, то мы сможем воспользоваться 51 статьей Устава ООН.

Президент сказал, что угроза нашим гражданам реальная. Значит, мы должны использовать все ресурсы, от оперативно-розыскных до военных, чтобы подавить террористические очаги.

— Мы должны уничтожать террористов по всему миру, и только так, по моему представлению, должна вести себя суверенная держава, — уверен член Общественной палаты РФ, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. — Ни один выпад в наш адрес не должен оставаться без возмездия. Другое дело, что для начала надо сузить круг подозреваемых, а не бить куда попало, как это обычно делают Соединенные Штаты Америки. Чтобы нанести точечные удары по тем, кто стоял за терактом, надо провести тщательное расследование. Виновных тогда надо наказать целевым, а не «распыленным» образом.

«СП»: — Что делать, чтобы террористическая деятельность не велась против нас в будущем?

— Те же саудиты действуют в системной увязке с основным заказчиком происходящих в мире процессов — с Вашингтоном. Чтобы бороться с терроризмом, надо иметь эффективные рычаги давления на США.

Это не обязательно силовое давление. Наиболее дешевым и эффективным воздействием может быть сетевая работа. То есть, надо использовать внутреннюю негативную энергию, которая есть в любом государстве. Мы можем провоцировать в США «цветные» революции. Только этими технологиями надо овладеть.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров полагает, что Россия имеет право использовать силу к другим государствам в случае наличия доказательств, что они поддерживают терроризм:

— Зарубежные поездки — особый вопрос. Надо повышать меры безопасности транспортных средств. По большому счету, надо брать пример с Израиля. В страны, где эти меры не соблюдаются, надо просто не летать и не ездить.

К сожалению, есть государства, которые поддерживают терроризм. Прежде всего, это Саудовская Аравия и Катар. Надо было давно покончить с режимами там. Заигрывания с этими режимами ведет к тому, что терроризм постоянно существует и у нас на Северном Кавказе, и в Центральной Азии, и на Ближнем и Среднем Востоке. Везде наносятся удары по нашим интересам.

Естественно, нужна системная работа. Беда в том, что эти государства пользуются поддержкой США. Но всё равно против них возможны действия. Если будет известно, что, к примеру, катарские спецслужбы спонсировали финансово теракт над Синаем, то можно нанести удар крылатыми ракетами по штабу катарской разведки или какой-нибудь военной базе. Таким образом можно конкретно отомстить. Если виноваты саудовские спецслужбы, то надо ударить по ним. Необходимо отозвать оттуда наши дипломатические представительства, а потом нанести массированный удар. Не ядерным оружием, а обычным. Всё равно это причинит им весьма существенный урон. Так мы накажем виновных.

Понятно, что исполнителей теракта просто купили. Удар надо нанести по заказчикам преступления.

Нужна, конечно, долговременная стратегия. Надо поддержать Иран в его борьбе с Саудовской Аравией и Катаром. В Йемене надо оказать поддержку хуситам, чтобы они могли разгромить войска Саудовской Аравии.

Кстати, мы правильно сделали, что прекратили турпоток в Египет. Египет поддерживает операцию Саудовской Аравии в Йемене. Каир получает деньги от Эр-Рияда. На словах Египет наш друг, но по факту он в Йемене мешает борьбе с Саудовской Аравией. От нашего туризма Египет получал больше денег, чем от Эр-Рияда. Пусть Каир выбирает. Если он заинтересован в сотрудничестве с нами, то пусть ограничит свои контакты с Саудовской Аравией и не оказывает поддержку ей в Йемене. Тогда мы можем восстановить контакты с Каиром в области туризма. Если он продолжит двойную игру, то помогать ему не следует.

Турция тоже стала спонсором терроризма. Мало того, что она спонсируют терроризм на Ближнем Востоке, так еще приглашает к себе татарских националистов из Крыма, в стране действуют организации черкесов. То есть, Турция продолжает подрывную деятельность против России. Значит, надо прекратить рассматривать Анкару как нашего партнера. Надо помочь курдам обрести независимость. Чтобы турки занимались своими внутренними делами и не участвовали в поддержке международного терроризма, как они это делают в Сирии.

Политика должна быть прагматичной, без всяких «соплей» и без учета экономических интересов наших энергетических корпораций. Если мы будем следовать за интересами компаний, то наши люди будут постоянно гибнуть.

«СП»: — Получается, что мы поссоримся со всем миром.

— Никто не говорит о ссоре со всем миром. С Индией у нас хорошие отношения. С Ираном надо укреплять сотрудничество, укреплять союз с Сирией. Надо воевать с теми, кто поддерживает терроризм. Никто не говорит о ссоре с Юго-Восточной Азией. Мы можем направить свой турпоток в Юго-Восточную Азию, в Китай, на Кубу — они не поддерживают терроризм. А вот против тех, кто терроризм поддерживает, надо сплотиться.

«СП»: — У нашей страны может не хватить ресурсов жестко со всеми разобраться.

— Неужели мы не справимся с Саудовской Аравией и Турцией? Это даже смешно обсуждать, так как это не противники. Это Османская империя была мощным противником, но Турция на порядок нас слабее. И в военном плане, и в экономическом, и в идеологическом. Нам бояться нечего.

«СП»: — За спиной Турции стоят страны Запада. В Катаре и в Саудовской Аравии много интересов европейцев и американцев.

— А что может сделать Запад, если мы нанесем точечные удары? Он скажет «вы не правы»? Но западные страны сами наносили удары по другим государствам. Не верю, что из-за ударов по Турции или странам Персидского залива, Запад нападет на нас. Из-за этого ядерную войну тоже никто начинать не будет.

А что за Турцией всегда стояли европейские державы — общеизвестно. Даже во время заката Османской империи, Англия пыталась натравить ее на нас, потом Турцию использовала Германия во время Первой мировой. Что ж, это обычная ситуация.

Если нам навязали войну, то есть два варианта. Первый — капитулировать и смотреть, как разделят Российскую Федерацию. Второй вариант — защищаться и отстаивать свои интересы. Когда Германия напала на нас в 1941 году, то нам пришлось воевать со всей Европой, а на Дальнем Востоке готова была вступить в войну против нас еще и Япония. Конечно, нам было тяжело. Но перед нами были те же самые два варианта развития событий. Мы стали драться. На мой взгляд, и сейчас капитулировать нельзя.

«СП»: — Как в реальности может отреагировать Россия на угрозы?

— Я не исключаю, что Путин решится нанести удар по Саудовской Аравии или другой стране, которая поддерживает терроризм. Наш президент обладает необходимыми волевыми качествами.

Конечно, для нанесения удара нужно четкое обоснование. Нужны доказательства, что какие-то страны участвовали в теракте. Для начала можно потребовать выдать виновных. Если государства откажутся, то можно будет отозвать диппредставительства и нанести удар.

Андрей Иванов

17.11.2015

Источник: svpressa.ru

Лицензия на убийство. Президент России приказал уничтожить виновников гибели российского лайнера

Президент России Владимир Путин приказал уничтожить террористов, причастных к гибели российского лайнера А321 в небе над Синаем 31 октября 2015 года. Глава государства потребовал усилить работу российской авиации в Сирии, а также сообщил о том, что в борьбе с террористами Россия рассчитывает на поддержку партнеров.

Без срока давности

«Президент поручил нашим специальным службам принять меры для установления всех, кто причастен к организации этого чудовищного террористического акта; он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии без какого-либо срока давности и уничтожить всех этих людей», — дополнил слова президента официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Подобное развитие событий было, очевидно, неизбежным: Россия ведет войну с радикальными исламистами уже почти 20 лет, и террористическая угроза за это время стала фоновой. Существенно изменила обстановку операция воздушно-космических сил РФ в Сирии, начатая после того, как Москва приняла решение о необходимости прямой военной поддержки официального Дамаска в борьбе против международной террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Логика тут простая. Множество выходцев из бывшего СССР, в том числе с российского Северного Кавказа, воюют на стороне ИГ. Лучше уничтожить их за рубежом, чем дожидаться, когда они вернутся домой. Кроме того, возможное падение правительства Башара Асада было бы слишком крупным достижением ИГ и высвободило силы исламистов для войны на других направлениях.

Интенсивные удары с воздуха вкупе с применением крылатых ракет позволили сирийским правительственным войскам добиться определенных успехов, перейдя в наступление против бандгрупп ИГ. За несколько недель от исламистов была очищена значительная территория, и некоторые бандгруппы переместились в восточные районы страны, где воздействие с воздуха пока не столь интенсивно.

Заявление президента позволяет предположить, что борьба с террористами продолжится не только на территории Сирии. Напомним, что разрешение на применение Вооруженных сил России за рубежом, выданное Советом Федерации 30 сентября 2015 года, не содержит ни географических, ни временных ограничений. Фактически это означает «лицензию на убийство», выданную Вооруженным силам и спецслужбам в отношении всех, кто причастен к террористическим атакам против России и ее граждан. Наверное, это самый серьезный промежуточный политический итог происходящего: по сути, Москва заявила о продолжении бессрочной охоты за головами террористов, начатой еще в эпоху чеченских войн. Кстати, практически все сколько-нибудь заметные лидеры «Ичкерии» уже мертвы.

Серьезность заявлений подчеркивается и его формой: прямой и недвусмысленный приказ верховного главнокомандующего говорит о том, что условности в виде государственных границ не станут препятствием для поиска и уничтожения террористов.

Пока зона боевых действий не выходила за пределы сирийских границ, однако исключать продолжения операции на территории Ирака, а возможно, и других государств Большого Ближнего Востока не приходится. Варианты могут быть разными, атаки самолетов, а также удары крылатых ракет — лишь один из них. Очередной такой удар был нанесен в ночь на 17 ноября: в операции приняли участие корабли Черноморского флота и дальние бомбардировщики, ранее остававшиеся в стороне от главных событий.

«Гнев божий»

Кроме того, в общепризнанной практике борьбы с терроризмом есть особо высокоточные, прямо-таки хирургические методы.

5 сентября 1972 года в Мюнхене в заложники взяли олимпийскую сборную Израиля. Акция была организована палестинской террористической группировкой «Черный сентябрь». История той «операции по освобождению» многократно описана и признана грандиозным провалом германских спецслужб, приведшим к многочисленным жертвам. Важнее здесь решения, принятые израильским кабинетом, на тот момент возглавляемым Голдой Меир. Спецслужбам Израиля было поручено найти и физически уничтожить руководителей «Черного сентября».

Операция, получившая, по ряду сведений, шифр «Гнев божий», проводилась абсолютно беззаконно, на территории третьих стран (Франции, Греции, Италии, Норвегии, Ливана и Кипра). Израиль, впрочем, формальная законность происходящего волновала мало, власти еврейского государства решали задачу показательного возмездия.

К лету 1973 года израильские спецслужбы уничтожили 13 деятелей «Черного сентября» из 17 намеченных к ликвидации. Однако самого лидера группировки — Али Хасана Саляме, «Красного принца» — пришлось отлавливать до января 1979 года. Его убили в Бейруте, подорвав на улице заминированный автомобиль.

Катарский след

Российским спецслужбам к подобным методам тоже не привыкать. Наиболее громким было уничтожение одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, отвечавшего за контакты с сочувствующими кругами арабских стран.

Ликвидация состоялась 13 февраля 2004 года в катарской столице Дохе. Взрывное устройство (по неподтвержденным данным, ввезенное в Катар в российской диппочте) было установлено под днище внедорожника. При взрыве погибли сам Яндарбиев и двое охранников. Сын Яндарбиева, 13-летний Дауд, получил тяжелые ожоги.

Через несколько дней по обвинению в убийстве Яндарбиева были арестованы двое граждан России, чьи фамилии достоверно неизвестны до сих пор. В фонетической передаче катарских властей они звучали как Белашков и Покшов, что периодически расшифровывают как Белячков (или Яблочков) и Богачев (или Пугачев).

Россиян взяли прямо в особняке, снятом на имя российского дипломата. Вместе с ними был задержан первый секретарь посольства РФ в Катаре Александр Фетисов, но его отпустили (потом объявили персоной нон грата и выслали на родину). Москва заявила, что задержанные — временно прикомандированные к посольству сотрудники спецслужб, выполнявшие «задания информационно-аналитического характера» в рамках борьбы с международным терроризмом.

По неофициальным данным, ситуация с Яндарбиевым — парадоксальнейший пример сотрудничества российских спецслужб с американскими. Как считается, ключевая информация о его маршруте была передана в Москву американской разведкой — и американская же агентура «другой рукой» сдала исполнителей катарским спецслужбам.

«Белашкова» и «Покшева» катарский суд 30 июня 2004 года приговорил к пожизненному заключению (обвинение требовало смертной казни). В декабре 2004 года их экстрадировали в Россию «для отбытия дальнейшего наказания». После торжественной встречи в московском аэропорту Внуково неизвестные герои известной войны как-то затерялись.

Илья Крамник, Константин Богданов

17.11.2015

Источник: Lenta.ru