У героев известного советского фильма была традиция – перед Новым годом они шли в баню. У лидеров СНГ тоже есть традиция – собираться перед праздником в имперской столице России, дабы без галстуков и за рюмкой чаю обсудить дела насущные.

Приехал даже Пашинян 

Любая традиция – штука хорошая. Традиция – это непрерывная линейность, предсказуемая понятность. Согласитесь, в безумном мире, беременном войной и сотнями конфликтов, традиций очень не хватает. Отрадно, что на бывшей одной седьмой части суши (СССР) определенные традиции и рождаются, и поддерживаются. Понятно, что СНГ – не равно СССР, прибалтийский лимитрофы вовсю лижут ботинки чиновникам из Брюсселя и потихоньку вымирают. Не участвуют ни в формальных, ни в неформальных встречах СНГ и страны, в эту организацию пока еще входящие – Украина и Молдова. Эти лижут брюссельские и вашингтонские ботинки еще более активно, да и вымирают темпами прямо рекордными. Словом, они выбрали свое будущее, и оно – извините за парадокс – без будущего. 

Вменяемые страны, даже имеющие немало взаимных претензий, в град Петров приехали, и это хорошо. Главы государств собираются в таком формате уже много лет, так что жители бывшего СССР могут вписать в привычный календарь новогодних примет и символов еще один: оливье, мандарины, «Ирония судьбы», неформальный саммит СНГ. Мы не знаем, ирония ли судьбы тому причиной или остатки здравого смысла, но в Питер приехал даже Пашинян – анфан террибль Содружества. Армянский премьер действительно часто ведет себя, мягко говоря, инфантильно, но даже он чувствует магию неформальных встреч с коллегами из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и, конечно, Азербайджана. То, что не позволяет протокол или строгое Прокрустово ложе дипломатии, всегда уместно под пушистой питерской елкой – в месте, где можно загадывать и – что немаловажно – озвучивать желания. Глядишь, под бой курантов на Петропавловский крепости («Коль славен наш Господь в Сионе»!) и мечты сбудутся, но это, разумеется, не точно… Как бы то ни было, но в свое время Путин охарактеризовал эти встречи как общение «в дружеском кругу», а с друзьями можно позволить себе даже откровенность. 

Дружба и табачок 

Мы знаем прекрасно, что лидеры, собравшиеся в преддверии праздников – люди непростые. Мы понимаем, что у Пашиняна есть претензии к Алиеву и Путину, а у Путина и Алиева к Пашиняну (любопытно, армянский лидер поздравил президента Азербайджана с днем рождения?). У Жапарова – кадры приземления президентского борта в Пулково и последующего кортежа из «Аурусов» уже обошли кыргызстанский сегмент интернета – найдутся претензии и к Рахмону (давние пограничные неурядицы), и к Токаеву (недавние 500 фур на границе). У многовекторного Токаева, вероятно, тоже обнаружится свой список гештальтов, который он торжественно зачитает «в кругу друзей». Вы не поверите, но мы думаем, что даже самая таинственная и засекреченная страна региона – Туркменистан, - а точнее ее лидер Бердымухамедов Второй найдет, что сказать. Тем более, что с русским у него проблем нет – в молодые годы служил в посольстве республики в Москве. 

Формально цель неформального саммита была обозначена несколько дней назад генеральным секретарем СНГ Сергеем Лебедевым: 

«Президент РФ Владимир Путин пригласил своих коллег в Санкт-Петербург для того, чтобы уже традиционно на протяжении последних лет пообщаться в неформальной обстановке, обсудить актуальные вопросы, обменяться мнениями. Для меня как генерального секретаря СНГ важно, что все эти встречи, обсуждения нацелены на дальнейшее сохранение и укрепление СНГ. Это общее желание, общая цель - не только сохранить Содружество, но и совершенствовать его деятельность, повышать эффективность». 

Звучит пафосно-протокольно, но, в сущности, все верно. В мире, где свистят ветра и ураганы, страны, входящие в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, а также ШОС и БРИКС, то есть незападные интеграционные объединения, имеют возможность говорить и договариваться. Это дорогого стоит. Можно как угодно чихвостить оппонента на трибуне (политика и политиканство – дело такое), но потом тихо и кулуарно договориться, например, о энергетическом и инфраструктурном сотрудничестве, которое принесет миллиарды прибыли и тысячи рабочих мест. И это тоже часть политической традиции. И уж точно традиции, которая в эти дни получает свое продолжение на берегах Невы. 

Фёдор Кирсанов

Источник: