На этот раз врагом №1 объявлено "Исламское государство", действующее в Ираке и Сирии. Собрав внушительную коалицию, США обещают стереть террористов с лица земли. Внимательный взгляд, однако, позволяет заметить, что в руках у них – деревянный меч, а за гримом скрывается лукавая усмешка.

Политический спектакль

Драматичная борьба добра со злом. В отблесках пламени не на жизнь, а на смерть бьются два воинства – светлое и темное. Кто победит? Предсказать сложно, тем более что темные силы коварны, не гнушаются обманом и предательством. Иногда кажется, что они одолеют. Но вот, собравшись в единый кулак, витязи в белых плащах и сияющих латах опрокидывают страшные полчища зла. Горн играет победный марш, расцветают сады и звонко поют птицы.

Но что же это? Зажигается свет – и поле битвы оказывается сценой, сверкающие мечи – деревянными болванками с позолотой, а еще минуту назад ожесточенно бившиеся воины двух ратей – актерами, которые теперь дружелюбно похлопывают друг друга по плечам и просят закурить. Помните, как у Блока в "Балаганчике":

Вдруг паяц перегнулся за рампу

И кричит: "Помогите!

Истекаю я клюквенным соком!

Забинтован тряпицей!

На голове моей – картонный шлем!

А в руке – деревянный меч!"

Очнувшись от оцепенения, зрители покидают зал, возвращаясь из царства фантазии и выдумки в реальный мир. Или не возвращаясь? Так ли тверда преграда, разделяющая оба мира?

Вложив в уста героя одной из своих пьес знаменитые слова "Весь мир – театр", Шекспир вряд ли мог предположить, что его удачная метафора когда-то приобретет куда более конкретный смысл. Превращение политики в спектакль стало реальностью с развитием средств массовой коммуникации, позволивших вместить в этот глобальный театр миллионы людей. С замиранием сердца зритель следит за перипетиями сюжета, сочувствует положительным героям и возмущается действиями отрицательных персонажей. Он уверен, что наблюдаемые им события стопроцентно подлинны, что злодей – это злодей, а сражающийся с ним воин действительно благороден и отважен.

В действительности, наблюдая в качестве зрителей политический спектакль, мы видим не реально происходящие события, а лишь их отражение, причем отражение в кривом зеркале различных методов манипуляции сознанием. Это зеркало делает из вора честного труженика, из убийцы – защитника детей и женщин. Чаще всего мы сталкиваемся с этим во время выборов, когда даже самое отвратительное мурло может стать милой физиономией порядочного гражданина – были бы деньги! Но иногда спектакль обретает глобальный характер, и тогда его гибельному очарованию поддаются жители многих стран и континентов. Самым показательным примером являются события 11 сентября 2001 г., использованные американским капиталом и подвластным ему руководством США для начала нового этапа борьбы за мировое господство. До сих пор миллионы людей верят в злобных исламистов, захвативших самолеты и покусившихся на священные устои свободного мира.

Спектакль прошел на ура. Ободренные успехом, его сценаристы выдавали на-гора все новые и новые представления. На сцене появлялся то Колин Пауэлл с сухим молоком в пробирке, то несчастные жертвы "кровавого" полковника Каддафи. С годами мастерство оттачивается, а зрителю все труднее отличить правду от вымысла – и вот мы уже видим малайзийский боинг, сбитый то ли ополченцами, то ли Российской армией.

Волки против мяса

В тринадцатую годовщину нью-йоркских "терактов" (что и говорить, сценаристы питают слабость к дешевым эффектам) начался новый спектакль, который, по первой реакции зрителей, можно считать крупнейшим представлением с 2001 года. В этот день Барак Обама в телеобращении к нации объявил о начале международной операции против группировки "Исламское государство". "Мы будем охотиться за террористами, которые угрожают нашей стране, где бы те ни находились. Это означает, что я не буду колебаться, предпринимать ли действия против "Исламского государства" в Сирии, а также в Ираке", – как полагается, с серьезным видом и с драматическими нотками в голосе сообщил американский президент.

По словам Обамы, американцы продолжат наносить воздушные удары по позициям боевиков, а также будут помогать иракской армии и курдским формированиям в борьбе с "ИГ". Имеются в виду поставки оружия, а также отправка в Ирак дополнительно почти полтысячи военных советников. Однако Ираком операция ограничиваться не будет. Обама не исключил удары по формированиям экстремистской группировки в Сирии.

Дальше – больше. Спустя считаные часы после заявления Обамы в Саудовской Аравии открылась международная встреча, обсуждавшая противодействие экстремизму. На форуме, по характеру напоминавшему осуждение волками плотоядности, его участниками (монархии Персидского залива, Иордания, США и ряд других стран) было принято решение создать против "ИГ" коалицию и общим фронтом "искоренять террористические явления" (выражение главы МИД Саудовской Аравии Сауда аль-Фейсала). А 15 сентября, теперь уже в Париже, коалиция расширилась за счет западных стран, в число которых, впрочем, вошла и Россия.

Ничего более абсурдного представить нельзя. Те самые боевики, которые вчера были союзниками Вашингтона в борьбе с Каддафи и Асадом, объявляются главной угрозой американской безопасности. Не секрет, что главарь "Исламского государства" и самопровозглашенный халиф Абу Бакр аль-Багдади имел теснейшие связи с американцами (известны фотографии, где он запечатлен во время переговоров с сенатором Маккейном), не говоря уже о помощи, оказываемой его группировке монархиями Персидского залива и Турции.

Какого бы мы ни были мнения об умственных способностях среднего американского обывателя, все же трудно представить, как в его голове уживаются вместе понятия о хороших и плохих террористах и как удалось в рекордно короткие сроки превратить в его глазах "Исламское государство" в исчадие ада почище "Аль-Каиды". Ведь каких-то пару месяцев назад Вашингтон демонстративно отказывался помогать Багдаду, ссылаясь на то, что в наступлении экстремистов виноваты сами иракские власти. Да и к террористическим группировкам "ИГ" была отнесена совсем недавно. И вот, согласно проведенному на днях опросу, две трети американцев поддерживают силовые действия против "Исламского государства".

Этого удалось добиться благодаря чисто театральным технологиям, соединенным с элементами шоу, – враг был выставлен в гипертрофированно черных красках, а его зверства ярко осветили огни рампы. Вспомним, что предшествовало заявлению Обамы: исламисты казнили двух американских журналистов. Видео казни практически моментально облетело весь мир, вызвав возмущение публики и резко подняв рейтинг "партии войны". Если же присмотреться к кадрам записи без эмоций, в глаза бросается множество странных деталей. Например, предаваемые смерти американцы держатся невероятно спокойно, без запинок повторяя заученный текст, не шелохнувшись даже при приближении к их горлу кинжала. Да и их внешний вид не выдает страдальцев, пробывших в плену несколько лет. Палач (или "палач"?) говорит на неплохом английском языке, хотя обычно свои обращения экстремисты записывают на арабском. Наконец, на видео отсутствуют сами моменты казни, при том что никогда прежде боевики подобной деликатностью не отличались. Записи заканчиваются демонстрацией фотографии, на которой видны останки с отрезанной головой.

Живы или мертвы бедолаги в настоящий момент – неизвестно. Но то, что видеозаписи преследовали цель обработать сознание западной публики, можно утверждать наверняка. Еще одной сказкой, сочиненной для легитимации бомбардировок, стала история езидской девушки, опубликованная в газете Washington Post. Героиня повествования – 14-летняя представительница этноса, подвергаемого преследованиям исламистов. Девушку и ее подругу захватили в плен боевики "ИГ" и подарили их двум высокопоставленным функционерам группировки в Мосуле. До этого момента все выглядит более или менее правдоподобно, но потом история приобретает фантастические черты. Например, герои статьи запросто перемещаются между Мосулом и Фаллуджей, хотя последняя находится в кольце правительственных сил. Пленницам удается бежать, сломав замки ножами для разделки мяса (чисто голливудский эпизод!). В Фаллудже одна из девушек моментально находит друга своего двоюродного брата, который ту же достает для них поддельные студенческие билеты и заказывает такси до Багдада. И это в городе, находящемся в состоянии осады!

Цели Вашингтона

Но для чего же Вашингтону было нужно ставить этот изощренный и недешевый спектакль? Здесь есть как внутри- так и внешнеполитические причины. К первым относятся намеченные на ноябрь перевыборы части состава американского конгресса. Опросы дают неутешительные для Демократической партии прогнозы: по итогам выборов, она может окончательно потерять контроль над законодательной властью. Положение может исправить "маленькая победоносная война" и сплочение нации вокруг новой угрозы.

Внешнеполитические факторы новой антитеррористической кампании не менее значимы для администрации Обамы, да и всего американского истеблишмента. Противодействие экстремистам из "ИГ" позволяет США и их союзникам восстановить полноценное присутствие в Ираке. Численность американских военных в стране, с учетом последнего пополнения, достигла полутора тысяч. Если же добавить к этому немецких инструкторов, канадских спецназовцев и возможное участие в операции других государств (что следует из итогов встречи в Париже), можно говорить о возвращении в Ирак западных сил, отправленных восвояси бывшим премьер-министром Нури аль-Малики. Восстановление военного присутствия необходимо Вашингтону и его союзникам, во-первых, для контроля за добычей нефти, а во-вторых, для минимизации влияния Ирана.

Немаловажной причиной является и вероятность окончательного решения "сирийской проблемы". Заявив об ударах по позициям боевиков, власти США не только не соизволили получить согласие от сирийского правительства, но и отказали последнему в каком бы то ни было праве на легитимность. В ход пошли давно заезженные фразы про "уничтожение собственного народа", химические атаки и т.п. Более того, официальный Дамаск все чаще обвиняют в том, что это он создал "Исламское государство"! Да-да, ни больше ни меньше! Как утверждает в программной статье в New York Times госсекретарь США Джон Керри, "ИГ" якобы создано сирийской разведкой, выпустившей из тюрем исламистов и натравившей их на умеренную оппозицию. Подобный бред имеет единственную цель – подготовить почву для очередного – теперь уже непосредственного – вмешательства с целью свержения Башара Асада.

Что же касается самого "Исламского государства", то против него опереточно шумная и героическая кампания направлена в последнюю очередь. Эффективность американских авиаударов чрезвычайно низка и, скорее, подтолкнет к присоединению к исламистам новых сторонников, чем нанесет группировке ощутимый урон. О нежелании Вашингтона в реальности расправляться с ИГ свидетельствует и тот факт, что США "забыли" позвать в коалицию Иран, хотя без участия Тегерана серьезная борьба с исламистами на территории Ирака обречена на провал. В Иране, кстати, отдают себе ясный отчет в характере нынешнего "крестового похода". Заявив о том, что его страна приветствует сотрудничество с любой страной, желающей положить конец терроризму, президент Ирана Хасан Рухани подчеркнул: "Однако я не вижу, чтобы США были серьезно настроены на борьбу с этим злом". Аналогичные опасения высказала пресс-секретарь МИД Марзие Афхам: "Так называемая международная коалиция... окутана серьезными неясностями, и есть серьезные опасения в том, насколько искренне она в своей решимости бороться с коренными причинами терроризма".

В Тегеране назвали вещи своими именами. Там научились разглядывать игру актеров за световыми эффектами и красочными декорациями. У России, к сожалению, подобный иммунитет выработан не до конца. Об этом говорит то обстоятельство, что вместо разоблачения истинных целей США, Саудовской Аравии и иже с ними Москва присоединилась к пресловутой коалиции. То есть, по сути, включившись на правах статиста в это глобальное театральное представление, начав говорить на языке врага. Для России это может иметь опасные последствия. Мы рискуем проморгать угрозы и остаться безоружными, приняв, как в блоковском "Балаганчике", адскую свиту за благородных рыцарей королевы. Единственный выход – бежать подальше от театра, чтобы не поддаться его искушению, остаться в здравом уме и твердой памяти.

Сергей КОЖЕМЯКИН

23 сентября 2014 г.

Источник - "Советская Россия"