В конце октября стало известно о неудавшейся попытке афганских спецслужб установить прямой контакт с пакистанскими талибами – когда один из лидеров последних Латиф Мехсуд направлялся на переговоры в Кабул, он был захвачен американцами. По некоторым данным, Мехсуд был задержан американским спецназом в провинции Логар. Хотя этот план афганской разведки имел свои причины, очевидно, что его реализация привела бы лишь к дальнейшей дестабилизации региона.

Пока американцы и представители других армий НАТО собирают вещи, готовясь покинуть Афганистан, наиболее дальновидные афганские руководители, включая представителей спецслужб, готовятся к самостоятельной жизни после вывода большей части иностранного контингента. Одним из основных факторов, определяющих эту новую жизнь, будут отношения с Пакистаном, спецслужбы которого постоянно пытаются усилить свои позиции в Афганистане, используя существующую дестабилизацию. Согласно обвинениям официального Кабула и мнению многих наблюдателей, одним из основных направлений этой работы является развитие и поддержание связей пакистанских спецслужб с афганскими талибами, главными врагами нынешнего афганского режима. Афганские спецслужбы, в свою очередь, решили не остаться в долгу у пакистанских коллег, судя по всему, пытаясь установить сотрудничество с талибами пакистанскими.

Абсурдность такой стратегии разведок двух стран очевидна: ни те, ни другие талибы не заинтересованы в подлинном сотрудничестве со своими зарубежными официальными «партнёрами». Они лишь пользуются установленными связями со спецслужбами для усиления собственных позиций и, в перспективе, реализации своей главной задачи – установлению радикального исламского государства, где национальные различия будут играть вторичную роль. Другими словами, и у пакистанских, и у афганских талибов цель одна – подрыв государственности, будь то государственность афганская или пакистанская.

Пытаясь установить или расширить сотрудничество с талибами, спецслужбы Афганистана и Пакистана фактически пилят сук, на котором сидят. Этого не могут не понимать американцы, однако у них всё меньше возможностей повлиять на ситуацию. Если Соединённые Штаты не могут добиться своего даже от Пакистана, считающегося одним из главных американских союзников уже на протяжении десятилетий, не приходится удивляться тому, что позицию Вашингтона не воспринимают сегодня и в Кабуле.

Для понимания процессов, происходящих сейчас в Афганистане, можно взглянуть на нынешний Ирак. Нынешние иракские правители, получившие власть благодаря военной силе США, также быстро осознали, что сохранение власти после вывода американских сил зависит от скорейшего размежевания с Америкой. Размежевание это получилось настолько, что в американской правящей элите сегодня слышны призывы полностью разорвать связи с Багдадом и объявить нынешнего иракского премьера Аль-Малики врагом Америки.

В отношениях с Афганистаном до такого пока не доходит. Но и американских советов афганские власти сегодня слушают всё меньше, пытаясь осуществлять собственную политику как внутри страны, так и в международных делах. Именно с этой точки зрения нужно рассматривать неудавшуюся попытку установить контакт с Мехсудом. Можно ожидать, что афганские спецслужбы и дальше будут пытаться достичь договорённостей с пакистанскими талибами. Рано или поздно после сокращения американского контингента эти попытки дадут результат, что, безусловно, вызовет недовольство официального Исламабада и, как следствие, ответные меры поддержки афганских талибов, направленные против афганских властей. Результаты такого развития событий легко предсказуемы – дальнейшая дестабилизация региона, ослабление властей как Пакистана, так и Афганистана, усиление позиций исламистов и глобального террористического подполья.

Не приходится ожидать, что в обозримой перспективе пакистанские и афганские спецслужбы осознают ошибочность этой стратегии и откажутся от неё. Если власти двух стран не способны разобраться в ситуации, более эффективными могут быть координированные и эффективные международные действия, направленные против талибов в независимости от места их нахождения.

Вывод основного контингента американских и натовских сил из Афганистана и определение будущего формата иностранного военного присутствия в стране дают возможность учесть ошибки прошлого и разработать эффективную будущую стратегию по борьбе с талибами и другими исламскими фундаменталистами. Известно, что за прошедшие десять лет американцы и международное сообщество делали в Афганистане существенную ставку на программы помощи и развития. Эти программы стоили миллиарды долларов, однако не дали серьёзных результатов. Сегодня американское и натовское командование думает сделать акцент на таких программах и в будущем – при таком развитии событий иностранные военные в Афганистане будут главным образом координировать эти программы и следить за их реализацией. Возникает вопрос: не настал ли момент сменить стратегию и сосредоточиться на военной борьбе с талибами? Ведь как показывают последние события, афганские и пакистанские власти не всегда заинтересованы в борьбе с исламистами

Николай ПАХОМОВ, политолог.

31/10/2013

Источник: afghanistan.ru