Отношения Индии со странами Персидского залива подвергнуты самому серьезному за последнее время испытанию. Восемь отставных индийских военных, работавших по контракту на оборонные структуры Катара, приговорены в этой стране к смертной казни за шпионаж в пользу Израиля. Индийские власти выразили свое несогласие с решением катарского суда.

Информация, которую считают нужным обнародовать о данном деле власти двух стран, не отличается полнотой. Это объясняется не только особенностями политического устройства арабских монархий, в некоторых вопросах тотально закрытых для прессы. Все, что касается деликатной темы сотрудничества в оборонной отрасли, возможно, имеющего межгосударственный характер, ни Индия, ни Катар предпочитают особенно не афишировать.

Известно, что восемь осужденных – отставные военные моряки. Они были наняты базирующейся в Омане компанией Dahra Global Technologies and Consultancy Services. Она специализировалась в том числе на оказании консультационных услуг и техническом обслуживании армий государств Персидского залива. Среди ее клиентов были и военно-морские силы Катара. Всего, по данным на май 2023 года, в компании работали 75 индийцев, большинство из которых некогда служили в индийском военном флоте и имели офицерские чины. В августе 2022 года появились первые сообщения в СМИ об аресте индийских сотрудников компании Dahra. Власти Индии это подтвердили.

Сообщалось, что были взяты под сражу капитаны Навтедж Сингх, Саурабх Васишт, Бирендра Кумар Верма, коммандеры (в России аналогичное звание – капитан 2 ранга) Пуренду Тивари, Санджив Гупта, Амит Нагпал и матрос Рагеш. По данным издания India Today, все они имели отношение к катарской программе создания подводного флота – предмету особого внимания монархии. В феврале 2020 года появилась информация о совместном меморандуме, заключенном месяцем ранее властями Катара и итальянским судостроителем Fincantieri. В этом документе речь шла о строительстве малых подводных лодок, которые можно применять в акватории Персидского залива.

Ни Индия, ни Катар не поднимали шум вокруг данного дела. Оно нисколько не отразилось на экономических связях двух стран – например, на переговорах о поставках катарского сжиженного газа.

Только из СМИ стало известно о закрытии летом 2023 года компании Dahra, о двух судебных заседаниях – в марте и июне. О том же, что индийцам инкриминируется шпионаж в пользу Израиля, первой сообщила газета The Financial Times со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

Все изменилось после 27 октября, когда катарский суд первой инстанции приговорил индийцев к смерти. МИД Индии сообщил в своем заявлении, что «глубоко шокирован» этим приговором. Глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар провел в понедельник встречу с родственниками осужденных индийцев, что само по себе свидетельствует о позиции властей. Главком ВМС Индии Радхакришнан Хари Кумар заявил, что правительство использует «все легальные возможности» для освобождения отставников. Он же сказал, что ожидал материалов дела в воскресенье, однако ничего не получил. Из этого можно сделать вывод, что катарские власти с индийскими по данному вопросу не сотрудничают. Впрочем, и сам приговор в Катаре не комментируют.

Это первый такого рода кризис во взаимоотношениях двух стран. С визита в Доху в 2016 году индийского премьер-министра Нарендры Моди казалось, что Катар и Индия становятся если не союзниками, то достаточно близкими партнерами. Товарооборот между ними рос хорошими темпами. Достаточно сказать, что на Катар приходится почти половина всех поставок сжиженного природного газа в Индию. Доля Индии в импорте эмирата также довольно высока.

«Важно и то, что в Катаре, как и в других странах Персидского залива, находится большая индийская диаспора. В случае если дело получит продолжение, начнутся высылки из страны, неизбежно ухудшится имидж Индии во всем регионе», – отметил в разговоре с «НГ» доцент кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Волхонский.

Судя по именам осужденных, большинство из них, если не все, не являются мусульманами. Не исключен и худший вариант, при котором ситуация будет переведена в межрелигиозную плоскость и увязана с нынешним конфликтом между Израилем и сектором Газа. В нем Катар претендует на особую роль – роль посредника. Для этого есть предпосылки. В эмирате наряду с американской базой находится с 2012 года штаб-квартира политического крыла ХАМАС. По некоторым данным, в Дохе постоянно проживает и один из лидеров группировки Исмаил Хания. Более того, именно Катар ведет переговоры об освобождении заложников, захваченных ХАМАС. Причем The Financial Times, ссылаясь на источники, сообщает о том, что на днях переговорщикам удалось добиться прогресса. Часть заложников ХАМАС, возможно, освободит. В этих условиях дело о шпионаже в пользу Израиля способно вызвать куда более широкий резонанс, чем, вероятно, рассчитывают вовлеченные в него государственные деятели. Тогда оно коснется не только отношений Катара и Индии. 

Геннадий Петров

Источник: