Британская Палата общин приняла закон, запрещающий использовать китайские камеры наблюдения на зданиях госучреждений и военных баз. Повод – арест англичанина, заподозренного в работе на Китай: якобы он собирал материал в парламенте. Сообщение об этом всполошило депутатов. Оказалось, что примерно треть участков полиции в Англии и Уэльсе оберегают от врага китайские устройства. В ходе дебатов отвечать пришлось премьеру Риши Сунаку и министрам-тори. Ущипнул тори и лидер лейбористов Кир Стормер.

Guardian пишет, что британский гражданин, примерно 20 лет от роду, собирал в качестве исследователя материалы в парламенте, имел пропуск в Вестминстерский дворец. Его арестовали в Эдинбурге на основании закона о гостайне. Полагают, что он шпионил в интересах Китая. Другой человек, около 30 лет, был арестован в графстве Оксфордшир.

Первый подозреваемый через юристов заявил, что он абсолютно невиновен. Он не в тюрьме, а отпущен на поруки. Известно, что молодой человек поддерживал контакты с депутатами-тори. В частности, с Алисией Кэрнс, председателем комитета по международным делам. Подозреваемый говорит, что обвинение возмутительно. Ведь он стремился внушить людям нечто противоположное тому, что ему вменяют: а именно – что угрожает стране Коммунистическая партия Китая.

Депутаты-консерваторы, однако, разгневаны тем, что шпион работал целые месяцы в парламенте, а правительство их не предупредило. Это подстегнуло вновь внутреннюю склоку среди тори – между сторонниками расширения связей с КНР и группой, которая хочет присвоить Китаю термин «угроза» вместо нынешнего определения – страна, бросающая «стратегический вызов». Но вряд ли правительство согласится с первым термином. Во-первых, тогда Британия шагнула бы не в ногу со многими союзниками. Ведь Риши Сунак в отличие от его предшественницы Лиз Трасс хочет взаимодействовать с Китаем. Недаром глава Форин офиса Джеймс Клеверли в августе посетил Пекин. Сунак предпочитает не вступать в конфликт, а бросать упреки Китаю по теме прав человека и гонениям властей против диссидентов Гонконга. Чего Сунаку нужно меньше всего, так это шумиха по поводу Китая за недолгий срок, когда он стоит во главе кабинета. Премьер, возможно, даже пригласит китайских чиновников на саммит по безопасности искусственного интеллекта, который пройдет в Британии в ноябре.

Бывший глава британской внешней разведки MИ-6 Алекс Янгер утверждает, что Китай хочет защитить свою мощь и влияние, добывая информацию и засылая агентов. Словом, надо крепить бдительность. Лидер лейбористов же критиковал тори за то, что они хотят показать себя решительными, а на деле уступают Пекину.

Издание Politico напоминает, что и раньше случались скандалы в связи с попытками Китая повлиять на Вестминстер. Например, в прошлом году контрразведка MИ-5 подняла тревогу по проводу того, что юрист Кристин Ли, работающая в Соединенном Королевстве, «занимается политическим вмешательством для китайского государства». В чем же вмешательство состояло? Она культивировала связи с лейбористским парламентарием Барри Гардинером. Ли отрицает обвинение и подала в суд на MИ-5, требуя компенсации за причинение морального вреда.

Пекин дал отпор обвинениям. Посольство Китая в Британии заявило: «Утверждения, что Китай крадет британские секреты, – это фабрикация и злобная клевета». Гонконгская газета The South China Morning Post назвала шумиху британской паранойей. Представьте: молодой исследователь, который флиртовал на приложениях в соцсетях по свиданиям, оказывается китайским шпионом. Разоблачение в прессе пришло вовремя. Ведь министр Клеверли пытался углубить контакты с Китаем. Политики, настроенные против этого, и дали ход делу. А ведь в Британии подозреваемый считается невиновным, пока не доказано, что он виновен. Но когда дело касается Китая, то одного подозрения достаточно, чтобы счесть его виновным.

В беседе с «НГ» Андрей Остальский, журналист, работающий в Британии, отметил: «Угроза со стороны Китая реальная. Китай насаждает своих «агентов влияния». Все это происходит во многих странах. Не знаю, виновен ли тот человек. Следствие ищет доказательство. Если найдут, будут судить. Но суд потребует доказательств. Характерный случай произошел с россиянкой, которая была помощницей депутата парламента. Заподозрили ее, хотели судить. Но улик было недостаточно. Судить не стали. Словом, охоты на ведьм нет. Некоторые политики призывают ловить шпионов. Но на юридическую систему это не распространяется. Суды независимы». 

Владимир Скосырев

Источник: