История противостояния СССР и его спецслужб разведкам разных стран Запада и Востока всегда вызывала и, без сомнения, продолжит вызывать самый живой интерес у широкого круга читателей. Во многом он вызван желанием понять – почему такой гигантский, имевший хорошо отлаженную систему обороны страны, да и не такую уж загнувшуюся экономику, механизм, как Советский Союз, вдруг чуть ли не в одночасье развалился словно карточный домик, потерпев сокрушительное поражение в холодной войне?

Чья в этом вина? Политиков, не сумевших вовремя перевести страну на рельсы модернизации в свете новых реалий? Экономистов, оказавшихся не способными составить грамотную программу экономического развития государства?

Или же вина в этом лежит на спецслужбах, оказавшихся не способными противостоять «хитрым козням» зарубежных разведок и защитить советский строй? А в том, что иностранные, преимущественно западные, спецслужбы проводили масштабные операции по дискредитации последнего, по разрушению культурных традиций народов Советского Союза с целью последующей смены власти и даже разрушения государственной структуры, сомневаться не приходится.

Именно этим усилиям и должно было противостоять созданное Юрием Андроповым в конце 1960-х годов Пятое управление КГБ СССР – фактически политическая контрразведка, сотрудники которой взвалили на свои плечи основное бремя борьбы, как говорили тогда, с «тлетворным влиянием Запада».

«Субъектами противостояния американской политической разведки и советской политической контрразведки стали Коммунистическая партия, советские люди, и прежде всего советская интеллигенция. Это противостояние проходило в определенных общественно-политических условиях. Одним из них стала тенденция к возрождению репрессивных мер в стране, появившаяся в конце 60-х годов прошлого века. Лишь появление Пятого управления сняло эту тенденцию. Его методы в борьбе с идеологическим противником оказались эффективнее репрессий. Управление изучало происходящие в стране процессы, благодаря чему удавалось предотвращать межнациональные конфликты, массовые беспорядки, которые происходили в стране ежегодно до появления «пятой службы». В своей деятельности управление четко отделяло инакомыслящих от тех, кто, прикрываясь инакомыслием, действовал против существовавшего в стране конституционного строя», – читаем в предисловии к книге Эдуарда Макаревича, вышедшей недавно в московском издательстве «Алгоритм» в серии «Гроссмейстеры тайной войны» и посвященной вопросам создания и практической деятельности Пятого управления КГБ, а также рассказывающей о той роли, которую в идеологическом противостоянии с зарубежными разведками сыграл Филипп Бобков – ныне генерал армии в отставке, а в 1969–1983 годы – руководитель Пятого управления КГБ СССР.

По большому счету, конечно, книга эта – не столько о самом Пятом управлении, а о генерале армии Бобкове, жизненный путь которого описан весьма полно и подробно. И лишь в той части, в которой нить этого пути совпадает с деятельностью управления, можно говорить о том, что речь идет о деятельности последнего.

Однако поскольку начальником Пятого управления Филипп Бобков стал через полтора года после его создания и поскольку даже после его ухода с данной должности на вышестоящий пост он не переставал курировать работу данного управления, можно считать, что читатель, ознакомившись с данным трудом, составит себе почти полное представление о специфике работы управления, а также о тех операциях, которые оно проводило.

Достаточно привести названия нескольких глав, которые говорят сами за себя:

– «Американский вызов, сотворенный политиками и учеными»;

– «Появление Пятого управления как сопротивление американскому вызову»;

– «Новая» интеллигенция – объект интересов Пятого управления»;

– «Архипелаг ГУЛАГ» в холодной войне»;

– «Операция с участием газеты «Московские новости»;

– «Конфликт людей и мировоззрений»;

– «Как остановить государственного деятеля, если его деятельность ведет к гибели государственного строя?»

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что деятельность Пятого управления КГБ СССР, равно как и его начальника, Ф.Д. Бобкова, многими историками и экспертами подвергается различного рода критике. И не всегда она выглядит надуманной или несправедливой. В частности, в вину Пятому управлению, да и другим подразделениям КГБ, обычно ставится тот факт, что они оказались в итоге не готовы ни к всплеску национализма и сепаратизма в Советском Союзе, ни к предотвращению силовых сценариев захвата власти в отдельных республиках, ни к распаду страны в целом.

Главный герой книги, вышедшей из под пера Эдуарда Макаревича, во многом признает допущенные его спецслужбой ошибки и не отрицает того, что в определенной степени в распаде Советского Союза есть и вина КГБ. Последняя глава книги так и называется: «Почему мы проиграли холодную войну, почему погиб СССР? Объяснение руководителя политической контрразведки». В ней – прямая речь генерала армии Бобкова, как раз и затрагивающая эти важные вопросы. При этом он дает не просто краткие ответы на эти вопросы, а пытается на основе анализа всего периода существования Советского государства понять, почему трагедия СССР стала возможной и была ли она, как считают многие, неизбежной.

Во многом, по мнению Бобкова, вина за уничтожение СССР, конечно, лежит на Западе. Причем не только на спецслужбах отдельных зарубежных стран, а фактически на всем западном обществе. «Западные спецслужбы многое сделали, чтобы развалить Советский Союз, – читаем слова бывшего руководителя политической контрразведки. – Но занимались этим не только спецслужбы, это была продуманная политика всего Запада, вылившаяся в определенные программы. Это была правительственная политика государств, а спецслужбы были исполнителями». При этом он подчеркивает, что «вся беда была в том, что у нас в государстве и в партии не было придано серьезного значения холодной войне».

«О том, что идет холодная война, говорилось все время. Но серьезной контрпропаганды, серьезного противодействия идеологическому противнику практически не было», – делает вывод генерал армии Бобков, указывая далее и на определенную деструктивную роль, которую сыграло в распаде Советского Союза и само его руководство: «В перестроечное время власти скомпрометировали себя и явно утрачивали связь с народом». А, как известно, утрата связи между руководством государства и его народом – это одна из главных предпосылок к революции, контрреволюции и всевозможным государственным переворотам, в том числе известным сегодня как оранжевые революции.

Макаревич Э.Ф. Филипп Бобков и Пятое управление КГБ: след в истории. – М.: Алгоритм, 2015. – 272 с.

Владимир Щербаков

18.03.2016

Источник: НВО