Пока добросовестные мировые игроки говорят о необходимости создания биологического аналога Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), США продолжают клепать биолаборатории по всему миру. «ВЭС 24» рассуждает о том, что может вынудить американцев к конструктивному диалогу по биологической безопасности в мире. 

Ясная «неясная этиология» 

На фоне черных туч, собирающихся над разными частями света и грозящих перерасти в идеальный шторм, в результате которого будет сложно гарантировать выживание человека как вида, тема биологической безопасности отошла на второй план. И совершенно напрасно, биологические разработки становятся изощреннее и представляют не меньшую, а быть может, и большую опасность, чем ядерное оружие или мирный атом, вышедший из-под контроля. 

Накануне об этом говорили на Курчатовском геномном форуме, который прошел в Москве. Процитируем президента Курчатовского института Михаила Ковальчука: 

«Мы сегодня видим огромный прогресс в медицине: убить нас стало значительно дешевле и проще биологическим путем. Сегодня для этого существует масса изощренных методов (…) Это связано с взрывными изменениями в молекулярной биологии и генетике, что привело к открытию ящика Пандоры. С одной стороны, человечество может создать новый мир, существующий в гармонии с природой, а с другой – новое оружие массового поражения». 

Прекрасно понимая риски, Михаил Валентинович подчеркнул, что миру необходима некая международная институция, которая смогла бы хоть в какой-то степени держать опасного биологического джинна в бутылке, что-то типа МАГАТЭ, но с соответствующим тематическим профилем. Правда, тут же Ковальчук отметил, что создание подобной организации произойдет только после того, как США осознают «нависшую над миром биологическую угрозу». То есть – позволим себе смелость ответить и за США, и за Ковальчука – никогда. Чуть ниже мы поясним свою категоричность. 

Кроме России, похожие инициативы звучат из стран Центральной Азии, находящихся в зоне особого риска, учитывая обилие американских биологических лабораторий, неподотчетных ни правительствам, ни экологам республик. Вот мнение кандидата медицинских наук Бактыбека Саипбаева (Кыргызстан) относительно американских лабораторий в соседнем Казахстане: 

«Там хотят собрать все самые опасные инфекции со всего мира. Кроме того, есть информация, что большую часть лабораторий с Украины перевозят также в Казахстан. Для американцев это очень удобная локация, поскольку рядом и Россия, и Китай – основные соперники США, а Кыргызстан оказывается между двух огней». 

После того, как регион накрыла волна странных инфекционных заболеваний так называемой неясной этиологии - говоря проще, неизвестного происхождения, - забил тревогу даже президент РК Токаев. Казахстанский лидер, правда, очень обтекаемо выступил за создание некоего международного агентства, которое бы следило за ситуацией с биологическими угрозами. Понять Токаева можно – с одной стороны, говорить более определенно, когда твоя страна до отказа набита американскими лабораториями, сложно, с другой – случаи заболевания смертельной сибирской язвой заставляют как-то взбодриться. 

Короче говоря, голоса вопиющих в пустыне, не желающих реализации голливудских сценариев о зомби-апокалипсисах в реальном мире, существуют, и это радует, однако этих голосов совершенно недостаточно, чтобы Вашингтон к ним прислушался. 

Чума на Пенсильванию 

Почему США плевать на все вышеупомянутые благопожелания? Ответ прост до изумления: их это не касается. Не касается не в том смысле, что они не участвуют в разработках биологического и химического оружия – они, без сомнения, лидеры в этой сфере. Их не касаются риски, связанные с этими разработками. Опыты проводят не в родном штате Байдена Пенсильвании (хотя в последнее время дед уверяет, что родился в Израиле), а у черта на рогах, то есть – в данном случае – в Центральной Азии. Сколько сдохнет туземцев на краю ойкумены, их в высшей степени не заботит. 

Биологические риски в самих США – единственное, что могло бы подвинуть американцев к некоему компромиссу по созданию организации, но эти риски им никто создать не может – ни Мексика, ни Канада (это мы в порядке бреда). Таким образом, США на создание «биологической МАГАТЭ» никогда не пойдут. Либо пойдут – но тогда это условное «МАГАТЭ» будет филиалом Пентагона, хотя, возможно, формально и будет числиться международной организацией. 

Можно допустить, что уровень политико-дипломатического давления на США по этому вопросу станет буквально всемирным, и тогда Вашингтон будет вынужден пойти на компромисс. Допустить, конечно, можно, но в реальности такой широкий фронт против США сейчас совершенно невозможен. Кто будет давить на США? Европа? Казахстан? Австралия? Ну конечно, ага-ага. 

Что же делать тем же странам ЦА при таких раскладах? Вариант один – выгонять американцев со своих территорий вместе с колбами, пробирками и ретортами. Это не решит всех проблем, связанных с биологической безопасностью, но, разумеется, минимизирует риски. 

Теперь без эвфемизмов и адресно – Казахстан готов попросить американские лаборатории на мороз? Конечно, нет: значительная часть политической элиты РК и пикнуть в сторону американцев не может, поскольку куплена и продана с потрохами – кто просить-то будет? Следовательно, ждем следующих случаев сибирской язвы (их много еще будет) и прочих заболеваний «неясной этиологии». Разве пара-тройка (тысяч) трупов не стоит дружбы с американцами?

Федор Кирсанов

Источник: