Политическая орбита Узбекистана все ближе и ближе к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Но статуса наблюдателя пока не хватает для решительной стыковки. Шавкат Мирзиёев в мае 2024-го на Высшем Евразийском экономическом совете довольно четко очертил цели своей стратегии. Он за полную свободу для трудовых мигрантов, промышленную кооперацию, транспортные коридоры и против торговых барьеров. На практике, это означает получить все права полноценного члена, без вступления в ЕАЭС.

«Такое уже было с 2006 по 2008 год при Исламе Каримове, – напоминает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». – Тогда Узбекистан вступал в Таможенный союз, делал он это неторопливо, переверстывая свои законы под требования нарождающегося Союза. Оставалось сделать последний шаг. Но вмешались США, сняли санкции с Ташкента после кровавого мятежа в Андижане, построили новенький моторный завод, а Дженерал моторс стал совладельцем UzAuto на условиях полной монополии. И Каримов резко отвернул в сторону, снова взяв курс на сближение с Западом».

Это была серьезная политическая ошибка, она привела Узбекистан к снижению темпов роста экономики, утрате традиционных рынков сбыта, краху пятого в мире по мощности авиационного завода, других высокотехнологических предприятий, охлаждению отношений с Россией и ближайшими соседями по региону. 

Похоже, Мирзиеев извлек урок из той истории. Первым делом он открыл конвертацию национальной валюты, снял одиозные таможенные пошлины, дававшие явные преимущества узбекскому бизнесу и приведшие его к стагнации без должной конкуренции. 

Сегодня Узбекистан одной ногой стоит на пороге ЕАЭС, другой в предбаннике ВТО. Нет сомнений, что, в первую очередь, Ташкент будет вступать в ВТО. Что не вызовет сопротивления или обид со стороны членов Экономического союза. Ведь для всех остальных это давно пройденный этап. А нормы ВТО еще шире приоткроют узбекский рынок, добавят инвестиционной привлекательности.

Впрочем, до этого еще надо дожить. Узбекистану предстоит получить от всех членов ВТО согласие, а среди них могут найтись разные доброхоты… Зато совершенно ясно, что официальный Ташкент будут до последнего отговаривать, пугать и оттаскивать от вхождения в ЕАЭС. Планы, собственно говоря, даже не скрываются.

Помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу на днях заявил в конгрессе: «Мы ведем важную борьбу в Южной и Центральной Азии. Это борьба за конкуренцию с КНР, за противодействие дезинформации России и Китая».

Ключевая роль на начальном этапе отводится обработке общественного мнения, признает Лу. В качестве «успешного примера» он привел Казахстан, где “финансовая поддержка местных СМИ со стороны Вашингтона будет способствовать созданию “основанного на фактах контента”, а также “позволит сократить степень вмешательства России и других стран”.

Не секрет, узбекская пресса уже приняла американские «печеньки», там все громче звучат голоса против ЕАЭС и ОДКБ, публикуется фейковая информация об СВО и о том, что всех мигрантов из Центральной Азии под дулом автомата перебрасывают на передовую эшелонами. Фейки такого масштаба в СМИ стоят дорого, а значит американские деньги на создание контента «основанного на фактах» уже осваиваются «независимыми» узбекскими журналистами.

Также Лу объявил о программе для депортированных из России трудовых мигрантов, цель которой, якобы «создание рабочих мест в странах Центральной Азии, чтобы впоследствии вернувшиеся граждане были востребованы на родине». На самом деле это будет покупкой голосов «обиженных», создание из них ударных кулаков под будущие «народные протесты».

На все эти происки и мутные комбинации администрация президента США Джозефа Байдена запросила у Конгресса $220,7 млн.

Еще Европейский Союз, погрязший в украинском неонацизме, пообещал мифические 600 миллиардов долларов на новые транспортные коридоры в обход ненавистной России, с которой, просто смешно, сам наращивает закупки нефти и газа, минеральных удобрений и зерна.

Какие миллиарды! Европейцев и близко нет в первой десятке инвесторов в Узбекистан. Там прочно лидируют Россия, Китай, Казахстан, Арабские Эмираты и Турция.

О трудовых мигрантах — это вообще из области юмора. От них Узбекистан только в первом полугодии получил из России более пяти миллиардов долларов переводов. А тут какие-то двести миллионов долларов на все про все, включая горе-блогеров и «экспертов» по всем вопросам сразу.

Что-что, а считать в Узбекистане умеют, торговля – национальный вид спорта испокон веков.

Простая арифметика показывает, что и почем.

Информационная война США против вступления Узбекистана в ЕАЭС

Так, за минувшие несколько лет в Узбекистане заработали свыше тысячи совместных предприятий со странами ЕАЭС. Торговля подскочила с 9,4 миллиардов долларов в 2020 году до 15,8 миллиардов долларов в 2023-ом. И никуда Ташкент не собирается сворачивать.

Например, Шавкат Мирзиёев своим указом утвердил дорожную карту по туризму. Там черным по белому – привлечь инвестиции из России для развития инфраструктуры, в частности, построить десять новых санаториев в горах Чартака. А турпоток из двух стран довести до двух миллионов поездок уже к 2027-му. Это, между прочим, тысячи новых рабочих мест и безбедных семей.

«Складывается ощущение, что в ЕАЭС пошли навстречу Узбекистану и приняли его в свой круг без лишней бюрократии. Пусть пока без решающего голоса, но уже как своего, – уверен Владимир Березовский. – Об этом говорит стремительное развитие приграничной торговли с Казахстаном и Киргизией, где создаются свободные зоны, наращивание региональных связей с Татарстаном, Краснодарским краем, Уралом, Дальним Востоком, по всей России и Белоруссии открываются узбекские торговые дома».

Понятно, что интерес и выгода взаимны. И это не закулисные делишки в стиле преподобного Дональда Лу, а честная и открытая политика добрососедства.

Источник: