Ближний Восток сделал еще один шаг в сторону полномасштабной войны. Поводом стало устранение лидера политбюро ХАМАС Исмаила Хании, совершенное во время его визита в Иран по случаю инаугурации нового президента. Несмотря на то что Израиль отказался авторизовать нападение, ответственность за удар Тегеран и лояльные ему силы возложили на регионального противника, пообещав вывести битву с еврейским государством «на новый уровень». Катарский дипломатический источник заявил, что смерть Хании фактически похоронила шансы на сделку между Израилем и ХАМАС.

О перспективе широкой региональной эскалации после покушения на территории Ирана заявили и в Кремле. «Мы решительно осуждаем эту атаку, которая привела к гибели господина Хании, – подчеркнул пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. – Мы считаем, что подобные действия направлены против попыток установления мира в регионе и, более того, могут существенно дестабилизировать и без того напряженную ситуацию».

Хания был убит в результате ракетного удара. В это время он находился в своей иранской резиденции, отдыхая после участия в инаугурации нового президента Исламской Республики Масуда Пезешкиана. По слухам, в одном здании с главой политбюро ХАМАС был и один из лидеров Палестинского исламского джихада, но он не пострадал. Громкое убийство на иранской земле произошло менее чем через сутки после того, как подтвержденное Израилем нападение на территории Ливана унесло жизнь главы военно-стратегического отдела «Хезболлы» Фуада Шукра.

Устранение Хании стоит особняком в череде последних покушений. Убитый был «внешнеполитической витриной» ХАМАС и считался посредническим звеном в переговорах между правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху и хамасовским вооруженным крылом, заявил катарский дипломатический источник. По его словам, смерть Хании уничтожает шансы на заключение сделки об освобождении израильских заложников, захваченных боевиками 7 октября 2023 года. «Это однозначно эскалационный шаг», – заявил он, комментируя версию о руке Израиля.

Не исключено, что срыв переговорного процесса поднимет вопросы к Нетаньяху, от которого общественность ожидала заключения мирной сделки с Газой на компромиссных условиях. Снижение давления на Газу могло бы дать правительству возможность перераспределить силы и направить их к ливано-израильской границе, где разрастается конфликт с «Хезболлой».

В последнее время политбюро ХАМАС находилось в состоянии шторма. Катар, который долгое время размещал у себя его офис, стал давить на лидеров движения, чтобы те пошли на уступки в переговорах с Израилем. Как итог – члены политического крыла группировки принялись искать себе другую безопасную гавань. По ряду наблюдений, Хания и его соратники пытались договориться о постоянном убежище с властями Ирака, однако часть иракских шиитских формирований, лояльных Ирану, восприняла эту инициативу без особого энтузиазма.

Сейчас правительство Нетаньяху отказывается брать ответственность за устранение Хании. Даже несмотря на то что премьер-министр Израиля в ноябре прошлого года открыто информировал, что разведывательному агентству МОССАД поручено действовать против высшего звена командиров ХАМАС «повсюду, где они находятся».

Министр обороны Израиля Йоав Галант заявил, что его страна «не хочет войны», но готовится к любому возможному развитию событий. «Необходимо выполнять работу на всех уровнях», – отметил министр, посещая военнослужащих. США уже заверили в своей приверженности защите ближневосточного союзника. «Если Израиль подвергнется нападению, мы, безусловно, поможем защитить Израиль», – отметил глава Пентагона Ллойд Остин.

Теперь Ближний Восток ожидает расширения ирано-израильского конфликта. Корпус стражей исламской революции (КСИР), наиболее влиятельная в Иране военно-политическая организация, пообещал провести крупную операцию возмездия за нарушение суверенитета. «Несомненно, это преступление сионистского режима встретит суровый и болезненный ответ со стороны мощного и обширного фронта сопротивления», – говорится в заявлении КСИР.

Отдельную вину Тегеран возложил на администрацию президента США. Незадолго до покушения на Ханию силы «оси сопротивления» как раз договорились возобновить нападения на американские базы в регионе после небольшой тактической паузы, поэтому военные объекты Пентагона в Сирии и Ираке уже приведены в состояние повышенной боевой готовности. Новый вызов западным интересам в регионе пообещали бросить и йеменские хуситы.

Вспышка насилия, вероятно, ждет непокоренные районы Газы. Вооруженное крыло ХАМАС – «Бригады Изз а-Дин аль-Кассам» – заявило, что убийство Хании в Тегеране представляет собой «критическое событие», которое выводит противостояние с Израилем на «новый уровень» и влечет за собой «серьезные последствия» в региональном разрезе. Политбюро ХАМАС в то же время заявило, что усиление вооруженного сопротивления израильским силам «является единственным вариантом достижения устремлений палестинского народа к полному освобождению».

Если смотреть на ситуацию с позиции Ирана, остается достаточно много вопросов по поводу того, откуда был совершен удар по резиденции главы политбюро ХАМАС. Если это третья страна, как утверждают некоторые арабские издания, то почему у Исламской Республики не сработала система противоракетной обороны? Если местом запуска была собственно иранская территория, то почему принимающая сторона не обеспечила Хании такие меры безопасности, которые полностью исключили бы угрозу со стороны потенциальных диверсионных групп?

«Есть мало сомнений насчет того, что убийство Хании мог осуществить кто-то иной, кроме Израиля, – заявил ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт по религиозному терроризму и экстремизму Андрей Яшлавский. – Однако, если говорить о том, что какие-то другие силы могли быть заинтересованы в устранении Хании, я бы обратил внимание на следующие факторы. За последние годы за ним закрепился образ достаточно прагматичного политика. Политика скорее умеренного, по меркам ХАМАС. В то же время надо иметь в виду, что Хания в 2017 году покинул сектор Газа и проводил время вдали от палестинской территории, находясь главным образом в Катаре и разъезжая по ближневосточным столицам».

В секторе Газа место лидера занял Яхья Синвар – человек, который зарекомендовал себя как сторонник жесткой линии, напомнил эксперт. «Несмотря на то что именно Хания в свое время после обмена заключенными, по итогам которого Синвар оказался на свободе, пригласил его в Газу, можно предположить, что между двумя лидерами существовала межпартийная конкуренция, – рассуждает Яшлавский. – Во всяком случае, многие эксперты давно указывали на то, что именно за Синваром остается последнее слово в принятии важных решений. Можно обратить внимание на то, что Хания был лицом хамасовской дипломатии в попытках добиться сделки о прекращении огня с Израилем». Недавно именно Синвар решил прервать диалог, когда процесс зашел в тупик, и это служит «показательным моментом, кто в доме хозяин», говорит эксперт.

«Частью хамасовских деятелей Хания воспринимался как персонаж чересчур умеренный и, возможно, даже как человек, склонный к излишним уступкам. Впрочем, эти соображения не дают оснований полагать, что кто-то из конкурентов мог быть заинтересован в физическом устранении Хании», – резюмировал Андрей Яшлавский. 

Игорь Субботин

Источник:


Убийство Хании обнажило крупный провал иранской разведки

В результате ракетного удара по Тегерану убит Исмаил Хания – один из лидеров ХАМАС и ключевых переговорщиков с Израилем. В чем заключались особенности этой атаки, кто за ней мог стоять и почему ответ на этот удар станет делом государственного престижа для властей Ирана?

В Иране убиты глава политбюро палестинского движения ХАМАС Исмаил Хания и один из его телохранителей, сообщило агентство Tasnim со ссылкой на Корпус стражей исламской революции Ирана. Как отметили в КСИР, Хания погиб в результате атаки на свою резиденцию в Тегеране. По данным СМИ, речь идет о прицельном авиаударе с территории третьей страны.

Совбез Ирана созвал экстренное заседание после убийства главы политбюро ХАМАС. Во многих странах региона считают, что Израиль мог быть причастен к этой атаке, но представители ЦАХАЛ отказались комментировать CNN новость о гибели Хании. В армии Израиля сказали, что «не реагируют на сообщения иностранных СМИ».

Однако министр по делам Иерусалима и наследию Израиля Амихай Элияху заявил, что убийство Хании – «правильный способ очистить мир от этой грязи». «Нет больше воображаемых соглашений о мире, нет больше милосердия к этим сыновьям смерти. Смерть Исмаила Хании делает мир немного лучше», – написал он в соцсети X (бывший Twitter, заблокирован в России).

Как отмечает The Times of Israel, Элияху оказался первым топ-чиновником Израиля, который намекнул на причастность государства к убийству Хании. Это произошло, несмотря на негласный приказ премьер-министра Биньямина Нетаньяху хранить молчание по поводу ночного инцидента. Ранее Элияху, к слову, был наказан за идею ударить по Газе ядерным оружием.

В Москве же считают, что убийство Хании негативно отразится на переговорном процессе по урегулированию конфликта в Газе. «Это все очень нехорошо. Это абсолютно неприемлемое политическое убийство, и это приведет к дальнейшей эскалации напряженности», – заявил замглавы МИД Михаил Богданов в комментарии РИА «Новости». Кремль также осудил это убийство.  

Напомним, Хания прибыл в Тегеран для участия в церемонии инаугурации нового президента Ирана Масуда Пезешкиана. В ходе встречи иранский лидер выразил надежду на «уничтожение сионистского режима». В тот же день Израиль заявил о ликвидации одного из командующих «Хезболлы» Фуада Шукра в результате удара по Бейруту. Таким образом противники Израиля в регионе всего за сутки понесли весьма тяжелые кадровые потери.

«Само по себе уничтожение руководства враждебных организаций – традиционная практика израильских спецслужб. 20 лет назад так же был убит духовный лидер ХАМАС шейх Ахмед Ясин», – напоминает Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», научный директор международного дискуссионного клуба «Валдай».

Он также добавил, что «убийство Хании – чрезвычайно неприятное событие для Ирана». «Неспособность на собственной территории обеспечить безопасность дорогого и почетного гостя – щелчок по престижу. Ну и даже помимо гостеприимства – получается, что противник может производить лихие и удачные операции внутри страны. Тем более это самый заклятый враг, на противостояние с которым все и нацелено», – напомнил Лукьянов.

«В целом убийства Хании и Шукра следует рассматривать как две части одной операции. Таким образом, по всей видимости, Израиль ответил на атаку по городу Мадждаль-Шамс на Голанских высотах. Еврейское государство пытается показать, что оно способно отвечать на вызовы», – считает востоковед Кирилл Семенов.

При этом убийство Хании вызывает ряд вопросов. «По информации СМИ, глава политбюро ХАМАС в момент гибели находился в специальной резиденции на севере Тегерана, предназначенной для ветеранов боевых действий. Где были иранские спецслужбы? Случившееся говорит о том, что у них было не все отработано», – подчеркнул востоковед.

«Впрочем, Иран, вероятно, проведет не только работу над ошибками, но и ответит на действия Израиля. Пока сложно говорить, какие именно шаги предпринимает Тегеран. Но я думаю, следует ждать очередной эскалации на Ближнем Востоке. Напряжение в регионе будет только возрастать», – заключил Семенов.

«Израиль пытается максимально повысить ставки для того, чтобы навязать западным странам идею о безальтернативности поддержки Тель-Авива. Биньямин Нетаньяху не был удовлетворен итогами поездки в Вашингтон, поэтому перешел к радикальным действиям», – полагает Саймон Ципис, израильский эксперт по международным отношениям и национальной безопасности

«Кроме того, гибель ключевого переговорщика ХАМАС ставит вопрос и о судьбах заложников, находящихся в плену у движения. Не исключаю, что после произошедшего их положение значительно усугубится. Нетаньяху продемонстрировал, что вопрос их освобождения больше не является приоритетным, хотя население Израиля такой подход не устраивает», – уточняет он.

«Нельзя исключать и того, что израильская разведка получила данные об их возможной гибели. Этот факт также мог развязать Нетаньяху руки. В любом случае произошедшее ставит на паузу диалог Израиля и ХАМАС. Проблема в том, что возможных контактных лиц со стороны Палестины попросту не осталось, не считая Яхью Синвара и Халеда Машаля», – подчеркивает собеседник.

«Проблема переговоров действительно обострилась, так как сам Хания занимал пост, сопоставимый с должностью министра иностранных дел. Он принимал участие в переговорах с Израилем как по вопросу обмена пленными, так и по поводу урегулирования текущего конфликта. Его преемнику придется заново налаживать ценные контакты. Это не быстрый процесс», – отмечает Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. «При этом говорить об однозначной причастности Израиля к гибели Хании пока рано. Подробности дела до сих пор не оглашаются. Можно допустить, что убийства Шукра и Хании – звенья одной цепи. Подобные действия для еврейского государства характерны. Но, повторюсь, точных деталей гибели Хании мы пока не знаем», – подчеркивает эксперт.

«Однако смерть главы политбюро ХАМАС можно считать однозначным и крупным провалом спецслужб Ирана. Он находился в Тегеране, был приглашен в качестве гостя на инаугурацию президента. Вместе с ним в мероприятии участвовали представители 80 государств. Протоколы безопасности на подобного рода мероприятиях должны быть отработаны на высшем уровне», – считает собеседник. «Теоретически к убийству Хании могли быть причастны представители иранской разведки, завербованные Израилем или ему сочувствующие. В республике сильны оппозиционные настроения. Им подвержены даже некоторые члены силовых структур. Разумеется, в таком случае предотвратить угрозу гораздо сложнее», – указывает эксперт.

«Иран отреагирует на произошедшее жестко. Тегеран уже заявляет об израильском следе в преступлении. Скорее всего, республика усилит свою поддержку «Хезболлы» и ХАМАС. Ситуация вокруг Тель-Авива будет обострена. Кроме того, гибель Хании очень чутко воспримут местные спецслужбы», – акцентирует он.

«Задача по поиску виновного теперь станет для них вопросом чести. Более того, им необходимо реабилитироваться хотя бы в глазах собственного населения. Поэтому они могут начать действия по искоренению агентуры Израиля на территории страны. Будет запущена масштабная пропагандистская кампания, старт которой мы увидим уже в ближайшее время», – заключил Сажин.

Евгений Поздняков, Анастасия Куликова

Источник: