Украина в ловушке.  Голосование в Раде за отставку правительства Яценюка показало это ещё раз. По самым оптимистическим для украинского премьера опросам, ему не доверяют 70% населения. За отставку Яценюка выступили и Блок Петра Порошенко, и Оппозиционный блок. Требует отставки премьера и «улица», которой владеют крайние националисты. Эти грозят восстанием. Революционер со стажем Юрий Луценко, глава фракции Блока Петра Порошенко в день голосования по Яценюку пугал депутатов:  «…люди в отчаянии от того, что премьер и правительство так хорошо говорят… Мы все забыли запах горящих шин на Майдане…» 

Претензий у депутатов к Яценюку – на три смертных приговора. Тут и воровство по миллиарду гривен в месяц на таможне, и убийственные пенсии в 40 долларов, и украденные при строительстве «Стены» 400 миллионов «зелёных». Самым коротким анекдотом про Яценюка в Интернете стал такой: бежит Яценюк в сторону границы с Ростовской областью - и тут натыкается на Стену. 

Выслушав Яценюка, Рада приняла решение признать работу его правительства неудовлетворительной, но за постановление о недоверии неудовлетворительно работающего правительства проголосовать отказалась. А Тимошенко сразу понесла по эфирам слух, что «за неголосование за отставку правительства Арсения Яценюка народным депутатам давали до миллиона долларов». Может быть, и не по миллиону, но наверняка давали – без этого украинские нардепы работать не станут. 

Когда-то Яценюк, вступая в должность премьера, назвал себя камикадзе. В общем, так и есть. Его задача – направить Украину тараном на Россию, ради чего проект «Майдан» и был затеян. Те, кто командуют этим камикадзе, не ликвидируют его, пока считают, что он на таран способен. Однако могут и разувериться в его талантах, тогда заменят. Вариант готов. Только не развалится ли Украина раньше срока, не долетев в своём таране до цели? 

Сам Яценюк в Раде бился за свой пост как зомби. Разоблачения игнорировал, нападки отвергал, уверяя, что Украина вступает в завтрашний день «со списанными долгами, с полной казной, с вооруженными украинскими войсками». Видно, что специалисты хорошо с ним поработали, выработали стойкость. «Кто бы ни был премьером и какое бы правительство ни было, - объяснял Арсений Петрович депутатам, - другого варианта, нежели продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями, в первую очередь с Международным валютным фондом, не существует. Если у кого-то есть другой рецепт – выйдите и покажите, где взять миллиарды долларов на то, чтобы сбалансировать платежный баланс государства, на то, чтобы стабилизировать банковский и экономический сектор страны». 

В зале были такие, что готовы были вскочить и закричать: есть такая партия! Однако промолчали. Наверное, решили, что шило на мыло на переправе не меняют.

Конечно, сценарии сценариями, но в этот день, 16 февраля, импульсивная попытка Украины выскочить из капкана, куда её загнали, тоже была. Не удалась. Импульсивность тут не помощница. 

Ну а что украинские борцы за долю нации? Профессиональный националист депутат Дмитрий Ярош в день голосования по Яценюку в Раде не появился. Наверное, ему дали другую роль. Впрочем, ультра-радикалы вычеркнули Яроша из своих рядов ещё в конце прошлого года. И не только его. В стан «режима внутренней оккупации», как ультра-радикалы называют правление Порошенко-Яценюка-Гройсмана-Турчинова, зачислены и другие «классики» необандеровского движения – Билецкий, Парасюк. Убитый в конце 2015-го при задержании СБУ Олег Мужчиль (он же друг Лесник, он же Сергій Аміров) называл этих преуспевающих наследников Бандеры «фейковыми патриотами», а «провидника» Яроша – «полупровидником». Мужчиль хотел свергнуть «режим барыг». Его единомышленники, называющие себя «Революционным правым сектором», за два дня до голосования в Раде провели конференцию и избрали руководителей Украинской повстанческой армии (УПА), назначили «новых Бандеру и Шухевича». А Бандера, как известно, прийде, порядок наведе. Теперь они обещают ликвидировать врагов внутренних и внешних, отомстить за Сашка Билого и Лесника, освободить «политзаключённых» (например, садистов из «Торнадо»), чтобы украинец на пенсии мог, как немец, спокойно пить пиво и играть в шахматы. Один из идеологов восстания, трижды экс-депутат Рады Юрий Кармазин, выступая на конференции «Революционного правого сектора» и предъявляя претензии режиму Порошенко-Яценюка, напомнил: «Фашистская Германия выпускала во время войны две подводных лодки в месяц, а мы не выпустили ни одной!» 

Как считают неудовлетворённые ультра-радикалы, предательство верхов состоит в том, что «режим внутренней оккупации» не победил сепаратистов Донбасса, отдал Крым, подписал Минские соглашения. «Революционный правый сектор» постановил, что даёт власти последний шанс. А потом - автоматы в руки и вперёд. 

Маргиналы, скажет кто-то.  Отведав крови, жаждут продолжения банкета. Верно, но только их жажда накладывается на глухое, растущее недовольство населения. Конечно, революционной ситуацией Ленин бы это не назвал – украинские верхи вполне ещё могут управлять и грабить, а низы обучены тому, что  «Россия – враг и агрессор». И тем не менее вторую годовщину переворота (20-21 февраля) непримиримые борцы с «режимом барыг» всё-таки отметят. Власти это понимают и принимают меры. В центре Киева появились блокпосты (только на Крещатике два), где могут обыскать любого. Беспокоится и Тимошенко: «Жителям Киева не следует поддаваться на призывы к участию в новом Майдане – Россия обязательно использует беспорядки в украинской столице… Я подчеркиваю, любое восстание в центре Киева, любую агрессию Кремль использует на 300%, чтобы захватить Киев и привести военную диктатуру». 

…Как расписаны роли в новом действии большого украинского спектакля, в какой именно момент состоится выход на сцену Валентина Наливайченко, которому режиссёр-постановщик отдал роль спасителя Украины, мы ещё не знаем.  Однако можем угадать, что в одной из мизансцен «революция достоинства» благополучно сожрёт своих детей из Украинской повстанческой армии (УПА) второго издания, пугающих сейчас киевского обывателя  вооружённым выступлением в годовщину переворота.

Олег Бибиков

18.02.2016

Источник: Фонд стратегической культуры

Почему развал «Европейской Украины» приведет к глубокому кризису

В украинской политике очередное серьезное потрясение — парламентская коалиция под громким названием «Европейская Украина», сформированная в конце 2014 года, после выхода из нее фракций «Самопомощи» и «Батькивщины» фактически прекратила существование. И это делает гораздо более реальным самый кризисный для Киева сценарий — досрочные парламентские выборы.

Первая конституционная коалиция

Коалиция «Европейская Украина» в Верховной Раде нынешнего созыва была сформирована 27 ноября 2014 года, через месяц после досрочных парламентских выборов. Вопреки местной политической традиции обошлось даже без изнурительных переговоров — «партии Майдана» тогда еще были на пике популярности, а потому изо всех сил стремились в безоблачное будущее. Впервые в истории новейшего украинского парламентаризма в коалицию официально вошло не простое, а конституционное большинство — 302 депутата из пяти фракций («Блок Петра Порошенко» (БПП), «Народный фронт», Радикальная партия Олега Ляшко, «Самопомощь» и «Батькивщина»). Для начала коалиция, кстати, без всяких обсуждений переназначила на пост премьер-министра Арсения Яценюка. Сегодня любопытно вспомнить, что за это проголосовал 341 депутат, причем коалиционные — практически в полном составе. Присутствовавший на месте событий президент Порошенко воспринял происходящее в Раде весьма одобрительно и даже оптимистически пообещал, что большинство будет только увеличиваться. Во всеобщей атмосфере «братания» депутаты скандировали патриотические речевки про «смерть ворогам». И лишь чуть-чуть праздничное настроение омрачила легкая перепалка. Название коалиции предложил один из лидеров «Народного фронта» Александр Турчинов, а вот в «Самопомощи» были против: дескать, и так понятно, что европейская, потому что «евразийской Украины не существует». Однако «младших партнеров» уже тогда никто особо не слушал.

И хотя проблемы в коалиции возникли практически сразу же, до сентября 2015 года ее формальный состав оставался неизменным — пять фракций, 302 депутата. Первой парламентское большинство покинула Радикальная партия. Формальным поводом для этого послужило голосование 31 августа в первом чтении законопроекта об изменениях Конституции Украины в части «децентрализации» и так называемого особого статуса Донбасса. Голосование сопровождалось взрывами гранат перед зданием парламента, массовыми протестами, уличными стычками и гибелью четырех силовиков из нацгвардии. Однако реальные причины демарша Ляшко лежали совершенно в другой плоскости. В частности, он понял, что власть уже совсем не популярна, а из оппозиционной ниши ему удобнее вести свою политическую силу к местным выборам. И это вполне себя оправдало — на ближайших же выборах партия заняла шестое место по количеству депутатов, проведенных в местные органы власти, набрав в общей сложности 5,6 процентов голосов. Кроме того, формально конституционное большинство в силу непреодолимых противоречий уже тогда часто не могло найти даже 226 голосов за нужные законопроекты, а «радикалы» по каждой конкретной инициативе могли поторговаться и при достижении договоренностей — помочь. Как бы то ни было, к осени в правящем большинстве остались четыре фракции и 281 депутат.

Окончательное фиаско

Казалось бы, у коалиции сохраняется основательный запас для прочности, однако в «Самопомощи» и «Батькивщине» решили по-другому. «Младшие партнеры» возмущены голосованием за отставку правительства Яценюка. Они отдали за это практически все свои голоса, и все без толку. Да и радикально новый имидж лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко, представленный общественности именно в день голосования, намекал на другие договоренности, которые по каким-то причинам претворить в жизнь не удалось.

В начале февраля Тимошенко побывала с серьезным визитом в США, где могла заручиться определенной поддержкой. По возвращении бывший премьер Украины публично объединила усилия с бывшим руководителем СБУ Валентином Наливайченко, четко обозначив свои цели: «для разрушения клановой системы управления» добиться отставки правительства Яценюка, если же нет — то провести досрочные парламентские выборы.

О выходе своей фракции из коалиции Тимошенко заявила утром 17 февраля, по горячим следам, после неудавшейся отставки кабмина. При этом она констатировала, что коалиции демократических сил, проевропейской коалиции в этом парламенте никогда не существовало, а всегда была «кулуарная, теневая коалиция». На следующий день спикер Рады Владимир Гройсман официально зафиксировал решение «Батькивщины» (без этого заявления от фракций можно считать лишь констатацией намерений). При этом Тимошенко в специальном комментарии подчеркнула, что на пост премьер-министра никоим образом не претендует.

«Самопомощь» раздумывала на сутки дольше и для затравки объявила коллегам по большинству бойкот, не явившись в парламент. Неудачную попытку отстранить Арсения Яценюка и его кабмин в «Самопомощи» охарактеризовали как «циничный правительственный переворот с участием президента, премьера, клептократической части коалиции и олигархического блока». Наконец, 18 февраля, во второй половине дня, лидер фракции Олег Березюк объявил о выходе из коалиции. Более того, «Самопомощь» призвала тех депутатов «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», кто «считает для себя неприемлемым участие в организации цементирования власти клептократии и олигархии», покинуть свои фракции и встать на защиту украинского парламентаризма.

То ли призыв подействовал, то ли всем стало понятно, к чему идет дело, но из коалиции потянулись и отдельные депутаты, вдруг осознавшие, что правительство Яценюка лишь имитирует выполнение коалиционных задач. Де-факто в парламентском большинстве остались лишь БПП и «Народный фронт», у которых на двоих есть 217 депутатов — при минимально необходимых 226.

Возможный сценарий

Главная интрига — пойдут ли ключевые участники украинского политического процесса на очередные досрочные парламентские выборы? Президент Украины имеет право их объявить, если через 30 дней после расформирования нынешней коалиции не приступит к работе другое большинство. Но глава государства совершенно не обязан это делать, а его соратники дали понять, что будут всячески оттягивать начало отсчета этих самых 30 дней. Порошенко понимает, что досрочные выборы полностью уберут с политической арены его главного на сегодняшний момент противника — Арсения Яценюка и его «Народный фронт». Однако и позиции президентской партии сейчас далеко не самые выгодные. Видимо, поэтому Порошенко заранее предупредил, что досрочные выборы — не вариант. «Я им воспользуюсь только в крайнем случае, которого мы просто не имеем права допустить… Страна не имеет резерва времени, чтобы за неполные два года уже четвертый раз окунуться в избирательную кампанию, да еще и в условиях внешней агрессии», — заявил он.

Вместе с тем Порошенко понимает, что «крайний случай» не так уж маловероятен, поэтому, по информации политологов, БПП уже вовсю разворачивает избирательные штабы и «заряжает» их на осень. Но безусловно, и президента, и премьера гораздо больше устроил бы вариант переформатирования большинства, хотя бы на бумаге, формально. Уже известно, что БПП и «фронтовики» вступают в переговоры с Ляшко. Эти три фракции могут объединиться в новую коалицию большинства. Кроме того, памятуя итоги голосования за отставку Яценюка, нельзя окончательно списывать со счетов «Оппозиционный блок» с соратниками Виктора Януковича.

Есть для Порошенко в этом хаосе и однозначно позитивный момент — развал парламентского большинства фактически перечеркивает перспективы урегулирования в Донбассе, причем теперь президент может спокойно переложить ответственность на Раду. Все предусмотренные минскими соглашениями действия — от политического урегулирования до амнистии и проведения в республиках местных выборов — должны пройти через парламент Украины, что теперь, очевидно, надолго блокируется.

В целом же на Украине нельзя исключать любые сценарии — в традиционной войне всех против всех возможно все. И не стоит забывать о том, что свое слово еще не сказал Запад, а точнее Вашингтон, в глубоком потрясении наблюдающий за нынешней парламентско-правительственной катастрофой в Киеве. Ход посла США в нынешней ситуации будет во многом определяющим.

Николай Подгорный (Киев)

19.02.2016

Источник: Lenta.ru

Спектакль без финалаю Почему Верховная Рада не отправила Арсения Яценюка в отставку

Беспрецедентный спектакль, разыгранный в зале Верховной Рады 16 февраля, войдет позорной страницей в историю украинского парламентаризма. За признание деятельности кабмина неудовлетворительной проголосовало 247 депутатов. А буквально через 15 минут выяснилось, что только 194 народных избранника поддерживают отставку правительства. Не хватило 32 голоса, и это спасло Арсения Яценюка. Непопулярный в народе и проваливший работу правительства премьер сохранил свой пост еще минимум на полгода.

Вряд ли его оппонентам удастся переголосовать вотум доверия. Это возможно лишь при отмашке со стороны Петра Порошенко. А президент ведет весьма странную игру. Сначала заявляет о необходимости полной перезагрузки правительства и отставки генпрокурора, а через пару часов два десятка его парламентских союзников отказываются голосовать за недоверие кабмина. Сложно предположить, что они сделали такой подарок Яценюку, не посчитавшись с мнением своего лидера Порошенко.

По большому счету, ротация правительства и даже отставка Яценюка ничего принципиально поменять не в состоянии. Условия МВФ необходимо выполнять, а они подробно регламентируют действия кабмина в экономике. Так как страна не в состоянии выжить без кредитов МВФ, то выполнять соответствующие требования придется любому правительству.

Другой вопрос об уровне доверия к исполнительной власти. Явные провалы и откровенно провокационные решения Яценюка и его подчиненных плачевно сказались на репутации кабмина. А общественная поддержка очень важна в нынешней ситуации. Трудно не согласиться с теми, кто происшедшее в Верховной Раде квалифицирует как сговор президента, премьера и олигархов, имеющих влияние на несколько десятков парламентариев. Очевидно, что раз фракция партии «Возрождение» не дала за отставку Яценюка ни одного голоса, значит, таково было желание ее спонсора Игоря Коломойского.

Сложнее дело обстоит с «Оппозиционным блоком», который дал 8 (из 42) голосов за отставку Яценюка. Казалось бы, само название фракции предполагает ее крайне критичное отношение к правительству. Более того, в теории отставка нынешнего состава кабмина вроде как дает оппозиции возможность принять участие в распределении министерских портфелей. Но это только в теории.

Разумеется, голосов «Оппозиционного блока» хватило бы для того, чтобы отправить Яценюка в отставку. Но в новую правящую коалицию фракция все равно бы не вошла. Нынешний состав Рады просто не предполагает такую конфигурацию. Соответственно, весьма вероятен парламентский кризис и объявление внеочередных выборов. А как показывают соцопросы, в таком случае шансы «Оппозиционного блока» существенно увеличить свое представительство или хотя бы получить идейно близких союзников весьма невелики.

Иными словами, проголосовав за отставку Яценюка, «Оппозиционный блок» не имел бы никакой возможности повлиять на формирование нового состава кабмина и просто сыграл бы в чужую игру. Поэтому наши парламентские оппозиционеры решили последовать совету Гамлета: «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться».

Другое дело, что оппозиционеры могли бы вовсе отказаться от участия в голосовании по правительству: «в играх большинства участия не принимаем…» А так вышло совсем уж непоследовательно. Лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко перед голосованием дает резко негативную оценку деятельности правительства Яценюка, а затем фракция фактически предотвращает его отставку.

В этом эпизоде ярко проявилось характерное для восточно-украинской политической элиты свойство — игнорирование общественного мнения. Любая апелляция к нему воспринимается в штыки: «Мы — серьезные люди, популизм нам чужд».

Итог провала голосования за отставку премьера — выход двух фракций из большинства, «Батькивщины» Юлии Тимошенко и «Самопомощи» львовского мэра Андрея Садового. Третья малая фракция — «Радикальной партии» Олега Ляшко — заявляла о выходе из большинства ранее. Формально, если Ляшко не вернется (он уже ведет переговоры с Яценюком), то правящая коалиция прекратит свое существование. Тогда начнется отсчет 30 дней для формирования новой коалиции. Если сформировать ее не удастся, то президент получит право (но не обязанность!) распустить Верховную Раду и объявить новые выборы.

В своем последнем заявлении Порошенко сказал, что распустит парламент только в крайнем случае. Дело в том, что Вашингтон и Брюссель крайне негативно относятся к перспективе внеочередных парламентских выборов. А от благосклонности западных опекунов зависит, получит ли Украина очередной транш МВФ. Посему новую коалицию попытаются сформировать во что бы то ни стало. Для чего могут внести изменения в порядок ее формирования, разрешив, например, индивидуальное членство.

Михаил Погребинский, директор Института политических исследований и конфликтологии, Киев

19.02.2016

Источник: Lenta.ru