Предстоящие 8 февраля этого года в Киргизии выборы муфтия вызывают значительный общественно-политический интерес не только в этой республике. Дело в том, что, по мнению экспертов, Духовное управление мусульман (ДУМК) в этой стране переживает серьезный кризис, сопровождаемый в последнее время морально-этическими и финансовыми скандалами, что не в последней степени ведет к расколу в исламском движении, появлению в его рядах различных течений, приводящих на практике к фанатизму и радикализму. Только за последние четыре года бразды «духовного управления» побывали в руках шести человек, а последний муфтий Рахматулла Эгембердиев, как известно, в декабре прошлого года стал жертвой сексуального скандала, что вызвало шок среди мусульман республики.

Кыргызстан - одна из наиболее уязвимых стран постсоветской Центральной Азии перед угрозой распространения в регионе радикального исламизма. Перманентный социально-экономический кризис и порожденная им политическая нестабильность, обусловившая крайнюю аморфность государственных институтов, позволили исламским экстремистам не только проникнуть в страну, но и весьма прочно закрепиться там, оказывая сильное влияние на значительную часть кыргызстанского общества.

С проблемой экстремизма и терроризма Кыргызстан столкнулся всерьез еще в период Баткенской кампании в 1999 году. Тогда мало кто мог предположить, что с трудом ликвидированная угроза терроризма была началом крупной идеологической войны. Можно констатировать, что пока государство ее проигрывает. Если вспомним упомянутые события, то станет понятным, почему Кыргызстан до сих пор не в состоянии противостоять угрозам религиозного экстремизма и проигрывает идеологическую войну радикальным течениям.

Хочешь познать ислам? Спроси меня. Приблизительно так можно охарактеризовать ситуацию, складывающуюся сегодня на рынке мобильных операторов Кыргызстана. Ведь СМС услуга с таким названием предлагает пользователям мобильной телефонной связи записи сур из Корана, хадисов ежедневные уведомления о времени чтения пятикратного намаза. Кроме того, связавшись с оператором, любой абонент может получить ответы на интересующие его вопросы в области религии и шариата.

Мешает ли ислам диалогу будущих соседей по Союзу? Исламизация постсоветского Востока не радует многих обитателей евразийского пространства. Другая культура, террористы в метро, девочки в хиджабах - таков комплект классических возражений и страхов. Тем не менее, в Киргизии ислам преимущественно присутствует в совершенно ином формате.

Как известно, в последнее время на территории юга Кыргызстана активизировали свою деятельность различные религиозно-экстремистские организации. Обвинять в этом кого-то нет никакого резона, ибо все это следует считать естественным итогом действий, а точнее бездействия правоохранительных органов республики в отношении рассадников идей экстремизма и фундаментализма. Что говорить, если руководство УВД по Ошской области само уже давно находится под прямым воздействием религиозных спонсоров.

В последние годы мировое сообщество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Речь идет о стремительном распространении различных форм социального насилия, среди которых особую угрозу представляет экстремизм, который своими деструктивными проявлениями, в частности, в религиозной сфере представляет серьезную угрозу безопасности страны и нормальному развитию общества, ведь устойчивое развитие напрямую зависит от обеспечения безопасности.

Некоторые депутаты кыргызского парламента сообщили, что Кыргызстан превращается в полигон для различных религиозных организаций, а власть не уделяет этому внимания. 28 ноября в ходе парламентского заседания некоторые депутаты забили тревогу, затронув тему религиозной обстановки в стране.

Официальные служители культа Кыргызстана настолько легко относятся к бурной деятельности представителей религиозно-экстремистских организаций, что задаешься вопросом: а на кого в действительности они работают? Во всяком случае – не на родное государство.

Неэффективность работы отечественных правоохранительных структур в борьбе с религиозным экстремизмом, а также разъедающая их изнутри коррупция ведет лишь к усилению позиций религиозно-экстремистских организаций.

В случае ухудшения экономического положения в Киргизии религия не только не сыграет объединяющей роли, но будет способствовать возникновению конфликтов на религиозной почве.

Кыргызстан превратился в логово для членов разнообразных исламистских организаций, которые без оглядки ведут преступную деятельность, создав просторное поле для пропаганды идей радикального Ислама. В стране стремительно умножается численность фанатиков, готовых в любой момент объявить войну всем "кафирам".

Религиозная сфера Кыргызской Республики имеет несколько отличительных черт по сравнению с аналогичной сферой в соседних странах Центральной Азии. В Кыргызстане представлены все мировые религии и многообразие новых протестантских религиозных организаций. Динамичное развитие религиозных организаций внутри страны, их международные связи и социально-экономическая активность, приводит к появлению новой социальной единицы в обществе и формированию религиозной социальной сети. Религиозные организации, отстаивая свои права, выходят в политическое пространство, а лидеры традиционных религиозных организаций входят (часто сами того не желая) в рейтинг популярных политических лиц государства.

Со времен Великого Шелкового пути известен анекдот о том, как непросвещенные в делах религиозных кыргызы каждого торговца из Кашгара и Урумчи в пестром халате и с тюрбаном на голове считали за муллу и преклонялись перед ними. За прошедшие века мало что изменилось в этом плане.

Трое членов террористической организации "Жайшуль Махди" приговорены Октябрьскийм районным судом Бишкека к пожизненному заключению. Еще 9 человек получили от 4 до 23 лет тюрьмы за подготовку и совершение терактов.

В этой статье речь пойдет отнюдь не об американских прериях или африканских джунглях. Хотя в последние месяцы именно такая категория людей приумножает экстремистскую риторику в Кыргызстане. Подогреваемые финансовыми инъекциями арабских доноров и всевозможных исламистских благотворительных организаций радикально настроенные лица, как ни в чем не бывало, продолжают наращивать статистику республики по количеству построенных в республике новых мечетей, медресе, культовых учреждений, большинство из которых вообще не регистрируется в компетентных госучреждениях. Они нередко, действуя подпольно и конспиративно, способствуют повсеместной радикализации кыргызского общества и увеличению числа экстремистов.

Движущийся по пути строительства демократического государства Кыргызстан, как ни одно из стран своего региона, за последнее время превратился в место обитания всевозможных террористов и экстремистов, ставящих перед собой совсем «недемократические» цели.

В Кыргызстане быстрыми темпами в сознание молодежи идет внедрение нового религиозно-экстремистского учения из Турции - "Нурджулер". Государство само выплачивает деньги налогоплательщиков, чтобы в недалеком будущем в очередной раз вогнать страну в хаос религиозной и национальной розни.

На прошлой неделе новость о том, что "кыргызские джигиты отправились на джихад в Сирию" всколыхнула всю республику. Мы решили выяснить, каким образом они отправились на войну, кто их подтолкнул к этому.

Последние задержания в Кыргызстане членов подпольных экстремистских группировок и предотвращение серии терактов вновь подняли болезненную для республики тему национальной безопасности. По мнению экспертов, процессу активизации и радикализации ряда религиозных течений способствуют как внутриполитическая ситуация в стране, так и события в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В нашем светском государстве, где предусмотрена свобода вероисповедания, поиск духовных ориентиров под влиянием нетрадиционных религиозных сил превратился в серьезную угрозу для общества.

Америка предполагает формальную смену юридического статуса объекта, известного в народе как "американская авиабаза" при фактическом закреплении американских ВВС в колонии Kyrgyzstan. Американское правительство в ближайшее время рассчитывает увеличить расходы на выплаты странам Средней Азии. В соответствии с решением, ежегодная плата за пользование центром транзитных перевозок "Манас" выросла с 17,4 млн. до 60 млн. долларов[1]. Для коррумпированных кыргызских элит это, скорее всего, станет предложением, от которого невозможно будет отказаться…

Кыргызская "демократия" сегодня состоит из экстремистов, организованных преступных группировок и продажных представителей власти и правоохранительных органов. По данным экспертов, сегодня более 35 процентов населения Кыргызстана состоит в рядах религиозных экстремистских организаций. В Южных областях этот показатель превышает половину всего населения.

Директор Государственной комиссии по делам религий Абдилатиф Жумабаев рассказал в интервью K-News о единственной закрытой за 20 лет в Кыргызстане секте, о планах по введению предмета «Религиоведение» в программы учебных заведений и поделился мнением по поводу конфликтов в Духовном управлении мусульман Кыргызстана.

Усилившееся распространение джихадистских сообщений в Интернете, направленных на пропаганду экстремизма среди кыргызстанцев, насторожило властей, которые решили предпринять превентивные меры, блокируя сайты и убирая комментарии и ссылки, сообщает centralasiaonline.com.

Сотрудники ГКНБ Кыргызстана проверяют факты вывоза из Нарынской области страны детей в возрасте от 10 до 15 лет в религиозные учебные заведения Бангладеш, передает Tengrinews.kz пресс-служба ГКНБ.

В Кыргызстане подходит к завершению расследование уголовного дела по факту проведения нескольких терактов, среди фигурантов которого есть и казахстанец.

Свои притязания на роль регионального игрока в Центральной Азии все активнее заявляет Турция. Наряду с США, Россией и Китаем, она не прочь выступить здесь в качестве "крупье".

Испокон веков на территории Кыргызстана мирно сосуществуют представители разных религиозных традиций. Интересно, что даже в новейшей истории страны, насыщенной самыми ужасными событиями, не замечено фактов сколько-нибудь серьёзной межконфессиональной розни. Фактор насилия в религиозной сфере включается лишь тогда, когда право решать, каким религиозным течениям здесь место, а каким – нет, отдаётся непосредственно государству. В этой связи важно понять, в какой ситуации находится религия в нашем светском государстве, в своё время ратифицировавшем все возможные конвенции по защите гражданских прав на хранение религиозных убеждений. 22 мая прошла научно-практическая конференция «Религиозная ситуация и межконфессиональный диалог в Кыргызстане».

Сегодня, в эпоху глобализации, экспорт международного терроризма и экстремизма набирает активную фазу. Особенно сильно это явление начало охватывать территорию Кыргызстана.

В республике в полном разгаре кампания по борьбе с религиозным экстремизмом, по центральным телеканалам транслируются передачи, в которых аналитики и духовные лидеры критикуют "Хизб ут-Тахрир", "Таблиг" и прочие РЭО.

Усиливающаяся конкуренция между исламом и христианством и между религиозными течениями внутри самих этих конфессий по влиянию на умы людей и общественно-политические процессы является одной из характерных черт современной религиозной ситуации в Кыргызстане.

Недавние теракты в соседнем Казахстане, а также постоянные попытки смягчить и без того либеральное законодательство Кыргызстана в религиозной сфере вызывают беспокойство как у ученых, так и у представителей традиционных для страны религий – ислама и православия. Проблемных вопросов очень много: это и целенаправленный отрыв от социума членов «новых» конфессий, и создание не подконтрольных финансовых схем, и массовое обучение в религиозных учебных заведениях за рубежом, и вовлечение в террористическую деятельность.

В последнее время в Кыргызстане заметно активизировалась деятельность отдельных религиозно-экстремистских организаций. Как не парадоксально, одной из причин этого стало покровительство над их лидерами некоторых высокопоставленных должностных лиц страны.

Сегодня в Кыргызстане ряды радикальных течений начали пополнять государственные чиновники, и даже силовики. Так, недавно кыргызскими пограничниками при досмотре автомашины "Ауди-100" было обнаружено 270 экземпляров экстремистской литературы. Как выяснилось позже, водитель автомашины житель Бишкека Айбек Турсункулов занимался реализацией религиозной литературы на территории Кыргызстана.

Недавно в г.Ош и Баткенской области с большой помпой принимали представителя суфийского течения "Сулеймания", координатора турецкой благотворительной организации "Акгюн" господина Садика Андер Коку. Во время своей поездки г-н Коку провел встречу с местными сторонниками "Акгюн", решил кое-какие организационные вопросы, в частности, в селе Шайтепа г.Ош он нашел двухэтажное здание для нового медресе. Владельцем здания является местный житель Иброхим Джураев, который за приемлемую цену выразил готовность продать эту недвижимость организации "Акгюн".

За последние годы в Кыргызстане создана, вернее, образовалась при попустительстве властей такая взрывоопасная смесь из самых разных религиозных течений, что появление нового исламского фонда "Абу-Ханифа" практически осталось незамеченным. А между тем на его работу стоит обратить самое серьезное внимание: это фактически инструмент для скрытого продвижения влияния религиозных кругов Саудовской Аравии в пока еще светские учебные заведения стран Центральной Азии.

В южных областях Киргизии в последнее время заметно активизировались экстремистские религиозные организации. Это относится и к сторонникам небезызвестного течения "Таблиги Джамаат", которые при прямом покровительстве духовного управления мусульман Кыргызстана и попустительстве официальных властей явно усилили свою деятельность, носящую откровенно деструктивный и экстремистский характер.

Президент фонда «Альфа-антитеррор» Республики Кыргызстан Артур Медетбеков отвечает на вопросы «Завтра»

Баткенские события двух лет дали возможность обществу по-новому взглянуть на себя, свое место в мире и свои проблемы. Это символ новой страницы в истории Кыргызстана, потому что показывает, мы действительно самостоятельная часть мирового сообщества с признанным суверенитетом, который можем защитить только сами без чьей-либо помощи, хотя и с использованием механизмов общепринятого сотрудничества.