28 марта 2014 года, председателю Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигулле Аширову, внезапно посетившему Екатеринбург и Первоуральск, было вручено официальное предупреждение «о недопустимости осуществления экстремистской деятельности». Оперативное мероприятие с участием представителей силовых структур прошло прямо в номере гостиницы, где поселилось духовное лицо.

В документе на четырех страницах объясняется суть претензий к Аширову, главная из которых — участившиеся случаи обнаружения в различных мусульманских организациях, работающих под эгидой ДУМАЧР, запрещенной к обороту литературы и даже оружия.

В мае прошлого года в молельном помещении местной религиозной организации мусульман (МРОМ) «Рахмат» (Екатеринбург, Космонавтов, 182) оперативниками было обнаружено и изъято 3 печатных издания, включенных в федеральный список экстремистских материалов. Несмотря на предписание правоохранителей, спустя почти год, в январе 2014-го, ситуация повторилась, и в той же организации было изъято уже семь книг, считающихся экстремистскими.

Между операциями и сразу после них были проверены МРОМ «Нур» (п. Октябрьский Сысертского р-на, председатель: Шарипов Х.Ш.), городская община «Дуслык», МРОМ «Иршад» (г. Асбест, председатель: Мустафин А.А.) и молельные помещения, расположенные на территории продовольственной базы ООО «Урожайимпорт» (г. Екатеринбург, ул. Артинская, 25). В каждой из духовных организаций изымалось от 1 до 5 книг, включенных все в тот же «черный список».

Нагрянувший в Екатеринбург и давший в пресс-центре «ИТАР-ТАСС Урал» пресс-конференцию Нафигулла Аширов все эти факты объяснил просто: «Книги часто попадают в библиотеки мечетей или других наших организаций по невнимательности имама и вообще по чистой случайности. Мы против действий органов при этом не выступаем, наоборот, всегда готовы помочь. Но юридическими инструментами хотели бы показать и доказать, что далеко не все книги, признаваемые экстремистскими — таковыми являются. Может быть одна страница или даже фраза окажется такой — зачем запрещать всю книгу?». При этом духовник не ответил, почему часть изданий, изъятых при обысках, имела печати библиотеки Казыятского управления мусульман Свердловской области (зарегистрировано в Первоуральске и является региональным представительством ДУМАЧР).

Найденное при обысках у одного из посетителей духовной организации оружие Нафигулла хазрат также оправдал «сущей банальностью»: «Просто когда-то этот человек был охотником и даже уже собирался отнести и сдать оружие в полицию за ненадобностью, но вот не успел — обыск нагрянул».

Объяснения эти, похоже, правоохранителей не удовлетворили, а потому предупреждение за подписью прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова, которое Аширову вручили в Первоуральске, содержит крайне жесткую формулировку: «В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения будут выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности ДУМАЧР, в установленном законом порядке может быть решен вопрос о ликвидации религиозного объединения, запрете деятельности религиозного объединения».

Нафигулле Аширову (на кровати), посетившему Екатеринбург и Первоуральск с «рабочим визитом», было вручено официальное предупреждение «о недопустимости осуществления экстремистской деятельности»

Подобные намеки со стороны прокурора и пристальное внимание прочих силовых ведомств, похоже, напрягают не только Нафигуллу Аширова, все активнее разъезжающего по стране в попытке не дать развалиться своей маленькой империи. Другие мусульманские организации стараются отстраниться от единоверцев из ДУМАЧР.

«В „Рахмате“ имам ведь даже не скрывает, что они поддерживают саляфитов, — пояснил „URA.Ru“ источник в духовном управлении мусульман Урала. — Саляф, то есть последователи — это хорошо, если они следуют пути Аллаха единого. Но если ты следуешь пути, к примеру, [известного арабского теолога и основателя ваххабитского движения] Мухаммеда ибн Ваххаба, а саляфиты ведь поддерживают это течение, то нормальные люди будут тебя сторониться. Такие саляфиты даже немного отличаются в произнесении молитвы — ноги ставят иначе, руки лишний раз поднимают, в общем, детали, но заметные понимающим людям. На публике они, конечно, ничего не говорят, но что делают, собираясь отдельно в квартирах или на дачах — Аллах один знает».

У отдельных представителей силовых ведомств Свердловской области — богатейший опыт борьбы с радикальными группировками, в частности — запрещенной в России «Хизб ут Тахрир аль Ислами». Однако, учитывая скрытый характер экстремизма и исламского радикализма на Среднем Урале, вызовы, стоящие сегодня перед правоохранительными органами и спецслужбами — простыми не назовешь.

Антон Ольшанников

02.04.2014

Источник: URA.Ru