Поколение двадцатого века, парадоксально наиболее образованное в истории человечества стало источником геноцида, которого не было за всю предыдущую эпоху человечества.
182 миллиона человек, по данным отчета «human security centre 2005» [1] как показывают исследования, в мире были уничтожены в результате войн, агрессии и голода, искусственно созданного людьми.
Как известно, насильственный экстремизм один из факторов, который очень сильно снижает уровень безопасности любой страны. Предупреждение и предотвращение распространения экстремизма, предполагает понимание факторов и условий для его возникновения.
Очевидно, что развитие экстремистских движений невозможно без расширения и пополнения рядов этих движений новыми членами, а значит и их последовательной радикализации. Исходя из этого необходимо изучать механизм вербовки и вовлечения в ряды различных современных деструктивных групп.
Здесь, как известно, мы имеем дело с пропагандой, распространяемой для привлечения сторонников, преимущественно в среде современной молодежи. Всем известно, что любая пропаганда какой либо деструктивной группы связанна не с реальностью и с тем, что мы уже сегодня знаем об этой реальности,а с продвижением определенной идеологии и системы ценностей.
Пропаганда — это, прежде всего воздействие: внушение и убеждение с целью формирования определенного типа мышления. Это создания установок на определенный тип поведения через воздействие на:
- Чувства
- Эмоции
- На восприятие и воображение
- На память и на внимание
В состав воздействия также входит и использование различных методик манипуляции с учетом особенностей внутренней репрезентации мира каждого отдельного человека:
- Визуального воздействия: изображение, текст, жесты
- Аудиального: звук и музыка, вербализация
- Кинестетическое: ощущения, тактильность, внутренние переживания и т.д. и т.п.
Особенности пропаганды видоизменяются в зависимости от текущей ситуации, например пропаганда Исламского Государства по сравнению с пропагандой Аль-Каиды помимо определенного сходства имеет и свои существенные различия.
Группировка Исламское Государство, запрещенная в Узбекистане, продвигает так называемый «романтический образ» муджахида в пропаганде на фоне общей идеи «демократизации» джихада.
Пропагандистский образ Джихада Исламского Государства — это джихад доступный для всех, в то время как Аль-Каида, например, делала доступ к джихад элитарным. Здесь мы наблюдаем совершенно другой способ рукрутирования по сравнению в рекрутированием в системе Аль-Каиды. Это не избирательное рекрутирования , а вовлечение всех, кто проявляет к этому активному движению какой либо интерес.
Коммуникации и видео в данной пропаганде предназначаются для самой разнообразной аудитории, а в стратегии рекрутирования акцент делается на «универсальности» джихада. Эта универсальность выражается в банализация и упрощение основных идей джихадисткого движения, и обеспечение большей доступности к этим идеям. Стратегии «банализации» в самом начале например, выражались в том, что во внимание принимался тот факт, что: поехать на джихад, в Сирию и Ирак-это что-то, что вам вполне доступно и в ваших силах, в то время как поездка в Афганистан достаточно сложна.
Позднее эта стратегия поменялась и все призывы совершения «Хиджры» заменялись на призыв совершать джихад на местах без обязательного совершения паломничества в места основных сражений в Сирии и Ираке.
В 2014-2015 годах, в самом начале своей информационной кампании агентства ИГ выпускали очень много видео о том, как замечательна жизнь в Халифате. Высокопрофессиональные по своему уровню и качеству видео госпиталей, отелей, административных учреждений, заводов и фабрик должны были продемонстрировать, что у Исламского Государства есть все условия для нормальной и спокойной жизни мусульман. Использование, на начальной стадии пропаганды стратегии «нивелирования» войны — превращение ее в некую компьютерную видеоигру были призваны снизить ее значимость. В какой то момент, также использовалась и стратегия снижение уровня насилия, широко использовалась нормализация насилия в отношении оппонентов через их активную и все стороннюю дискриминацию.
Видоизменилась и сама модель героя джихадистского движения - современный герой пропаганды ИГ это такой же человек как вы и я, нормальный и обычный парень с соседней улицы. В то время как Аль-Каида в своей пропаганде представляла его мучеником и жертвой и использовала принцип анонимности, герой ИГ имеет лицо обычного парня, который удостоверяет, что героем теперь может стать любой. Все это, в целом, делает сам «феномен геройства» доступным.
Герой пропганды ИГ индивидуализируется — это больше не анонимн, мы можем увидеть его лицо, прочитать его имя и узнать его биографию. Достаточно хорошо видна и работа над внешним обликом героя: для придания ему большей привлекательности. Здесь необходимо понимать, что в Коране ролевой моделью молодого мусульманина является святой Иосиф-Юсуф, который красив от природы, прекрасно образован и воспитан. Он храбро сражается , учтив со всеми в своем окружении и совершает много подвигов. Герой пропаганды ИГ теперь тоже очень красив, он вызывают эмоциональный восторг, и даже зависть. В пропагандисткой литературе он предстает не демоническим монстром, а живым человеком с человеческим лицом, чувствами и эмоциями. Любая его «демонизация» в СМИ, в конечном итоге, оборачивается «героизацией» со знаком минус, что, по сути, тоже привлекательно.
Таким образом, имидж боевика, подвергшись изменению, отходит от образа «сверх героя»- это теперь простой молодой парень, «свой» или «брат» живущий по соседству. Таким образом, стратегия такой «банализации» джихада обеспечивает доступ к «совершению подвига» для всех.
А подвиг, как это продвигает пропаганда ИГ позднее можно совершить и присоединившись к джихажу и у себя в стране. К сожалению нам уже известны случаи, когда молодые люди последователи подобным призывам.
Изменения в способе пропаганды
Изменение в способе пропаганды, когда пропаганда ведется, в основном, в Интернете тоже сыграла свою иметь определенную роль.
Поскольку официальные СМИ принадлежат оппонентам деструктивных групп и все, что там говорится об ИГ стало, своего рода зеркалом-отражением их действий Интернет был выбран, (помимо того, что это прекрасный инструмент для рекрутирования), также и для того, чтобы через СМИ обеспечить диалог со своими оппонентом.
Это был достаточно удачный ход, поскольку официальные новостные каналы, показывая отрывки из видео пропаганды ИГ, стимулировали интерес и привлекает внимание целевых аудиторий, которые затем искали полные версии этих видео в сети Интернет, а социальные сети стали идеальным инструментом для общения со всеми заинтересованными аудиториями.
Соревновательный момент с официальными СМИ еще более усиливал азарт и создавал эмоциональные моменты, подстегивающие успех пропаганды терроризма, так как терроризм, как известно медиазависим. Мы могли наблюдать, как СМИ обеспечивали фасилитацию и формирование аттракции и привлекательности деструктивной группы.
На этой волне было выпущено огромное количество статей, выпущено книг, проведено исследований — тема терроризма, в итоге продвигается сама собой и хорошо продается.
Новая интерпретация джихада
Также, достаточно хорошо продвигается и упрощенного понимание вероучения, которое проповедуют лидеры деструктивных групп. Вместо нестабильной и неопределенной «мирской жизни» с неопределенным будущим молодому человеку теперь предлагается определенность « вечной жизни» после смерти в раю, через идею преодоление «страха смерти в джихаде» с последующим воскресением в «ссудный день».Стратегия умалчивания реальной ситуации в Сирии и Ираке значительно упрощает вербовку людей, поддающихся на пропаганду.
Семантический анализ сообщений
Анализ текстов проповедей Абу Бакра Аль Багдади и других лидеров деструктивных групп показывает, что в пропаганде используются следующие механизмы воздействие на целевые аудитории:
Большое внимание в проповедях Абу Бакра Аль Багдади уделяет восхвалению и героизации, так называемых, муджахидов и шахидов:
«Я не завершу пока не восхвалю кровожадных львов вероубеждения — войско Халифата.
О, как вы прекрасны!
Как же вы прекрасны! Каждый из вас равен тысяче!
Как же вы прекрасны!
Так выходите же, мусульмане на свою войну, во всех местах»2].
Визуальный ряд, употребление метафор и эпитетов, архаических нарративов
Романтический образ моджахеда-человека проникнутого высокими эмоциями и умонастроением и идеализацией войны продвигается употреблением огромного количества эпитетов и метафор.
Романтизм идей и чувств, эмоционально возвышающих человека противопоставлен рационализму, который берет свое начало в идеях эпохи модернизации. Иррационализм, как разочарование в идеях рациональной эпохи , кризис этих идей этого периода, конфликт человека с миром, психология бунтующей личности.
Романтический образ героев самой пропаганды также определяет и, так называемую «эстетику джихада».
Этих героев объединяет чувство собственной исключительности, где «Я» осознается, как высшая ценность с определенной долей эгоцентризма, что также делает образ моджахеда интересным и привлекательным для молодежи. Пропаганда, продвигающая человека, который сосредоточившись на себе, вступает в конфликт с действительностью основная тема сообщений, транслируюемых медиагентсвами ИГ и другими деструктивными группами. Это глубокий разрыв между идеалами и действительностью и несовместимость « героя» с обыденным миром, что вдохновляет и создает модель для подражания, как когда то такой моделью становились герои, например Байрона «Чальд Гарольд», Лермонтова «Герой нашего времени» и другие.
В современную эпоху такими вдохновляющими личностями были все борцы за свободу и национальное освобождение, среди которых особое место занимали Че Гевара, Ахмад Шах Масуд и многие другие герои за свободу и справедливость. Эти образы очень часто использовались в пропаганде и вдохновляли не одно поколение так называемых героев .
В характерах этих героев всегда присутствует конфликт раздвоения ,особенно, в необычной обстановке, и желание странствий, в страны Востока, например как у героя поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».В литературе романтизма всегда присутствовала и национально-психологическая специфика- расхождение между мечтой и действительностью, что близко и героям пропаганды ИГ. Они искали свои идеалы в мире грез, в потустороннем мире (поиск рая), в историческом прошлом, которое идеализируется, в экзотических странах, в преобразовании общества революционным путем. Сильные и яркие, эмоционально насыщенные визуальные образы и метафорические тексты подпитывают и стимулируют интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному и пафосному. Романтический герой пропаганды ИГ позиционируется, как необычный человек — яркая личность с сильным характером (исключительный характер в исключительных обстоятельствах). Он не удовлетворен окружающим миром, отвергает суще6ствующие законы, вступает с ними в конфликт.Очень часто он одинок и стремится к абсолютной свободе. Эта страстная и пассионарная личность, мечтающая об интенсивной и наполненной эмоциями жизни на краю опасности. Пассионарность выраженая высокой страстностью любви к Богу, Братской любовью, Любовью к близким,она может проявляться и как низкая страстность, такая как зависть, жадность, честолюбие.
Романтизм, как протестное движение в данном случае — это не прогрессивное ,оно реакционное и крайне консервативное движение. Герой джихада в пропаганде позиционируются еще и как лирический герой , неудовлетворенный существующим миром, стремящийся уйти в мир иной, прославляющий восторг борьбы за свободу.Им свойственна идеализация исторического прошлого и поиск идеала:
- религиозного
- национального
В своем медиа пространстве они размещают стихи, тексты для нашидов, восхваляя героев прошлого и отдавая дань мученикам.Романтические герои пропаганды ИГ, которым многие молодые люди стремились подражать, видят свое счастья в борьбе за переустройство мира и будят мысль богатством и разнообразием образов.
Основные паттерны поведения этого романтического героя, в русской версии, например, хорошо определяет фраза Александры Блока: «Романтизм- это проживание жизни с удесятеренной силой!»
В современной западной культуре, этому мировосприятию, например, очень близок принцип культуры рок-н-ролла:“Live fast—die young!”(«Живи быстро и умри молодым»).
В этом мировосприятии сквозит страсть и желание жить интенсивной жизнью с множеством вызовов, на грани жизни и смерти. Это представление жизни не такой как она есть на самом деле, а такой, какой ему ее хочется видеть.
Особенности романтического образа в пропаганде ИГ очень хорошо отражает и фраза Халид ибн Валида воина ислама VII века — соратника Пророка Мухамеда, которая напечатана в эпиграфе к книге журналиста и лауреата Пулитцеровской премии Джоби Уоррика «Черные флаги»:
«….Вы видите перед собой людей, которые любят смерть больше чем вы любите жизнь…» 3]
Исследователь, философ и социолог Оливье Руа в своей книге «Джихад и смерть» пишет, что «…Смерть лежит в сердце самого проекта….»4]
Этот тип мировоззрение продвигаемый пропагандой – центральная идея героизации личности, которая вступает в битву с враждебной средой, воспевает страдания и гибель героя в борьбе, празднует смерть и стремится к ней, как к желанной участи, канонизируя героя.
Все эти факторы вместе взятые составляет исключительность романтического героя и делают его привлекательным для подражания сотни современных молодых людей.Внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств с опорой на культ прошлого, идеализация и архаизация этого прошлого по сравнению с непредстказуемым настоящим усиливают воздействие этой пропаганды.Стихия борьбы за свободу, за Аллаха, за пропуск в рай, экзотика дальних странствий, сам стиль нарратива с обращением к народному творчеству и эстетике библейских сказаний усидивает воздействие.
Использование в данном случае арабизмов и цитирование священных источников, исламских авторитетов, обилие метафор и эпитетов, символов и лирических образов рая и ада, народных эпосов и баллад делает эту пропаганду намного эффективней всех методов контрпропаганды. И это необходимо признать, для того, чтобы грамотно выстраивать стратегии противодействия «в слепую».
Сегодня большое количество, антропологов и психологов понимают, что эта пропаганды достигла своего эффекта, как это не прискорбно сознавать.
Принцип двоемирия : рай и ад, поляризация «мы» и «они», несоответствие и разлад идеального и реального, мечты и стремления молодежи в условиях жизни, обусловленной большим количеством ограничений, противостояние «романтического героя» и «реального мира», к сожалению, оказался более привлекательным, чем продвигаемая официальной контрпропагандой стратегия противодействия.
Контекст
Как оказалось, контекст постмодернизма, в котором выбор идеи героизации для продвижение и пропаганды деструктивных течений в наше время, оказался наиболее приемлемым.
Кризис модернизации и завершение самого проекта постиндустриального, постсовременного, посткапиталистического, а позже и информационного общества привел к тому, что ведущую роль в «постиндустриальном обществе” приобрели сферы науки, образованием и информации.
Сегодня, очевидно, что производство, распределение и потребление информации и возможности развития общества определяет коммуникационная система и появление Интернета.
Информация определяет также сферу труда и экономики, становится стратегическим ресурсом функционирования государственных и политических структур, доминирующим фактором статусной принадлежности. Существенные изменения и в системе социальной дифференциации общества также происходят под влиянием и с учетом информации.
Классовая структура заменяется статусной иерархией, которая формируется уже не на основе профессии, а на основе уровня образования, уровня культуры и ценностных ориентаций.
Культурная идентичность становится основой системы социальной иерархии и группообразования.
Сама ось социального конфликта в обществе пролегает теперь не по линии обладания или не обладания собственностью, а по линии обладания – не обладания образованием и контролем за информационными потоками.
Согласно теоретикам сам по себе постмодернизм содержит в определении своей концепции кризисное мироощущение так называемого «распада мира». Для него характерно чувство тревоги: «…в то же время постмодернизм видит в этом распаде шанс для появления нового, Нестабильность, неопределенность и многозначность развивающихся в обществе процессов рассматривается не как проявление патологии системы, а как признак и условие ее жизнеспособности. Разнообразие элементов в системе делает ее устойчивой к многовариантному будущему… Всеобщие, основывавшиеся на «универсальном» разуме, структуры модерна разлагаются, усиливается интеграция объединений более низкого уровня: доминирующей моделью идентичности становятся «размножающиеся» локальные идентичности. Общество фрагментируется, начинает походить на мозаику, образованную малыми группами. »5].
Кризис модерна, как универсального проекта это отказ от «евроцентризма» ведущий к разрушению традиционной культурной вертикали «центр – периферия», когда вне универсальных стандартов нет высокой универсальной культуры, когда в обществе пересматриваются представления о природе социальной реальности и переопределяются проблемы, доступные и значимые для научных исследований, утверждаются новые допустимые методы и набор стандартных решений.
Завершение проекта модернизации, когда отказ от всего рационального означает в, некотором смысле, ретрадиционализацию и архаизация некоторых обществ.
Исследователи современной философии, такие как Слава Жижек, Жак Дерида, Мишель Фуко, Юрген Хабермас, Жиль Делёз, Джорджо Агамбен, Жан-Франсуа Лиотар и другие говорят о «конце метанарративов»[6]: больших идеологических проектов:
- Теория Лютера
- Капитализм
- Марксизм
- Коммунизм и соционализм
- Модернизация
- Либерализм
- Демократия
- Мультикультурализм
Прослеживается кризис всех идеологий и отказ от проектов изменения реальности, отказ от рационализма, отсутствие трансцендентального смысла и потеря больших систем:
- Истинно -ложно
- Добро-зло
Миру тем не менее, предлагаются:
- Теории Популизма
- Теория «Управляемого Хаоса» Стивена Манна (Завоевание, подчинение, аннексия, контроль за важными ресурсными центрами)
- Мультилатерализм (ЕС)
Мир рисуется как среда, в котором больше нет ни прошлого, ни будущего, в котором исчезли традиции и идеалы, « субьектно – объектные» отношения. Все без исключения идеологии, по мнению современных философов, становятся тоталитарными, догматическими и репрессивными…
Исчезновение идеологий, религий, больших объясняющих схем, самой философии, которая бы объяснить мир как это обозначают философы поструктурализма, приводят к тому, что «весь мир становится «виртуальной матрицей», в которой не мы управляем информацией, а информация управляет нами.
Социологи говорят о том, что обществу навязывается миф о борьбе цивилизаций.
В этих условиях поляризации общества на «Мы» и «Они» пафос и характер жестов пропаганды ИГ, героизация на фоне манипулирования и навязывания роли жертвы, открытый диалог с обществом через социальные сети, когда их заголовки предлагают «Закон Создателя вместо закона созданий!» кажутся вполне привлекательными для молодежи, чья жизнь в современном обществе часто лишена смысла и определенности и возможности для самореализации.
Исходя из многочисленных заявлений и текстов, очень часто изложенных в поэтической форме и архаистической стилистики , продвигаемые в нашидах, чуть ли не в форме «репа и других форм молодежной субкультуры, молодежь заявляет, что «Джихад – это круто!», «джихад это для настоящих мужчин».Восхваляя образы мучеников в журналах и видео демонстрируются их потреты, имена и биографии в виде лиц с улыбкой доблести на лице. Их именуют «рыцарями, следующими кодексу чести» моджахеда. Молодые женщины, часто убегая из дома без ведома своих родителей, так называемые «невесты Джихада» готовы идти за ними и сами становятся «валькириями» деструктивных движений. Халифат, в своей пропаганде предлагает женщинам приключение и принадлежность к сообществу «сестер», романтику и духовное возвышение, важную роль в строительстве «идеальной утопии». Современный мир не в состоянии, к сожалению, предложить ей, что-то подобное. Пропаганда продвигает образ преданной «боевой-подруги» муджахида-«рыцаря с «кодексом чести».Таким образом, поведенческие тенденции с использованием вербовки при помощи красивых заманчивых обещании, как например, обещание стать женой воина с посылом к «женской энергии джихада» с точки зрения пиара, оказался достаточно эффективным инструментом.
А образы новообращенных «сестер», например, женщин, выросших на западных принципах свободы и демократии, но сделавших свой выбор в пользу джихада, широко эксплуатируемые пропагандой , к сожалению, оказались удачными ролевыми моделями и для наших наивных соотечественниц.
Различные пояснения по разным спорным вопросам, публикуемые в журналах, выпускаемых медиа группами боевиков, например, когда сексуальное насилие нормализуется не только как контекст войны, но и как основополагающая часть того государства, которое они строят, подкрепляется избирательно цитируемыми текстами средневековых исламских проповедников. Системность насилия в отношении женщины, таким образом, полностью оправдывается.
Достаточно сильно эксплуатируется тема братства и товарищества, публикуется много статей и материалов поясняющих основные нормы поведения в братстве.
Очень много внимания уделяется теме мученичества и воспевание смерти, поздравлениям родственников и близких «умерших героев» с публикации их портретов ,названием имен и подробными историями их жизни и борьбы на «пути в рай».
Особое место в пропаганде занимает и поэтическое творчество самих боевиков, которые публикуют большое количество стихов для поддержания боевого духа своих товарищей, интервью и истории успеха..
Таким образом, исследовании деструктивного контента и более внимательное изучение факторов, которые лежат в его основе, а также форм визуальной и текстовой подачи самой пропаганды, как мне кажется, позволит пересмотреть основные стратегии, связанные с профилактикой, предупреждением и противодействием насильственному экстремизму и радикализму, ведущему к терроризму.
Литература:
- Human Security Report 2005: War and Peace in the 21st Century,2005
- Абу бакр аль-Багдади,аль-Хусейни, аль-Курайши,«Выступайте в поход, легко ли вам будет или обременительно»Исток, 2 выпуск, Шавваль,1435
- Судас Л. Образ общества в постмодернистской социологии,2006
- http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/postmodern.html
- ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР: СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА,1998, https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3097
- Джоби Уоррика «Черные флаги. Ближний ,Восток на рубеже тысячелетий», Издательство АСТ,2018
- Olivier Roy”Le djihad et la mort”,Edition du Seuil,2016
Саида Арифханова, Докторант кафедры психологии Национального Университета РУ, эксперт Центра Изучения региональных угроз
21.09.2019
Источник: Центр изучения региональных угроз
Tweet