Похожие заголовки ознаменовали реакцию на то, что в майском номере японского журнала "Дипломат" вышла статья с вроде бы разгромной информацией – 53 % населения Республики Корея являются антисемитами! На это указывают данные опроса ADL Global 100: An Index of Anti-Semitism, проведенного Антидиффамационной Лигой (АДЛ) - правозащитной организацией США, отслеживающей факты антисемитизма и других вариантов нетерпимости по отношению к евреям. Внутри США АДЛ проводит такие исследования последние 50 лет, но данный опрос проводился на основе 53 100 интервью с взрослыми гражданами 102 государственных образований и позиционировался как первый комплексный анализ уровня и интенсивности антисемитских настроений в мире.

Опрос строился по принципу, который используется в США для любых исследований такого рода. Респондентам надо было ответить, сколько из 11 утверждений он считает истинными или ложными, после чего тех, кто посчитал "истинными" или "возможно истинными" более половины высказываний, записали в антисемиты:

1. Евреи более лояльны Израилю, чем стране пребывания.

2. У евреев слишком много власти в бизнесе.

3. У евреев слишком много власти на международных финансовых рынках.

4. Евреи слишком много разглагольствуют о том, что случилось с ними во время Холокоста.

5. Евреям наплевать на то, что происходит с кем-то кроме них.

6. У евреев слишком много контроля над мировой политикой.

7. У евреев слишком много власти в правительстве США.

8. Евреи думают, что они лучше других людей.

9. У евреев слишком много контроля над мировыми СМИ.

10. Евреи ответственны за большинство мировых войн.

11. Люди ненавидят евреев из-за того, как они себя ведут.

И вот (данные доступны здесь), большинство респондентов из Республики Корея ответило на вопросы 1-3, 6, 8, и 9 положительно, причем процент ответивших на первый вопрос вообще составил 65%.

Ужас-ужас и повод поднимать гвалт? Скорее – повод проанализировать причины подобных цифр, ибо достаточно сравнить результаты этого опроса (53 % антисемитов) с аналогичными, взятыми с того же сайта результатами такого опроса в РФ (30 % антисемитов) или Украине (38 %), чтобы понять некоторую странность приведенных результатов.

Во-первых, вижу некоторую проблему в самом вопроснике. Даже если допустить, что все нюансы категории "слишком много" были точно переведены на корейский, не все положительные ответы там можно интерпретировать как однозначный антисемитизм. Например, для меня утверждение № 8 в той формулировке, в которой оно приведено, не является указанием на антисемитизм.

И здесь обратим внимание, что те утверждения, в которых виден действительный антисемитизм (4, 5, 10-11) , большинство корейцев не поддержало.

Кроме того, не учитывалась разница между вариантами ответа "правда" и "возможно, и правда", хотя первый вариант указывает на вещи, в которых ты уверен, а второй показывает скорее зависимость от дискурса, а не личное мнение. Лично мне было бы очень интересно увидеть точный процент того и другого ответов, поскольку кажущееся упрощение здесь, наоборот, затрудняет понимание реальной ситуации.

К тому же, 53100 респондентов в 102 странах - это в среднем 500 человек на страну, причем неясно, насколько репрезентативной была выборка.

Во-вторых, авторы опроса не учли незнакомство корейцев с еврейской историей и культурой. История стран Запада, и даже история Второй мировой войны в корейских школах практически не преподается. Мода на еврейскую музыку или интерес к еврейской культуре практически отсутствуют, а тема Холокоста заменена постоянным муссированием преступлений японского колониального режима (занимающего в государственном мифе нишу фашистской Германии). Иудаизм распространен в основном как структура сопровождения иностранцев, и корейцы, прошедшие гиюр, исчисляются единицами. Это означает, что вопросы, сформулированные для европейца или американца, которые по умолчанию знают о евреях больше, могут корейцам ни о чем не говорить.

С внешнеполитической стороны можно отметить и то, что до определенного времени РК скорее дружила с арабскими странами, откуда получает нефть, где много работали корейские строители, и отношения с Израилем завязались довольно поздно.

О евреях в РК не знают почти ничего, за исключением тех, про которых читали в Библии. Не забудем, что РК одна из наиболее христианизированных стран региона, так что не исключено, что при ответе на вопрос часть респондентов руководствовалась тем, что пророки говорили про народ Израиля.

Не случайно в комментариях к статье в журнале обратили внимание на то, что евреи для среднего корейца – это примерно как австралийские аборигены для среднего американца. Нечто совсем выходящее за грань их "ментальной карты". И естественно, что в такой ситуации у человека, которого просят о них высказаться, своего сформированного мнения быть не может. Вроде умные, вроде богатые, говорят, где-то там всем заправляют…

Откровенные антисемиты в РК есть, но принадлежат к малочисленным протестантским сектам, которые весьма далеки от настоящего христианства. Вспомним, что даже Церковь объединения небезызвестного Мун Сон Мена заявляла, что евреи утратили право называться избранным народом с тех пор, как новый мессия родился в Корее (имеется в виду Мун). И вообще – 40 лет мучений корейского народа под японским игом, разумеется, перекрывают 2000 лет мытарств еврейской диаспоры, включая Холокост. Другой протестантский проповедник, наоборот, пытался заявить, что корейцы – это и есть евреи, потерянное колено, у которого от долгого пути и суровых климатических условий сменился расовый тип.

В-третьих, с учетом собственно корейской политики по отношению к диаспоре, курсом на пестование лояльности к РК и восприятие страны пребывания как не более чем страны пребывания, аналогичное поведение евреев воспринимается как "не бага, а фича". Можно вспомнить целый ряд скандалов на эту тему между РК и КНР, а равно – "Кореягейт" 1970-х в США, когда власти пытались использовать диаспору как средство лоббирования своих интересов. Здесь корейцы транслируют не антисемитский дискурс, а государственное представление о том, как правильно должны себя вести "зарубежные соотечественники".

Конечно, ничего не слышавший о Корее и воспитанный в традициях толерантности человек, решивший пройтись по Сеулу, ужаснется обилию свастик на улицах. Вот только свастики эти повернуты в другую сторону и являются буддийскими символами.

Поэтому данная история не про антисемитизм в Корее, а про то, как некорректно формулируя вопросы для статистического исследования и плохо представляя себе местные особенности можно прийти к сенсационным, но совершенно неверным, выводам.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН

25.07.2014

Источник: ru.journal-neo.org