Мировой продовольственный рынок испытывает потрясения за потрясениями: войны, непогода, бактериозы приводят к тому, что один самых сытно и вкусно кушающих континентов за всю историю человечества, Европа, может столкнуться с продовольственными проблемами.

Туманное будущее украинского чернозема 

Мы не думаем, что дело дойдет до продовольственных карточек, которые наши читатели, родившиеся в позднем Советском Союзе, прекрасно помнят, но ситуация на европейском континенте и правда складывается неприятная. Понятно, что в моменте европейцы смогут решить возникающие проблемы с урожаем за счет денег, награбленных со всего мира еще со времен Ост-Индской компании, но рано или поздно деньги кончатся, либо же никто не захочет принимать разноцветные фантики с весьма спорным обеспечением. 

Не будем забывать также, что потребление продовольствия в мире растет сообразно росту населения планеты. Мы далеки от повторения вульгарных тезисов о мальтузианской ловушке, однако нельзя отрицать тот факт, что с ростом численности населения конкуренция за потребление ряда сельхозкультур будет только нарастать

Теперь о причинах, позволяющих делать нам такие смелые и далеко идущие прогнозы относительно продовольственной судьбы Европы. Первое, это российско-украинский конфликт, который не только не думает заканчиваться, но скорее набирает обороты по шкале эскалации, причем в значительной степени благодаря самим европейцам, подкидывающим в пламя войны все новые дрова в виде оружия и безусловной поддержки нелегитимного главы Украины – Зеленского. Украина до конфликта являлась одним из крупнейших поставщиков зерновых на мировые рынки. На определенном этапе местный политический класс придумал даже идиотскую идеологему «Украина – сельскохозяйственная супердержава». У русских, кстати, существовала похожая и не менее идиотская концепция – энергетическая сверхдержава. Впрочем, это лирика. 

Итак, Украина в 2022 году, по данным Международного торгового центра (ITC), продавала зерно 90 странам. Значительная доля украинского экспорта тогда приходилась на соседнюю Румынию (13%), а также на Испанию (10,3%), Египет (7,8%), Польшу (5,2%) и Алжир (4,3%). Также среди крупных покупателей были Турция и Китай. Потом началась мутная история с «зерновой сделкой», в которой мы даже не будем пытаться разобраться, ибо понимаем, что в ней замешана такая высокая и вместе с тем дурнопахнущая политика, от которой можно отравиться, как от токсинов. Как бы то ни было, но в ходе затяжной СВО Украина по понятным причинам потеряла лидирующие позиции в качестве ведущего экспортера зерна. 

Кто-то может сказать – во всем виновата Россия, она же «напала» на Украину. Мы не согласимся с этим тезисом. Чем руководствовались русские, это их дело, полагаем, речь все же шла об обеспечении собственной безопасности. Однако те же русские неоднократно говорили, что готовы к компромиссам в рамках переговоров, в том числе и по продовольственной теме. Россия делала шаги, но в ответ натыкалась на очередной обман со стороны «западных партнеров». Еще раз – не русские не хотят, чтобы Украина вернулась к своему статусу мировой житницы, а именно Запад этого не хочет, все больше и больше милитаризируя остатки УССР и настаивая на абсурдном тезисе о «стратегическом поражении» России. Абсурдном, потому что он решительно невыполним. Единственное, чего смогут добиться западные партнеры Киева, это выжженная земля на Украине, которая будет непригодна не то чтобы для сельского хозяйства, а просто для жизни. 

Крокодил не ловится, не растет кокос 

Можно предположить, что европейцам на это плевать, потому что они самодостаточны и сами обладают серьезной сельскохозяйственной базой, да и процент украинской пшеницы в их потреблении был не настолько велик. Однако, во-первых, как видим, по данным 2022 года, не так уж и невелик (Румыния, Испания, Польша были тесно завязаны на украинском зерне), а во-вторых, не все так просто с самодостаточностью. Посмотрим на статистку и прогнозы. 

Итак, урожай мягкой пшеницы во Франции, скорее всего, значительно сократится. Перспективы урожая ухудшает погода – на вотчину господина Макрона напали рекордные за многие годы наблюдений дожди. По данным министерства сельского хозяйства Франции, производство пшеницы в этом году упадет на 15,4% - до 29,7 млн. тонн. Это на 14,2% ниже среднего показателя за 5 лет. Посевные площади мягкой пшеницы в этом году во Франции также сократились на 10,8% - до 4,2 млн га, по сравнению с 2023 годом. Но и это еще не все – недостаток солнечного света, а также установившийся температурный режим способствуют росту грибковых заболеваний пшеницы. Иначе говоря, даже тот урожай, который удастся собрать, нельзя будет использовать в перерабатывающей промышленности. 

Не все благополучно с перспективами на урожай в этом году у еще одного локомотива европейской экономики – Германии. Так, ассоциация фермерских кооперативов Германии в марте текущего года опубликовала прогноз, согласно которому в новом сельхозгоду ожидается снижение урожая пшеницы на 6,3% — до 20,16 млн тонн. Сбор озимого рапса может снизиться на 6,9% и составить 3,93 млн тонн. 

Стоит добавить, что российские перспективы на урожай в этом году выглядят как раз вполне себе прилично. Ожидается небольшое снижение (с 144,9 млн тонн в 2023 году до прогнозных 132 млн тонн в 2024 г), но в целом показатели неплохие. Думаем, что Россия найдет, кому продать свое зерно. Между тем, продовольственная ситуация в Европе будет находиться в зоне риска до тех пор, пока продолжается война на Украине. Сельскохозяйственные мощности Киева могли страховать от «черных лебедей» внутри ЕС. Сейчас же, стараниями той же Европы, Украина – это один большой «черный лебедь».

Федор Кирсанов

Источник: