Вечером 23 июня в Дагестане был совершен двойной теракт: боевики одновременно атаковали Махачкалу и Дербент. Целями террористов стали два православных храма, синагога и пост ДПС. В ходе нападения боевики оказали ожесточенное сопротивление и несколько часов вели перестрелку с полицейскими. Жертвами террористических атак стали пожилой священник, охранник храма, а также более 15 сотрудников правоохранительных органов, включая главу полиции города Дагестанские Огни. В республике был введен режим контртеррористической операции (КТО). В настоящее время продолжатся установление и поиск пособников боевиков.

Первые сообщения о нападении вооруженных людей стали появляться в воскресенье около 18:00. В то время в Дербенте боевики с автоматическим оружием напали на православный храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице Ленина. В момент нападения в церкви шла служба в честь праздника Святой Троицы — там находились около 40 прихожан.

По словам очевидцев, боевики ворвались внутрь, расстреляли охранника Михаила, который был вооружен лишь газовым пистолетом, а затем накинулись с ножом на 66-летнего настоятеля, протоирея Николая Котельникова. Известно, что священник не выжил после выстрела, произошедшего на глазах у жены, когда он пытался преградить террористам путь в церковь. Священнослужитель служил у алтаря порядка 40 лет, он стал прототипом одного из героев знаменитого местного памятника.

Еще одной целью боевиков в Дербенте стала местная синагога: ее подожгли и огонь стремительно охватил все здание. Примерно в то же время в Махачкале был атакован пост ДПС на на улице Ермошкина — один полицейский погиб, еще шестеро получили ранения. После этого полицейские в Дербенте и Махачкале приступили к поиску и ликвидации боевиков.

В Махачкале перестрелка с полицией происходила в непосредственной близости от православного храма, где забаррикадировались 19 прихожан. Из-за этого в ряде Telegram-каналов появились сообщения, что прихожане стали заложниками боевиков — но позже эту информацию опровергли в МВД Республики.

Около 20:30 в Национальном антитеррористическом комитете (НАК) сообщили, что в Дагестане введен режим контртеррористической операции (КТО) из-за нападений в Махачкале и Дербенте. Глава Дагестана Сергей Меликов заявил, что в регионе создан оперативный штаб, а также призвал местных жителей сохранять спокойствие и не поддаваться панике — именно на это, по его словам, и рассчитывали нападавшие.

Около 22:00 муфтият Дагестана сообщил о том, что жертвами террористических атак стали девять человек, из них семеро — сотрудники правоохранительных органов. Вероятно, двое погибших из числа гражданских лиц — это протоирей Николай Котельников и охранник храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Позже, в 22:30, в МВД России сообщили о том, что одним из погибших оказался начальник отдела полиции города Дагестанские Огни — он скончался от тяжелого ранения во время перестрелки с террористами в Дербенте. В муфтияте Дагестана также рассказали, что в ходе «чудовищных по своей жестокости» преступлений пострадали 25 человек.

Чуть позже глава Дагестана Сергей Меликов привел новые данные о жертвах атаки террористов: по последним подтвержденным данным, число жертв нападения террористов в Дагестане составило 19 человек. Среди них 15 сотрудников правоохранительных органов и четверо гражданских лиц.

Около 23:00 в НАК заявили о завершении в Дербенте активной фазы КТО — в ходе нее двое боевиков были ликвидированы. Ближе к двум часам ночи НАК сообщил, что нейтрализовано пять террористов: трое в Махачкале и двое — в Дербенте.

Расследование уголовного дела проводится по трем статьям Уголовного кодекса России — 205 («Теракт»), 222 («Незаконный оборот огнестрельного оружия») и 226 («Хищение огнестрельного оружия»).

Как установло следствие, в числе нападавших оказалось трое родственников главы Сергокалинского района Магомеда Омарова, его сыновья Осман и Адиль Омаровы, а также его племянник 32-летний Абдусамад Амадзиев, который ранее сам служил полицейским. После появления сообщений о задержании своих родственников чиновник подал в отставку. По данным СМИ, еще один из дагестанских террористов оказался бойцом ММА Гаджимурад Кагиров, который ранее представлял клуб Eagles MMA Хабиба Нурмагомедова. Telegram-канал Mash пишет, что Кагиров — двоюродный племянник экс-мэра Махачкалы Мусы Мусаева, в перерывах между тренировками он работал у дяди водителем-охранником. В 2018 году Мусаева приговорили к четырем годам колонии за махинации с земельными участками. Позже стало известно о том, что один из участников теракта до 2021 года возглавлял местное отделение «Справедливой России – За правду», но был исключен из партии. Об этом сообщил лидер партии Сергей Миронов.

После этого в село Сергокалы отправились полицейские, чтобы задержать Омарова. На площади в центре села машину с сотрудниками правоохранительных органов обстреляли неизвестные, один из полицейских получил ранение. Несмотря на этот инцидент, Омарова все-таки задержали — его начали допрашивать сотрудники Федеральной службы безопасности  России, а дома у чиновника прошел обыск.

Омаров-старший на допросе рассказал силовикам, что знал о приверженности сыновей к радикальным идеям. Он пояснил, что некоторые из восьми его отпрысков были ваххабитами на протяжении нескольких лет. К радикализму также склонялся и его племянник. Родственники взглядов молодых людей не поддерживали. Свою принадлежность к ваххабизму чиновник отрицает и утверждает, что не общался с сыновьями. При этом близкий знакомый Омарова рассказал, что сыновей чиновника, участвовавших в нападении на Махачкалу, могли завербовать через близких родственников. "Знаю двух старших сыновей Магомеда — хорошие ребята. Один — руководитель МФЦ в Махачкале. Нападавшие же — младшие братья. Они могли попасть под влияние завербованных родственников". Он добавил, что в Дагестане по-прежнему есть проблема со «спящими ячейками» ваххабитов и большим влиянием радикальных проповедников на молодежь. 

За атаками могут стоять международные террористы

На момент публикации этого материала никто пока не взял на себя ответственность на атаки на города в Дагестане. Однако, как заявил источник в правоохранительных органах, нападавшие могут иметь отношение к международной террористической организации. "Судя по действиям нападавших, их выкрикам и внешнему виду, террористы принадлежат к исламистской террористической организации".

По словам источника, в Дагестан в ближайшее время вылетят сотрудники Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России. Силовики предполагают, что нападения были спланированы заранее, в частности, нападения на православные храмы совпали с Днем Святой Троицы, большим православным праздником.

Атаковавшие Махачкалу и Дербент террористы планировали теракты около месяца — с середины мая. Как сообщает Telegram-канал Shot, в день нападений они координировали свои действия в закрытом чате. Главной целью боевиков оказался настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Дербенте Николай Котельников. Его фотография была закреплена в их чате.

Знакомый священнослужителя, с которым расправились террористы, рассказал, что отцу Николаю ранее систематически угрожали. По словам религиоведа Романа Силантьева, священнослужитель, ставший жертвой террористов, нес службу в достаточно тяжелом месте. «Дербент — древний и красивый город, но с точки зрения ваххабитов — проблемы», — сказал Силантьев, напомнив о теракте, произошедшем в храме Кизляра десять лет назад.

Кроме того стало известно, что террористы, которые атаковали Дербент и Махачкалу, среди прочего использовали иностранное оружие — в том числе американскую штурмовую винтовку AR-15. У этой винтовки есть множество модификаций, она пользуется дурной славой, поскольку такое оружие часто выбирают для массовых расправ.

Стоит отметить, что эти атаки в Дагестане стали первым серьезным терактом в Республике за последние 12 лет. Предыдущий подобный случай произошел в Махачкале в мае 2012 года. Тогда из-за двух взрывов на полицейском посту погибли 13 человек и более 120 пострадали.

Атаки связали со «спящей ячейкой» исламистов

Как рассказал на условиях анонимности действующий сотрудник правоохранительных органов, специализирующийся на религиозном экстремизме, в Дагестане могла активизироваться «спящая ячейка», которая выпала из поля зрения силовиков. По словам источника, растущая проблема религиозного экстремизма на юге России связана с международной активизацией террористических движений. Проведение специальной военной операции (СВО) отвлекло внимание и силы от Сирии, а осложнившаяся международная обстановка лишь усугубила ситуацию. "Все это наложилось на внутрироссийские противоречия, вытекающие из клановых войн в кавказских республиках. Сегодня эти противоречия не только обострились, но и искусственно возобновляются", - заявил специалист по религиозному экстремизму.

Как отмечает собеседник, в последнее время спецслужбы фиксируют активизацию «спящих ячеек» и возврат к деятельности тех экстремистов, которые из страха перед возможным наказанием отошли от дел. На этом фоне у правоохранительных органов в силу ряда ведомственных проблем не хватает сил на профилактическую работу.

Одна из причин — в том, что рост повседневных задач с начала СВО отвлек значительные силы. Кроме того, бороться с терроризмом можно только в международном формате, а сейчас эта борьба не ведется так, как велась еще три года назад. И происходящее — закономерный результат приостановки международного сотрудничества.

Между тем, по словам источника, запрещенная в России международная террористическая организация «Исламское Государство» (ИГ) так и не была разгромлена, не отказалась от своих задач и наращивает активность во многих странах. При этом ряд западных спецслужб в ходе противостояния с Россией начал заигрывать с террористами. "Нам известно из неофициальных источников, что нескольким крупным полевым командирам ИГ гарантирована индульгенция в случае, если они обратят свою активность на Россию" - заявил сотрудник правоохранительных органов.

В итоге религиозный экстремизм возрождается, а лидеры террористов стремятся к быстрым результатам, которые обеспечат им финансирование. Одновременно растут потоки нелегального оружия и взрывчатки с территории Украины, как это всегда бывает во время военных действий. А контроль за этими потоками не просто снижен — он почти сошел на нет. Впрочем, по словам правохранителя, куда большие опасения вызывают даже не эти факты, а рост числа молодых людей как в республиках бывшего СССР, так и в России, которые попадают под влияние разного рода джихадистов и начинают учиться у них. Под видом религии эти молодые люди учатся организации терактов. В последние месяцы в несколько раз возрос трафик лекций, разъяснений и уроков для приверженцев радикального фанатизма. Причем трансляции идут почти во всех соцсетях и мессенджерах.

К теракту в Дагестане может быть причастно ИГ

Почерк совершенных в Дагестане терактов напоминает действия ИГ — об этом заявил востоковед, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов.

По словам Семенова, ИГ в последнее время очень активизировалось — к примеру, недавно теракты, направленные против христиан, были совершены в Конго. Не исключено, что террористы причастны и к нападениям на Дагестан: своими действиями они могут пытаться дестабилизировать российское общество и посеять в нем недоверие к мусульманам.

При этом Семенов не исключил след украинских спецслужб в этих нападениях. По словам эксперта, в целом Дагестан давно стал довольно горячей точкой из-за недоработок и многочисленных ошибок, допущенных властями. "В Дагестане не удалось вовремя подавить радикальные настроения. Сейчас в регионе особенно много представителей радикальных течений ислама. Больше всего их как раз в Дербенте и Махачкале, а местные власти как будто этого не замечают".

Между тем ранее дагестанский Telegram-канал «Спросите у Расула» сообщал, что напавшие на синагогу в Дербенте оставили на ее дверях надпись — там краской были написаны числа 2:120 и 8:39. Как рассказал Кирилл Семенов, в 120-м аяте второй суры Корана пророк Мухаммед получает предостережение о том, что христиане и иудеи будут пытаться переубедить его в истинности ислама. Там также сказано, что христиане и иудеи никогда не будут им довольны, пока он не откажется от своей религии.

В 39-м аяте восьмой суры призывают к сражению с многобожниками. Эта сура относится к периоду противостояния мусульман с мекканскими многобожниками во времена Пророка, однако сторонниками джихадизма она трактуется более широко — как призыв к войне с немусульманами и даже с теми мусульманами, которые не разделяют этих взглядов.

По словам Кирилла Семенова, сегодня многие недоброжелатели России открыто подстрекают дагестанцев к антигосударственным акциям. Поэтому местные власти должны выводить на первый план тех деятелей, которые пользуются уважением среди всех религиозных жителей — тогда ситуация в регионе может измениться, считает он.

В СПЧ заявили о «заигрываниях с радикалами» в Дагестане

Косвенной причиной двойного теракта в Дагестане могла стать череда ошибок региональной власти, а также заигрывания с радикалами, которых в регионе становится все больше в последние годы. Такое мнение высказал член Совета по правам человека при президенте (СПЧ), председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. "Власти профукали ситуацию. В Дагестане сильно расслабились, если террористами становятся даже дети чиновников", - сказа он.

Эксперт призвал работать с любым человеком, который продвигает радикальные идеи, как с потенциальным террористом. Он подчеркнул, что необходимо усилить меры по борьбе с распространением радикализма в Дагестане, иначе можно получить большие и регулярные проблемы.

При этом член СПЧ напомнил, что Дагестан всегда был пророссийским многонациональным регионом, в котором выступали против любых проявлений религиозного радикализма. Однако со временем ситуация начала меняться — образованные местные жители, которые и были носителями культуры, стали покидать регион. Их места начали занимать люди с радикальными взглядами, которые перетягивали на свою сторону молодежь. Например, какое-то время назад в регионе начались заигрывания со спортсменами из MMA, открыто демонстрирующими радикальные настроения.

По словам Кабанова, пока таких радикалов среди местного населения все еще меньшинство, но они уже диктуют повестку. При этом в Дагестане до сих пор никто не принял реальных шагов для того, чтобы «задушить это в зачатке».

К слову, как пишет Telegram-канал Baza, одним из ликвидированных боевиков оказался 28-летний боец ММА Гаджимурад Кагиров — об этом сообщают дагестанские паблики. Кагиров — уроженец Сергокалинского района Дагестана, мастер спорта по вольной борьбе. За свою карьеру он провел два боя в ММА и оба выиграл. В 2021 году Кагиров представлял школу единоборств имени Абдулманапа Нурмагомедова, отца бывшего чемпиона Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) Хабиба Нурмагомедова.

Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов считает, что причиной террористической атаки в Дагестане стала безнаказанность после погромов в аэропорту Махачкалы 29 октября 2023 года. «Тогда разные „авторитеты“ стали призывать освободить погромщиков, „не ломать молодым ребятам жизнь“. Я против того, чтобы кому-то ломать жизнь. Но именно безнаказанность кружит нестойкие головы, толкает на преступный путь, помогает подстрекателям, вершить свое черное дело, оставаясь в тени. И то, что погром в аэропорту остался без серьезных последствий — одна из причин нового теракта», — заявил Миронов.

Минувшей осенью в Дагестане начались провокации

Ранее СМИ сообщали о провокаторах, которые с помощью социальных сетей хотели вызвать недовольство среди жителей Дагестана. Были созданы Telegram-каналы, в которых публиковали фейковые сообщения о масштабных сокращениях на предприятиях, дефиците лекарств и продуктов.

А 29 октября 2023 года после атаки ХАМАС на Израиль и последующих ответных действий в Дагестане произошли массовые беспорядки. По данным МВД, около 1200 человек собрались в аэропорту Махачкалы в ожидании рейса WZ 4728 Red Wings Airlines, на котором из Тель-Авива в республику якобы должны были прилететь еврейские беженцы. Агрессивная толпа прорвалась на взлетно-посадочную полосу, пыталась атаковать самолет, а также повредила имущество аэропорта. В ходе столкновений пострадали 23 сотрудника полиции.

Впрочем, последовавшие за этим задержания и аресты не остановили участников октябрьского погрома в аэропорту. По подсчетам экспертов, ущерб, нанесенный воздушной гавани Махачкалы, составил 285 миллионов рублей. 240 участников массовых беспорядков получили наказание в виде административных арестов, штрафов и обязательных работ. Пятерым обвиняемым инкриминируется участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ), одному из них — применение насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ).

Следствие установило, что организаторами беспорядков были Илья Пономарев (физическое лицо, внесённое в список террористов и экстремистов РосФинМониторинга), Исраил Ахмеднабиев (известный как проповедник Абу Умар Саситлинский, физическое лицо, внесённое в список террористов и экстремистов РосФинМониторинга) и Абакар Абакаров, имеющие связи с Telegram-каналом «Утро Дагестан», где распространялись призывы к протесту против прилета израильских граждан.

Подготовлено редакцией Antiterror Today по материалам СМИ

 

 

 

По версии следствия, пятеро подсудимых входили в число 136 участников беспорядков, личности которых удалось установить. Еще более 1,5 тыс. человек, прибывших в аэропорт, остались неустановленными.

Дело передано в суд в Армавире. Перенос процесса в другой регион связан с опасениями о возможном давлении на суд со стороны обвиняемых, имеющих связи в правоохранительных органах и судейском корпусе Дагестана.