У меня уже выходил текст (Первую часть см.ниже) о том, что важно знать о Евромайдане в частности, и о майданах в принципе. То была суть первая. Пришло время говорить о сути второй – о том, что движет людьми, которые должны стать поленьями, отправленными в печь майдана. Например, сейчас, когда поджигают Грузию.

Есть такой то ли штамп, то ли мем, неважно – люди со светлыми лицами. Так говорят о тех, кто, сейчас буду намеренно упрощать, выступает против режима, против власти, против системы. Но – и это важно – что характерно исключительно против определённого режима, против конкретной власти, против только одной системы. 

Несправедливость в других местах они предпочитают не замечать. И это, соответственно, порождает ответную иронию, весьма кислотную, едкую, порождает протест. Правда, и от того, и от другого людям со светлыми лицами, в общем-то, всё равно. Они либо реально не замечают, либо научились не замечать подобного диссонанса. 

Однако не спешите метать бомбы критики в людей со светлыми лицами, ибо у многих из них лица действительно светлы, а мотивация порядочна и здрава. Проблема тут в другом. Это классический сюжет, который мы знаем по фильмам (например, по «Звёздным войнам» и десяткам других): в определённый момент те, кто стремился, так им казалось, к свету, перешёл на тёмную сторону

Я хорошо это помню по «оранжевому» майдану (2004) и очень хорошо по Евромайдану (2013-2014 гг.). Моя преподавательница клинической психологии, киевлянка, абсолютно адекватный, мыслящий человек, вдруг стала ходить на площадь Независимости – изначально просто чтобы быть с народом. Через пару недель она разбирала брусчатку, чтобы швырять ей в представителей власти. Через месяц могла ударить меня за неудобные вопросы

Что произошло с ней? Что происходило и происходит с тысячами таких людей? Как вышло, что пожилой писатель, цитировавший Борхеса и Казакова, получавший премии в России, вдруг предлагает пытать и убивать русских? Я говорю о том, что происходило с ним, этим писателем, ещё до СВО. Это изначально сидело в нём? Или это приобретённое? 

Тёмная сторона – тут вовсе не аллегория. Насилие, уничтожение, агрессия – это всегда тьма. И когда толпа избивает или сжигает полицейского или просто случайного прохожего, воцаряется зло. Заметим, это делают те, кто ещё недавно выступал против любой формы насилия. Свежий пример – Юрай Чинтула, состоявший в комитете «Против насилия», а по итогу стрелявший в премьер-министра Словакии Роберта Фицо.

Первое, что затягивает людей со светлыми лицами на тёмную сторону, это, конечно, ощущение толпы и даже братства. Оно наполняет изнутри и усиливает выработку эндорфина, дофамина, серотонина и тому подобных гормонов. Становится хорошо и, что важно, не одиноко. В атомизированном обществе, где каждый существует отдельно от другого, в клетке собственного экзистенциального одиночества, это весьма серьёзное достижение

Второе – ощущение вседозволенности. Опять же, есть немало фильмов, где мы видим, как желание разрушать, грабить, насиловать, подчас убивать даже – appetite for destruction – выходит наружу, будто оболочка прорвалась. Так происходит, когда остаются в стороне сдерживающие факторы, главными из которых являются мораль и способность видеть в другом человека. Майданы высвобождают энергию разрушения, словно демона выпускают наружу

И, наконец, третье – ницшеанское «благими намерениями вымощена дорога в ад». Я настаиваю на том, что нельзя маркировать людей со светлыми лицами как изначальных злодеев и разрушителей. Наоборот, многие из них руководствовались вполне благими намерениями: чувством справедливости, желанием перемен, надеждой на лучшую жизнь. Однако именно тех, кто верил больше других, используют наиболее эффективно. Циники, вот где парадокс, творят куда меньшее зло

Как оно выглядит? И почему я маркирую эти последствия как зло? Всё очень просто: «узнайте по плодам их». Посмотрите, что получается в итоге. Сколько насилия, сколько крови, сколько смертей… Да, вслед за Тайлером Дёрденом можно повторить заезженное «не разбив яиц, омлет не приготовишь». Но чьи это яйца? 

Вспоминаем Арсения Яценюка, кричащего «лучше мне пулю в лоб», но ведь пули во лбы получили совсем другие. Они в могилах, а где сам Яценюк? И главное – каков на вкус этот омлет? Можно ли его есть? Подпустят ли к нему в принципе? Или его станут есть совсем другие выгодополучатели? 

Так получается не потому, что люди со светлыми лицами были злодеями, присягнувшими тьме. Наоборот, многие из них хотели созидать, но проблема в том, что внутри них существовала пустота, которая очень быстро, по самому закону природы, заполнилась ложными целями и идеалами. Да, их опять обманули. Нас почти всех, чего уж там, обманули. 

Однако этого бы не произошло, если бы внутри у них, у нас не зияло столь чудовищной пустоты. Метод борьбы на баррикадах неэффективен. Куда важнее и эффективнее предотвращение зла, борьба с ним до его воцарения, а для этого необходимо наполнять и окружение, и окружающих смыслами. Тем, что априори не может, такое будет в принципе невозможно, вытеснено ложным. Это лучшая прививка от зла, часто творимого теми, кто хотел добра. 

Как в «Фаусте»» – только наоборот. Там было: «Я часть той силы, что вечно хочет добра и вечно совершает благо». Здесь же целью ставилось благо, но совершилось зло. Весьма знакомый сюжет, не правда ли?..

Платон Беседин

Источник:

Смыслы Евромайдана: суть первая – snuff-продюсеры победили

Время летит быстро, да. И эту банальность я произношу не ради собственно банальности, а чтобы подчеркнуть другое. То, что было по-настоящему ярким, выпукло-ярким, никуда не исчезает, не уходит – оно вгрызается в память и остаётся там, как часть единого целого. Хуже – при определённых обстоятельствах оно будто бы оживает: со всем своим спектром эмоций, чувств, ощущений. Вот так обстоит у меня и с Евромайданом, которому исполнилось 10 лет. С его окончания и начала новой истории Украины. Меж тем история это если изучена, то скорее поверхностно. Что ж, пришло время заглянуть в суть.

Евромайдан – это, вероятно, одна из самых чудовищных как по своему влиянию, так и по своему масштабу политическая постановка, спектакль, в котором у людей главным образом изначально не было шансов. Данное шоу подготавливали не месяц, не два, не год. Это была поступательная, системная история, начинавшаяся и зачинавшаяся как реванш «оранжевых» после своего фиаско после майдана первого. Однако те оранжевые пляски на самом деле изначально не подразумевали распада страны на части.

С Евромайданом всё обстояло хуже, гораздо хуже. Он изначально задумывался как акт изнасилования страны и её народа после того, как их накачают специальными препаратами. Я намеренно использую столь жестокий и даже несколько вульгарный образ. После Евромайдана украинцам не оставляли шансов на какую-либо самостоятельность. Их страна превратилась в поле для экспериментов, в гигантскую лабораторию, на которой будут проводить социальные, политические, военные опыты

Напомню, что подготовка к тому шла по всем фронтам. Майдан стартовал в ноябре 2013-го, а в апреле того же года началась акция «Вставай, Украина!». Формальным поводом к её проведению стала отсидка Юлии Тимошенко. При этом, что забавно, Юлия Владимировна искренне верила, будто ей дадут «свои 15 минут славы» – пост, должность, статус. Впрочем, тогда многие политики старой формации в это верили. Что конкретно до Юлии Владимировны, то я когда-то очень удачно, на мой взгляд, назвал её «лучшей актрисой второго плана». Она всегда не дотягивает до первого места.

В качестве подготовки можно назвать и так называемое «Обращение религиозных организаций к Евросоюзу», в котором христиане, католики, протестанты, адвентисты, баптисты, буддисты Украины и другие просили Россию не мешать европейскому пути Киева. Это был страховочный документ, конфессионально подготавливающий тотальный раскол страны и народа, который мы наблюдали позднее, когда начались гонения на православную церковь и православную паству. Любопытно, что на «Обращении» ниже подписи раскольника Филарета стояла подпись тогдашнего митрополита УПЦ МП Владимира (Сабодана), но он был очень и очень болен. Таких заготовленных «патронов» было великое количество: от подготовки в специальных лагерях боевиков до тренинговых консультаций политиков

Суть, ещё раз подчеркну, в том, что всё готовилось заранее – и готовилось глобально. Иногда в этой подготовке вольно или невольно (второе вероятнее) участвовала сама украинская власть, возглавляемая Виктором Януковичем. Так, например, создавалась печально известная партия «Свобода» во главе с Олегом Тягнибоком – по задумке Киева, она должна была оттянуть часть голосов у Ющенко и всё той же Тимошенко. Любопытно, что такую «консерву» заготовили российские консультанты – политтехнологи, которые ныне не слезают с федеральных телеканалов РФ. Так, а где же сама «Свобода»

Очевидно, что все эти тягнибоки и яценюки после окончания Евромайдана должны были быть отправлены в утиль за ненадобностью. «Мавр сделал своё дело – мавр должен умереть». А как же Пётр Порошенко? Он стал компромиссной фигурой, я бы так сказал, мостиком переходного периода из никуда в ниоткуда. Его появление во многом объяснялось тем, что ещё не были достаточно подготовлены политики новой формации, которые должны были бы формально возглавить страну, а на деле обеспечивать связь с Западом (использую этот термин для удобства). При этом весомую – местами ключевую – роль играли менеджеры, обеспечивающие работу специальных фондов, а также распределение средств.

Одним из таких людей являлся Мустафа Найем, с легендарного поста в социальных сетях которого и начался Евромайдан. Украинцы откликнулись бодро. И уже этот факт показывает, какую подготовку демиурги Евромайдана провели именно в социально-психологической сфере. Людей методично обрабатывали долгое время, чтобы они, напитанные идеей ложной справедливости, оказались готовы идти до конца. Яценюк сформулировал это как «лучше пулю в лоб». Сам он, конечно, никакой пули не получил. Убили же обычных людей, фактически посланных на заклание, убили свои же. 

Считается, что это была крайняя мера заговорщиков. Нет, это тоже вписывалось в план демиургов / продюсеров. Евромайдан был колоссален в первую очередь тем, как там до, во время и после всё срежиссировали в мельчайших деталях: наклейки на заборе с карикатурами на Путина и Януковича; колбаска и сальце, нарезанные по-домашнему; странные люди, вскакивающие на ящики, чтобы произнести искренние, а на самом деле заготовленные речи и прочее, прочее. Всё это перед моими глазами сейчас, и, да, дьявол, действительно, кроется в деталях, а дьявол – это отец лжи и смуты; вот их в достатке заготовили для Украины. 

То, что по итогу к власти пришли медиамендежеры – логичное следствие произошедшего. Зеленского называют клоуном и актёром, но он в первую очередь сильный медиаменеджер, продюсер, сделавший немало внушительных проектов. Он своего рода проводник между продюсерами-демиургами Евромайдана и новой реальностью, в которой нет и априори не может быть ничего реального. Здесь всё создаётся ради картинки, ради рейтингов, ради донатов: только одни получают их на амуницию, другие – на оружие, третьи – на всю страну. Очевидно, что шоу это работает лишь тогда, когда включает в себя две главные составляющие – страх и стёб. Чем больше крови, тем лучше для продюсеров – это добавляет картинке реальности.

 

Возможно, подобное звучит несколько, хм, специфически. Однако я настаиваю на том, что Евромайдан если не открыл, то закрепил (да, так правильнее) новую медиареальность, где сомневаться можно и нужно во всём, где человеческое сознание похоже на пластилин, где человек руководствуется главным образом чем-то вроде вау-факторов и так далее, и так далее. Евромайдан не просто закрепил это на Украине – он превратил целую страну уже не только в поле для экспериментов, но и в своего рода съёмочную площадку, где западные продюсеры делают snuff-видео, в котором убивают, но и оно само убивает. Как это у них получилось – прежде всего, психологически – мы обсудим в следующем материале (а теперь см. выше).

Поэтому они не остановятся – наоборот. Ведь мы помним хрестоматийное: шоу должно продолжаться – иначе как они там без донатов?

Платон Беседин

Источник: